Как и зачем собирали слёзы раньше и что узнавали с их помощью: Что такое слезницы и елейницы

Печаль и траур по ушедшему человеку переживают по-разному, но как доказать степень боли? Для этого в древние века придумали простой способ – по количеству слез, которые собирали в сосуды. Чем больше наплакала женщина, тем сильнее она горевала. Именно их горе измеряли слезницами, которые потом закапывали на могиле, а по уровню слез в них можно было судить, когда заканчивался траур.
Что такое лакриматорий

Лакриматорий - флакон для слез.
Раскопки древних захоронений дали пищу для ума ученых и археологов, чтобы разгадать их предназначение. В итоге было сделано предположение, что сосуды, найденные в могилах, являются ничем иным, как лакриматориями. Сложное название по-простому означает слезницу, потому что Lacrima – это слезы. Это сосуд небольшого размера с тонким горлышком, который плотно закупоривается пробкой. Плачущая вдова должна была прикладывать его к глазам и собирать слезы, чтобы все удостоверились в ее печали.
В Древнем Риме функцию сбора слез возлагали на плакальщиц, а в Средневековье, когда вспомнили этот способ ношения траура, его использовали мужья, уходящие на войну. Чтобы быть уверенным в тоске своей супруги, они выдавали им слезницы, которые нужно было наполнить горючими слезами. По возвращении жена показывала ему слезницу, а муж удостоверялся, что она действительно за ним скучала.
Количество слез как определение печали

По количеству слез определяли степень тоски и окончание траура.
В Древнем Риме считали: сколько наплакал – столько и печали. Но по их количеству не только оценивалась степень тоски, а также когда можно снимать траур. Женщины собирали слезы в слезницу, которая не закрывалась плотно или имела в крышке дополнительное отверстие. Влага из сосуда испарялась, и когда доходила до определенного уровня – это означало, что траур можно завершить. Оставшиеся слезы запечатывались и хранились год, а потом их относили на кладбище – закапывали флакон или же выливали слезы на могилу того, за кем скорбели. На этом траур был полностью завершен.
По теории современных психологов, в этом есть правильное действие – они считают, что лучше выплакаться, чтобы появилось понимание в бессмысленности плача. Это будет означать, что человек принял ситуацию и больше не будет скорбеть, а начнет жить дальше.
Чем слезницы похожи со славянскими елейницами

Слезница.
Некоторые историки и археологи сходятся к одной мысли, что слезницы могут быть просто красивой историей. На Руси в старых захоронениях или под надгробными плитами также находили небольшие сосуды, выглядевшие как чаши, поэтому их предназначение могло быть иным, но также связано с траурной церемонией. Подобные чаши или баночки могут указывать на использование елея – особого масла в религиозном ритуале при захоронении. Открытия были сделаны при раскопках средневековых захоронений Моисеевского монастыря в Москве, датирующихся XVIII веком. Учитывая, что елей был очень дорогим, его могли использовать только для очень знатных лиц.
Сосуды в виде груши – узкий верх и раздутый низ, оказались елейницами. Масло, находившееся в них, нужно было для завершения траурного ритуала: тело крестообразно поливали елеем, а оставшееся оставляли в гробу или саркофаге умершего. По сосуду можно было распознать и статус человека: у Ивана Грозного елейницей был драгоценный кубок из богемского стекла с золоченой росписью, а в саркофаге Марфы Собакиной (третьей жены Ивана Грозного, пробывшей в этом статусе 15 дней) – утонченный венецианский сосуд, достойный красоты царской особы.
Слезницы как мода и красивый аксессуар

Средневековая слезница стала модным траурным аксессуаром.
В викторианскую эпоху, когда отношение к трауру изменила императрица, носившая его до конца своих дней, вспомнили и о слезницах. Они стали в итоге модным аксессуаром – женщины носили их с собой или устанавливали дома на видном месте. Гордиться действительно было чем, но не слезами, а дорогими флаконами, которые украшались камнями или были сделаны из дорогого стекла.
Слезницы перестали использовать уже к концу XIX века, и больше к ним не возвращались, однако они продолжают интересовать коллекционеров. О том, что слезниц на самом деле не могло существовать, пытаются донести люди, столкнувшиеся с кладбищенскими аксессуарами и продающие раритетные вещи. Они утверждают, что слезницы – это скорее миф, который возник из-за найденных маленьких бутылочек в могилах, которым не смогли дать объяснение. Анализ их содержимого показал, что жидкость, находящаяся в них, к слезам отношения не имеет.
Однако желающих купить старинные слезницы достаточно много, но они могут купить вместо дорогого раритета просто флакон от духов, которыми также пользовались и в Средневековье, и могли положить в могилу. Слезницы, если таковые и были, очень маленького размера – от 1,5 см до 10 см. Если они больше, то это должно насторожить коллекционеров. Также в них не может быть стержня для распыления, потому что слезы предназначались не для того, чтобы их разбрызгивали как духи.
История о слезницах может вызвать романтический дух о временах, когда жены могли горевать и собирали слезы, чтобы показать свое горе. И если есть спрос, то появились современные слезницы, которые скорее используют как траурный сувенир.
В обществе появилась традиция называть женщину «черной вдовой», если она похоронила не одного мужа, а несколько. Для кого-то это было стечением обстоятельств, а некоторые преднамеренно изводили своих партнеров, затягивая затем следующего в свои сети. История знает нескольких женщин, отличившихся коварным характером и специально погубивших своих мужей.


