Почему китайцы считали каменные подушки лучше пуховых, и Зачем рисовали на них драконов и летучих мышей

Китайцы в отличие от европейцев раньше не спали на мягких подушках, предпочитая положить под голову камень или кусок бамбука. В этом они видели заботу о здоровье и душе, считая мягкие подушки не подходящими для сна. Особенно ценились керамические, которые можно было разрисовать, нанося изображения с потайным смыслом о долголетии, достатке и счастье. У знатных людей были дорогие нефритовые подушки, а простые бамбуковые доставались крестьянам. Твердая подушка была не только спальным аксессуаром, но и считалась вместилищем души.
Сон для восстановления сил: фарфоровые и керамические подушки

Сон на твердой подушке - традиции в Китае.
Ученые утверждают, что подушки появились со времен обезьян, которые позже превратились в людей. Их эволюция привела к появлению в быту предметов, которые стали подкладывать под голову во время сна. Сначала это делалось из-за безопасности – так букашки не могли попасть в волосы или ухо, а отдых был качественнее. Время шло, и отношение к комфорту у людей разной национальности менялось: европейцы стали делать подушки мягкими, набивая их сухой травой, шелухой гречки, соломой и прочим материалом. У китайцев к 600 году распространились твердые подушки из бамбука и камня.

Керамическая подушка для сна.
Керамические подушки начали производить с появлением керамики во второй половине I века, а затем они стали усовершенствовать, придавая им эстетический вид. Их делали в виде спящего человека, животного, разукрашивали сюжетами и наносили надписи. Такие керамические подушки могли себе позволить члены знатных и богатых семей. Нефритовые были самыми дорогими – их обожествляли, и ими могли пользоваться только самые великие. Это объяснялось не только дороговизной камня, но и его ритуальным значением. Он считался своеобразным помощником, дающим светлый разум и дорогу к вечной любви, защищал от злых сил, связывался с бессмертием. Предметы из нефрита считались знаком имперской власти, а у крестьян в ходу были простые подставки для головы, которые помогали обеспечить отдых. Они спали на бамбуковых поленцах. На твердые поверхности иногда клали небольшой мягкий валик, скрученную ткань, а позже их начали обтягивать кожей.
Твердые подушки для гейш и самодисциплина

Твердые маленькие подушки для гейш.
Подушки могли быть разной высоты в зависимости от размера человека, но имели стандартный вид - прямоугольную форму с небольшим углублением посередине. Бамбуковые поленца были намного проще. Считалось, что для одного человека достаточно «подушки» длиной 30 см, а семейные для пары делались длиннее.

Твердые подушки, на которых спали гейши.
Гейши занимали важное место в китайской культуре, но их образ жизни зависел от способа сна. Независимо от времени суток, они должны были иметь идеальный вид, с хорошо уложенными волосами. Твердые подушки помогали сохранить форму прически, сокращая время на новую укладку. Твердые подушки также служили способом для самодисциплины – даже во сне человек должен был себя контролировать. Для молодых девушек, готовящихся стать гейшами, существовал способ привыкания к поддержанию осанки даже во сне. Для этого по сторонам «подушки» насыпали отруби или рис, и утром было видно – ворочался ли человек или лежал смирно во сне. Застрявшие или прилипшие зерна к лицу и волосам были тому прямым доказательством. Гейши должны были быть сдержанными, проявлять терпение, и сон на одной стороне на твердой подушке являлся воспитывающим элементом. Гейша должна была оставаться идеальной внешне и духовно в любое время, и на это требовалось много усилий.
Подушки бдения и здоровья

Разукрашенная подушка с символикой.
Китайцы придавали большое значение многим вещам и процессам, а тем более сну. По их мнению, он представлял возможность соприкоснуться с невидимым миром, духами предков, а также получить полезную информацию. Поэтому даже во сне нужно было соблюдать гармонию души и тела, и этому способствовала неподвижная поза на жесткой подушке, избавляя от лишних вольных мыслей.

Китайские подушки для сна.
В древности китайцы считали, что мягкие подушки забирают энергию, а твердые придают силы и защищают от злых духов. Чтобы получить больше пользы, подушки начали разукрашивать символами с положительным значением, но даже материал влиял на их функцию. Существовали, например, подушки бдения, сделанные из камня или глины, чтобы человек не погружался в глубокий сон. Сандаловые вырезали из сандалового дерева, а полено из-за аромата дерева служило в то же время отпугивателем комаров и насекомых.

Твердые подушки.
В XVIII-XIX веках появились твердые подушки-шкатулки с открывающимся верхом. Вовнутрь можно было положить украшения. Ее разворачивали закрывающейся стороной к стене, и хозяин мог курить опиум, не опасаясь, что его обворуют, пока он находится в расслабленном состоянии. Были и крошечные подушки – для уха, символизирующие заботу о спящем, и плоские подушечки с торцевой вышивкой по краям.
Рисунки на подушке для благополучия

Вышивка дракона и феникса на подушке.
Фарфоровые подушки позволяли нанести на них любой рисунок или надпись, и китайцы, придающие значение любому предмету, не упустили шанс этим воспользоваться. На них стали изображать образы зверей, которые несли определенное пожелание, смысл. Среди популярных были дракон и феникс, указывающие на императора и императрицу, сорока – на счастливое событие, скорую свадьбу или счастливую судьбу. Парящие драконы в небе, отнимающие друг у друга жемчужину, были символом наступления весны и благодатного дождя, а взлетающий дракон с танцующим фениксом – символом хороших новостей и радостных событий.
Рисунок длинохвостой мухоловки означал долголетие, мандариновые уточки – супружество. Одним из значимых образов пожелания счастья была летучая мышь, которую изображали одну или несколько, и тогда она с каждой дополнительной особью увеличивала шансы на счастье, карьеру, долголетие, умножая удачу. Если к ней добавляли персик – это полная жизнь и долголетие, а пион – знатность и богатство. Если изображали мышь вниз головой – это значило, что счастье пришло, а образ стрекозы носили даже на одежде чиновники, потому что иероглиф означал «неподкупный». Пожелание любви и счастья можно было выразить нарисованной бабочкой, а если к ней добавляли кота, то это указывало на добрый посыл супругам дожить в счастье и мире до самой старости. Журавль означал мир и гармонию, олень – карьеру, рыба – достаток. Если на детской подушке была вышита или нарисована ветка душистой корицы, то мать хотела показать, насколько ей дорог ребенок.

Китайская вышивка.
Рисунок на подушке был больше, чем картинка, и это использовали родственники, когда хотели подарить близкому человеку добрые пожелания. Такие картинки не только рисовали, но и вышивали на прямоугольных лоскутах, которые вшивались в боковые части мягкой подушки в виде валика или той, которая кладется на каменную подставку. Вышивали женщины с разными умениями, поэтому порой она выглядела как детский рисунок, но именно это позже и стало цениться, потому что в ней была индивидуальность, а не фабричное бездушное искусство. Заготовок делали много на случай, если первые изнашивались, к тому же они не подлежали стирке. Поэтому у каждой хозяйки дома хранилось много вышивки, которая перестала быть необходимостью с развитием фабричного производства постельных принадлежностей.
Лоскутки с вышивкой появились на стихийных рынках. И если китайцы считали их мусором, потому что у каждого были свои, то приезжие, особенно туристы, быстро оценили их ценность из-за символизма. Японцы, близкие к пониманию рисунка, выбирали нужные, переплачивая в десятки раз, не понимая истинной стоимости. Вместо 30 давали 300 юаней, а вместо 300 – 3 000, но не расстраивались, потому что получали ценную вещь. Когда торговцы поняли, что на вышивке можно заработать, они бросились по деревням и глухим аулам в их поисках. Однако их количество было ограничено – старые раскупались, а новые перестали вышивать. Подушки с вышивкой, как и каменные, отошли в историю, хотя в них был заложен глубокий смысл.
На Руси для защиты супружеской кровати использовали подзор, который оберегал от ссор и сглаза, потому что считалось, что она предназначена только для мужа и жены, и на нее даже чужой взгляд не должен падать.


