Когда говорят о Кирилле Серебренникове, часто добавляют фразу «скандально известный». У него всегда был особый взгляд на искусство вообще и на театр в частности, но его мнение часто не совпадает с точкой зрения большинства. У него есть своё мнение, собственные шкала ценностей и мерило прекрасного. Режиссёра считают символом особого направления даже не в искусстве, а в образе жизни. Кирилл Серебренников всегда говорил о любви к своей стране, но почти 2 года назад он уехал и России.
Особенный путь в искусстве
Кирилл Серебренников в детстве. / Фото: www.babyblog.ru
В детстве Кирилл Серебренников был почти идеальным. Он родился в Ростове-на-Дону в семье самого известного в городе врача-уролога и его жены, учительницы русского языка и литературы. Родителям никогда не было за него стыдно: сын учился в школе на «отлично», не хулиганил, не безобразничал и уроки не срывал. Родители прививали ему мысль о необходимости общественной деятельности, рассказывали о том, что необходимо быть комсомольским активистом, но он довольно быстро охладел ко всему советскому и впитал в себя всё то, что хлынуло с экранов после перестройки.
Он сам в одном из своих интервью признавался, что достававшиеся семье по блату дефицитные баночки консервов оставили в нём впечатление уродливости позднесоветской жизни. Ему было непонятно, почему интеллигентные люди унижаются перед продавщицей, способной «достать» для них необходимые товары, отсутствовавшие на прилавках. Именно это и привело к тому, что главной темой в разговорах Кирилла Серебренникова на долгие годы станет тоталитаризм и внутренняя несвобода.
Кирилл Серебренников. / Фото: www.interesnyefakty.org
Свой первый спектакль он поставил ещё в школе, не зря ведь родители не раз возили его в Москву на постановки Юрия Любимова. В старших классах он уже точно знал, что театр и кино – это то, чему он посвятит свою жизнь. Но друг семьи и режиссёр Анатолий Васильев, с дочкой которого Кирилл сидел за одной партой в школе, посоветовал ему сначала окончить технический вуз и только потом, если не передумает, поступать в театральный.
Вместе с аттестатом о среднем образовании Кирилл Серебренников получил золотую медаль и с лёгкостью поступил на физический факультет Ростовского университета, который окончил с красным дипломом. В студенческие годы его увлечение режиссурой стало сильнее и глубже. Он ставил спектакли сначала в любительской студии «69», а после и на профессиональной сцене в родном городе. Уже первая его постановка в любительском театре вызвала многочисленней дискуссии. Зрителей поливали кефиром, по сцене бродили обнажённые женщины и всё это называлось авторским взглядом и новым словом в искусстве.
Кирилл Серебренников. / Фото: www.ru-teatr.livejournal.com
Потом, уже в ТЮЗе Кирилл Серебренников поставил спектакль, после которого его обвинили в садомазохизме, а саму постановку тут же закрыли, ибо слишком уж говорящими оказались проиллюстрированные режиссёром художественные образы. В Ростове вообще не понимали такого искусства и не смогли оценить талант молодого режиссёра. Зато в Москве довольно быстро его стали называть гением с неординарным взглядом на искусство.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: О чем молчит звезда «Экипажа» и «Сватов» Анатолий Васильев >>
Свой взгляд
Кирилл Серебренников. / Фото: www.kg-rostov.ru
В 1998 году режиссёр перебрался в Москву. Он сотрудничал с Центром драматургии Рощина и Казанцева, где поставил «Пластилин», свой первый спектакль в столице. Кстати, когда ему позвонил Олег Табаков и предложил поставить этот спектакль в МХТ, Серебренников отказался, потому что уже был связан обязательствами. Уже первая постановка произвела эффект разорвавшейся бомбы. Одни говорили о том, что больше никогда в жизни не пойдут на спектакли Серебренникова, другие увидели в его творчестве новое направление в театре.
Зрители относились к молодому режиссёру по-разному. Кто-то был покорён его смелыми экспериментами, остальные же не находили в них ничего даже приближённого к искусству. Для театралов старой школы нецензурная лексика и темы «за гранью» на сцене были неприемлемы, а для любителей экзотики это казалось неким откровением, близостью автора к народу. Пока зрители и критики спорили о достоинствах и недостатках режиссёрского взгляда на искусство и его трактовке классики, спектакли Кирилла Серебренникова уже шли в МХТ имени Чехова, в Мариинском и Большом театрах.
Кирилл Серебренников. / Фото: www.journalchik.ru
Потом он набрал собственный курс в Школе-студии МХАТ, где тоже проводил педагогические эксперименты, которые нравились не всем и не всегда. Из своих студентов он создал труппу «Седьмая студия», многие ученики его почти боготворили, а некоторые не понимали. Вызывали споры и фильмы Кирилла Серебренникова, но режиссёр неизменно добивался своей цели. Он хотел создавать нечто новое, а потому делал это последовательно и методично. Он снова и снова заставлял публику реагировать на своё творчество, равнодушными он не оставлял ни преданных своих сторонников, ни самых яростных противников.
После он возглавил «Гоголь-центр», правда, изначально это был Театр имени Гоголя, но Кирилл Серебренников и в качестве руководителя продемонстрировал свой неординарный взгляд на перспективы и пути развития театра. Труппа выступала против его назначения художественным руководителем, тем более что профильного образования у режиссёра так и не было. Но коллективное письмо труппы во внимание принято не было, и вскоре на самом деле появился «Гоголь-центр», где ставились всё те же смелые спектакли. Он говорил о том, что должен заниматься контрпропагандой, чтобы люди из других стран смотрели на него и таких, как он, и видели не только «рабов, придурков и мракобесов», а людей свободных и вменяемых.
Кирилл Серебренников. / Фото: www.wday.ru
Правда, соотечественники часто воспринимали его не как борца за свободу, а как человека, который видит в России только чернуху и не замечает того прекрасного, что на самом деле есть в стране. Точнее, красоту, интеллигентность, свободу он всегда приветствовал, но только в собственной интерпретации. Что бы не делал Кирилл Серебренников, в его фильмах и спектаклях непременно были обнажённые люди, по его мнению, это было неотъемлемой частью искусства. Уже после отъезда из страны он скажет о том, что для него идеальный театр – это голый человек любого пола на пустой сцене.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Обиделись на Россию и сбежали: С какими бедами столкнулись 8 знаменитых эмигрантов Галкин, Макаревич, Трескунов и другие >>
«С удовольствием вернусь»
Кирилл Серебренников. / Фото: www.kino-teatr.ru
Самый громкий после назначения Кирилла Серебренникова на пост худрука «Гоголь-центра» скандал разразился в связи с делом о хищениях в «Седьмой студии». Одни называли это политикой и наказанием инакомыслящих, другие просили беспристрастно разобраться в вопросе. Обвинения в свой адрес режиссёр отрицал, говорил об использовании средств по прямому назначению и одновременно – о своей несостоятельности в коммерческих вопросах.
За рубежом это дело называли кампанией преследования тех, кто не согласен с действиями властей, а Кирилла Серебренникова считали жертвой политических репрессий. По итогам расследования он получил 3 года условно, а его судимость была погашена весной 2022 года благодаря миллиардеру Роману Абрамовичу, предоставившему необходимую сумму для выплаты штрафа и компенсации нанесённого государству ущерба. Сразу после погашения судимости Кирилл Серебренников отбыл за границу.
Кирилл Серебренников. / Фото: www.kino-teatr.ru
Там он занимается тем, чем занимался и в России: ставит спектакли, снимает кино. Вот только отношение его к властям очень изменилось. В России он был яростным противником всего, что исходило от руководства страны, а вот в Берлине он уже куда более толерантен к государственным мужам. К примеру, на сцене театра Thalia в Гамбурге состоялась «мировая премьера» его спектакля «Барокко», который был поставлен ещё в 2018 году в Москве. Почтил своим присутствием постановку Олаф Шольц, федеральный канцлер Германии.
Кирилл Серебренников. / Фото: www.kino-teatr.ru
Об этом событии Кирилл Серебренников написал восторженный пост на своей странице в социальной сети. О том, что политик сначала «выпил бокал вина в курильной», а после окончания спектакля пошёл за кулисы, чтобы выразить восхищение актёрами. Для него это было событие, а самое большое удовольствие он получил, когда ему стали писать и поздравлять. При этом режиссёр продолжает говорить о своей любви к родине и даже надеется вернуться в Россию. «Я вернусь в Россию с большим удовольствием», – сказал в одном из своих интервью год назад Кирилл Серебренников. Правда, добавил после: «…когда моей жизни и жизни моих друзей не будет грозить опасность».
Кирилл Серебренников. / Фото: социальные сети
А пока он учит языки, размышляет о смысле бытия, радуется большому количеству работы и возможности общаться с прекрасными людьми, разделяющими его точку зрения. За рубежом он видит куда больше того прекрасного, чего он был лишён в России. Там для него мир «освещается яркими огнями и запускает в небо праздничный фейерверк». И всё же он не может не читать новости из России, не думать о стране, в которой он вырос и стал знаменит, где экспериментировал и снискал славу гения. И, как написал сам Кирилл Серебренников на своей странице в социальной сети, «сердце разрывается новостями». И это заставляет его реже улыбаться.
За рубежом он активно сотрудничает с теми российскими знаменитостями, которые уехали из страны. Варвара Шмыкова снимается у него в кино и принимает участие в постановках.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: