В январе 2023 года скончалась Татьяна Патитц – одна из легендарных супермоделей прошлого. Смерть Патитц стала громом среди ясного неба для всех, кто так или иначе связан с модной индустрией. Несмотря на свою популярность, она была, пожалуй, самой закрытой их своих коллег. Но именно строгость и сдержанность Патитц сделали ее звездой. Она была музой, безусловно – но музой отстраненной, таинственной, недосягаемой. И - личностью.
Гамбург, Майорка и Париж
Татьяна Патитц.
Она родилась в Гамбурге, в творческой и счастливой семье. Родители Татьяны Патитц – немецкий журналист и танцовщица эстонского происхождения – познакомились на дегустации вин в Испании. Встреча в винном погребе переросла в бурный роман… Это был именно тот случай, когда двое встретились и не разлучались больше никогда. Работа отца позволяла семье много путешествовать. Татьяна проводила лето на Майорке, где с семилетнего возраста посвящала немало времени верховой езде, участвовала в соревнованиях. Всю дальнейшую жизнь именно общение с лошадьми было для нее лучшим способом отдохнуть и расслабиться.
Карьера Патитц была громкой - но не скандальной.
В семнадцатилетнем возрасте Патитц стала финалисткой конкурса, организованного легендарным агентством Elite Model, и получила почетное третье место. Это позволило ей заключить контракт с агентством и отправиться в Париж. Последующие два года Патитц работала – но громких съемок у нее не было до тех пор, пока она не оказалась на обложке британского Vogue. Однако по-настоящему на карьеру Патитц повлияло сотрудничество с культовым фотографом Питером Линдбергом.
Быть собой
Татьяна Патитц. Слева - фото Линдберга.
Именно Линдберга считают в определенном смысле «отцом» эры супермоделей. Ему не нравилась модная фотография, бытовавшая на тот момент – лощеные дамы, лишенные эмоций, зато сильно накрашенные, роскошно разодетые, в неестественных позах… После его многочисленных жалоб на свою тяжелую судьбу – невозможно работать в таких условиях! – руководство Vogue пошло на уступки и предложило сделать снимки, которые его устроят. Они никому не понравились – кроме Анны Винтур, которая дала Линдбергу зеленый свет. Фотография, которая полностью перевернула представление редакторов «глянца» о модной съемке, выглядела так – Эстель Лефебюр, Карен Александер, Рейчел Уильямс, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц и Кристи Тарлингтон в просторных белых рубашках дурачились на пляже в Санта-Монике. Многие героини снимков Линдберга вспоминали, что им было непросто работать с фотографом – ведь он требовал быть… собой. Именно это восхищало его в Патитц – никем другим она быть и не желала. Она умела отстаивать свою точку зрения, не стеснялась говорить то, что думает, вела себя в кадре с непринужденным благородством.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Предательство мужа, ментальные расстройства, феминизм и другие превратности судьбы супермодели Паулины Поризковой.
Карьерный взлет
Патитц на подиуме и на обложке журнала.
После съемок у Линдберга карьера Татьяны Патитц резко пошла в гору – это время даже называли «эпохой Татьяны». Она снималась для всех ведущих глянцевых изданий, как европейских, так и американских. Ее внешность, мимика и манера двигаться, ее сила и в то же время мягкость просто завораживали фотографов. Эти снимки становились знаковыми.
Патитц на страницах модного журнала.
Патитц было совершенно невозможно сфотографировать плохо, она сама по себе была шедевром – и превращала в шедевр любой снимок, где оказывалась. Она легко меняла образы, превращаясь из роковой женщины или бизнес-леди в хрупкую фею. Пожалуй, единственное, что ей трудно далось – это необходимость обрезать волосы ради нескольких съемок. По собственным словам, она проплакала два месяца, не узнавая себя в зеркале – впрочем, через некоторое время образ длинноволосой тевтонской блондинки вернулся к ней естественным путем.
Татьяна Патитц умела сохранять индивидуальность в любом образе.
В ней привлекало сочетание силы и мягкости.
Брюс Вебер, Ричард Аведон, Антуан Верглас, Хельмут Ньютон в один голос твердили, что всем идеальным красавицам мира они предпочтут Патитц с ее немного странной, холодной, но такой гипнотизирующей внешностью, целостностью характера, зрелостью суждений. Сегодня, конечно, сложно поверить, что совсем недавно стройной высокой блондинке с правильными чертами лица приписывали роль в «расширении представлений о женской красоте».
О Татьяне Патитц говорили, что она расширила восприятие женской красоты.
Однако именно так говорили о Патитц, потому что в ней было то, чего ранее женщинам на обложке журнала иметь было крайне нежелательно (хоть и в шестидесятые, и в семидесятые находились модели, рушившие все стереотипы). В ней была индивидуальность.
Благодаря Патитц агентство Elite открыло филиал в Германии, позволив молодым немкам побороться за свою модельную карьеру.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как тайна из прошлого разрушила брак и карьеру музы Дали и Пресли: Скандальная модель 1960-х Эйприл Эшли.
Конец «эпохи Татьяны» - путь к осознанности
Татьяна Патитц.
На пике славы Патитц совершала сорок перелетов в месяц. В то же время она всегда стремилась вести здоровый образ жизни, интересовалась техниками медитации, ценила здоровый сон. Именно поэтому ей довольно рано пришлось выбирать между карьерой и здоровьем. Многие выбрали бы первое, пусть и пожалев впоследствии, однако для Татьяны ее психологическое состояние и физическое благополучие были важнее. Она резко сократила количество съемок (впрочем, все легендарные фотографы остались «при ней» - даже если приходилось подождать), переехала в Лос-Анджелес, начала заниматься литературой, дизайном интерьеров, пробовала себя в кинематографе. В 2003 году стала матерью, а в интервью рассказывала, что живет на ранчо, «окруженная природой» - четыре лошади, четыре собаки и две кошки. Любовь к животным, сострадание ко всему живому на земле было для нее не просто словами.
Патитц с собаками.
Патитц говорила, что ничего не хочет делать ради славы и денег в ущерб себе. В этот период она, тем не менее, участвовала в показах модных дизайнеров, в списках которых были Вествуд, Готье и Лагерфельд, но особенно прочным, плодотворным и по-своему теплым оказалось ее сотрудничество с Жиль Зандер – взгляды Патитц совпадали с философией бренда. Татьяна Патитц продолжала свою модельную карьеру до конца 2010-х, без громких уходов и возвращений – просто выбирала те бренды, с которыми ей было интересно и комфортно работать, например, Shiseido, чья рекламная кампания прославляла естественное старение и принятие женщинами возрастных изменений как отражения жизненного опыта. Примерно в то же время, когда у Патитц диагностировали рак молочной железы, она вышла на подиум в последний раз – в 2019 году на показе Etro.
Общественная деятельность
Татьяну Патитц остро волновали вопросы социальной справедливости, защита животных, состояние окружающей среды. Сама она была вегетарианкой. Она снимала социальную рекламу, посвященную исчезающим видам, принимала участие в проектах, посвященных правам ЛГБТ, осведомленности о ВИЧ, инклюзивности, а также борьбе с эйджизмом и гендерной дискриминацией.
11 января 2023 года Патитц, спустя несколько лет упорной борьбы, умерла от метастатического рака молочной железы в возрасте пятидесяти шести лет, оставшись в памяти тех, кому довелось с ней работать, не только удивительно прекрасной, но и сильной, одухотворенной, неравнодушной женщиной.
С социальной несправедливостью боролась и другая известная модель - Бенедетта Барзини.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: