Кинолента "Обыкновенное чудо" Марка Захарова — не просто фильм, а настоящее сокровище кинематографа. Эта сказка для взрослых полна искренности, мудрости, грусти и юмора. Захватывающий сюжет, прекрасные актеры, чарующие мелодии и блестящая режиссура — все это делает фильм по-настоящему незабываемым. Главные герои настолько тонко и точно передают эмоции, что зритель буквально окунается в волшебный мир сказки. Во время съемок на площадке происходили немало маленьких чудес.
Сильная команда — это успех
Юлий Ким написал прекрасные тексты к песням./ Фото: https://cdn-st3.rtr-vesti.ru/
Марк Захаров сначала не хотел экранизировать пьесу Евгения Шварца, но возможность снять любимых актеров заставила его взяться за проект. Режиссер работал с сильной командой: художник-постановщик Людмила Кусакова, оператор Николай Немоляев, поэт Юлий Ким и композитор Геннадий Гладков. Впоследствии Захаров признался, что для погружения в работу использовал песни Джо Дассена, чтобы создать приятую, романтическую атмосферу. Отличный коллектив позволил Захарову преодолеть первоначальные сомнения, ну а фильм вышел прекрасным.
Примечательно, что предыдущая экранизация пьесы (1964 год, режиссер Эраст Гарин), была не слишком успешной. Однако Захаров сумел избежать повторения ошибок и создать уникальное произведение. Его подход к режиссуре и сотрудничество с талантливыми людьми создали настоящее чудо.
Музыкальные нюансы и причем тут Джеймс Бонд
Миронов был единственным актером, который пел свои партии самостоятельно./ Фото: https://topwar.ru/
Одним из интересных моментов в фильме является музыкальная композиция, звучащая в начале, которая напоминает знаменитую тему из кинолент о Джеймсе Бонде. Эта схожесть не случайна: режиссеру очень нравилась музыка Джона Барри и серии фильмов об агенте 007, и он намеренно включил этот музыкальный элемент в свою работу.
В процессе создания ленты было создано 6 оригинальных песен, но в конечном итоге в картину вошло лишь 5 композиций. Среди не использованных была "Песенка охотника" (исполнена Михаилом Боярским и позже выпущена на отдельной пластинке). Что касается исполнителей, то Миронов оказался единственным актером, который пел свои партии самостоятельно. За остальных работали профессиональные певцы (Лариса Долина и Леонид Серебренников), чьи голоса гармонично вписались в музыкальную ткань фильма.
Абдулов, Янковский, Симонова и Леонов: без проблем не обошлось
На съемках с актерами часто происходили различные казусы.
Первоначально Захаров рассматривал Александра Збруева на роль Медведя, но актера не заинтересовало предложение. Тогда режиссер обратил внимание на Александра Курепова, однако тот решил остаться во Франции после гастролей. В результате пробоваться пригласили Александра Абдулова. Актер с иронической улыбкой согласился, заметив, что обычно он проходит пробы, но в итоге роль достается Костолевскому. Эта фраза произвела на Захарова столь сильное впечатление, что он впоследствии смог убедить худсовет в том, что Абдулов подходит для роли.
Члены худсовета выражали сомнения по поводу того, сможет ли молодой актер гармонично влиться в коллектив известных актеров. Однако Захаров смог отстоять своего кандидата, и Абдулов получил роль Медведя. Александр выражал глубокую благодарность Захарову за предоставленный шанс. Он считал, что оказаться в компании выдающихся актеров было для него огромной удачей. А также подчеркивал то, что он смог найти свое место в этом блистательном коллективе благодаря коллегам. Молодой актер смог раскрыть свои творческие способности и внести свой вклад в создание фильма.
Перед началом съемок Захаров предупредил Абдулова, что ему придется выполнять трюки самостоятельно, включая верховую езду. Абдулов, хотя и не имел большого опыта в обращении с лошадьми, уверенно заявил, что не нуждается в дублере и способен справиться со всеми заданиями. Однако такая самоуверенность вскоре привела к неприятному инциденту. Во время съемки эпизода, когда Медведь на полном скаку влетает под арку и залезает в окно, актер допустил ошибку. Он не успел выдернуть ноги из стремян и упал. Одна нога осталась в стремени, лошадь проволокла его несколько метров. Несмотря на это актер отклонил предложение Захарова использовать дублера и решил повторить сцену. Во время второй попытки он смог успешно выполнить трюк, доказав свою решимость и профессионализм.
Когда все приготовления к съемкам были уже завершены, Олег Янковский внезапно оказался в реанимации. У него был сильный сердечный приступ. Режиссер немедленно отправился в больницу, чтобы оказать актеру моральную поддержку и заверить его, что съемки будут отложены до его выздоровления. Позже Янковский говорил, что роль Волшебника стала для него ключевой в карьере, открыв путь к другим знаковым ролям, таким как Свифт, Мюнхгаузен и Дракон. Гримеры и костюмеры работали над созданием образа Волшебника с большим старанием. Янковскому пришлось примерить множество костюмов, прежде чем был найден идеальный вариант: безразмерная шерстяная кофта, рубашка с кружевами и водолазка.
При начале работы над новым фильмом Марк Захаров обычно имел четкое представление о том, кто будет играть главные роли. Однако в случае с Принцессой он оказался в затруднении. По требованию худсовета необходимо было провести фотопробы, но Захаров не знал, кого звать. В результате на пробы были приглашены несколько актрис (Вера Глаголева, Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Евгения Глушенко и Евгения Симонова). Последняя и получила роль, хотя режиссер долгое время сомневался в выборе. Оператор Немоляев сыграл решающую роль в утверждении Евгении, сняв ее в черном мужском костюме так изящно, что Захаров согласился.
На съемках с актрисой постоянно происходили казусы. Во время эпизода в песчаном карьере актриса оказалась в опасной ситуации: песок начал засасывать ее. Абдулов, пытаясь помочь девушке, сам начал проваливаться. Дежурные пожарные сумели вовремя вмешаться и спасти актеров.
Еще одна неприятность произошла во время съемки сцены с пистолетом. Евгения боялась оружия и не хотела стрелять. Захаров с трудом уговорил ее, но и на пленке видно, что принцесса стреляет с зажмуренными глазами. К сожалению, роль Принцессы оказалось для Евгении Симоновой не только удачей, но и проклятием. К ней приклеился штамп, предлагались похожие роли, что ограничивало ее возможности разносторонней актрисы.
Евгения Леонова предложение участвовать в съемках застало внезапно, и он оказался перед трудным выбором. С одной стороны, ему не хотелось отказывать Марку Захарову, с другой — была запланирована поездка в Германию. В результате он предложил компромисс: он будет сниматься в течение десяти дней, но с условием очень плотного графика съемок. Это привело к тому, что Леонов часто приходил на съемку, не зная своей роли, и вынужден был учить текст «на бегу». Однако это не помешало ему. Актер легко импровизировал, помогая режиссеру в поисках оптимального решения.
Марк Захаров высоко оценивал вклад Леонова в создание фильма. По его словам, Евгению Павловичу удавалось предложить дубль, который в результате оказывался более удачным, чем режиссерский вариант.
Декорации из мусора и наряды героев с особым смыслом
Многие декорации были сделаны из вещей, найденных на свалке./ Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/
Марк Захаров обычно принимал во внимание советы Евгения Леонова, но в одном случае он решил поступить по-своему. Леонов советовал ему удалить эпизод, когда Король приветствует народ, маша рукой в стиле членов Политбюро. Актер опасался, что эта сцена может привести к запрету фильма, но режиссер оказался прав: цензоры не нашли в ней ничего предосудительного. Однако другие, казалось бы, безобидные эпизоды вызвали неожиданные сомнения у цензоров. Например, песенка о воробье и бабочке была названа подозрительной. Проверяющие нашли в ней интимный подтекст: птица преследует насекомое с определенной целью. Режиссеру пришлось приложить значительные усилия, чтобы убедить цензоров в невинном толковании песни. Помогло и то, что песню исполнял популярный Миронов. Однако Захаров не смог отстоять другую фразу "Стареет наш королек". Она была вырезана из-за ярких аналогий с дряхлеющим Леонидом Ильичом.
Декорации дома Волшебника на самом деле были сделаны из мусора. Кинохудожник Людмила Кусакова рассказала, что массивные часы и корабль с волшебным глобусом были созданы из деталей, найденных на свалке. Это же относилось к зеркалам, старинным гравюрам, древним манускриптам. Что поделать, дефицит.
Каждый наряд и образ в фильме имеет свой смысл. К примеру, изображение дракона, которое появляется несколько раз в фильме — копия гравюры Иоганна Цана (1702 год). Рисунок в фильме — символ усталой души Волшебника. Его костюм состоит из трех слоев: вязаная кофта символизирует его домашний образ жизни, ослепительно-белая блузка с кружевами — мечтательность и доброту, а скромная водолазка и толстая цепочка на шее показывают, что перед зрителем колдун. Образ Ирины Купченко (жена Волшебника), контрастно отличается от образа мужа. Ее домашнее платье с фартуком указывает на романтизм и интеллигентность героини.
Наряды других героев также имеют свой смысл. Медведь и Принцесса имеют похожие по стилю костюмы, символизирующие чистоту души и романтичность. Образ короля синтезирует грубую корону из железа (символ власти) с костюмом, который подходит шуточному, несерьезному герою.Огромная шляпа придворной дамы Эмилии подчеркивает ее непростой характер и высокий социальный статус. Все герои фильма, даже отрицательные, невероятно обаятельны, вызывают интерес зрителей, оставляют неизгладимое впечатление.
Дочь Александра Абдулова пошла по стопам отца: Не помнит отца Александра Абдулова, но выросла его копией и поступила во ВГИК.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: