История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 13
+13
-1 0

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв.

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв.

Рисунки-реконструкции Олега Федорова выделяются на фоне исторических работ других художников прежде всего за счет достоверности мельчайших деталей. Реконструкции Фёдорова основаны на актуальных археологических и научных данных, многие работы созданы для крупнейших музеев в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами. Подборка рисунков на тему древнерусского женского ювелирного головного убора дает нам возможность увидеть, как могли выглядеть наши пра-пра-(50 раз пра)-бабушки почти тысячу лет назад.


Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв.  По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием  накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская


Ученые утверждают, что практически каждый светлокожий житель Европы является потомком или родственником как минимум одного из Европейских королевских домов. Можно предположить, что и практически каждый житель европейской части России, Украины или Беларуси является потомком или родственником хотя бы одного из русских княжеских родов. А значит, вполне возможно, что на рисунках-реконструкциях древнерусского женского головного убора мы видим наших далеких бабушек.

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.


Благодаря работам Олега Федорова, герои древнерусских летописей и былин обретают достоверные лица, представая перед потомками реальными людьми. И сразу становится понятно, что несмотря на разницу в тысячу лет, по большому счету жизнь наших предков мало чем отличалась от нашей. Мы одинаково любим и ненавидим, дружим и воюем, веселимся и грустим, воспитываем детей и умираем.

Женщина в уборе  с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв.  По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.


Под впечатлением от древнерусских женских образов художника Федорова, становятся близкими и понятными душевные переживания неизвестной влюбленной женщины, жившей в Новгороде в начале XII века. Берестяная грамота с ее письмом возлюбленному была найдена археологами при раскопках:

"Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался... Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость."

Славянская женщина в уборе с  колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли,  в. п. XII в.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.


Олег Владимирович Фёдоров родился в городе Омске в 1964 году. В 1988 году окончил Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии (ВГИК). Работал на киностудии им. Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ.

Русская женщина в  уборе с колтами  на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.


С начала 1990-х годов увлекся историей. Стал заниматься реконструкцией одежды, вооружения, быта русских и степных воинов средневековья (9-17века). С 1996 года работы Фёдорова стали публиковаться в различных журналах, научных и научно-популярных книгах российских и зарубежных издательств.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.


В 1996 году участвовал с рисунками-реконструкциями в выставке «Из варяг в греки» Государственного Исторического музея (ГИМ). С этого времени стал постоянно сотрудничать с музейными и научными работниками, археологами, историками. Рисунки-реконструкции Фёдорова основаны на достоверных археологических и научных данных, многие работы были созданы в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами. Последние наиболее известные рисунки-реконструкции выполнены для новой экспозиции Государственного Военно-исторического музея-заповедника «Куликово поле», а также для отдела Охранных раскопок Института Археологии РАН и Ярославского музея-заповедника.

Женщина вятичей в ленточном уборе  с височными кольцами. По материалам курганов  вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.


       Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.


Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.


Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной.  По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.


Рисунки Олега Фёдорова хранятся во многих частных коллекциях России и зарубежья, находятся в экспозициях музеев России и Украины, часто используются для воссоздания древних костюмов участниками современных реконструкторских фестивалей, например исторического фестиваля «Первая Столица Руси» в Старой Ладоге.

В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Особое внимание уделялось головным уборам. Их делали их лучших тканей, украшали серебряным и золотым шитьём, пайетками, бисером и жемчугом. В нашем обзоре 20 фотографий головных уборов, которые носили женщины двести лет назад.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








107756
22.09.2012 23:59
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • marina 22.09.2012 21:39    

    Очень интересно! спасибо!

  • tomadoma 22.09.2012 21:51    

    Красиво и познавательно. Спасибо!

  • Phenomena 23.09.2012 10:29    

    Да,исследовательская работа огромная проделана.

  • Сергей Сыч 23.09.2012 13:02    

    Жаль что представлены всего лишь рисунки из книжек. Было бы гораздо интереснее посмотреть на фото.

  • arov 23.09.2012 22:56    

    Сергей, когда жили эти дамы, до создания фотоаппарата оставалось примерно 800 лет.

  • Anna Kotika 23.09.2012 14:27    

    Это работы аж 2002 года.
    По ссылке ниже наинтереснейшая работа "Русский ювелирный убор", где были использованы эти иллюстрации. Реконструкции ювелирных уборов тут принадлежит Натальи Жилиной, а в источнике автор выражает благодарность доктору исторических наук А. В. Чернецову за использование материалов раскопок последних лет в Старой Рязани. Рисунки Олега Федорова, 2002.

  • arov 23.09.2012 22:57    

    от этого работы не стали хуже, правда? :)

  • Lan 27.09.2012 10:02    

    Теперь буду знать типичное лицо русской женщины! А головные уборы очень красивы, как и женщины. Спасибо за интересную выкладку!

  • Petrovich 5.09.2013 20:52    

    Кто-нибудь может помочь связаться с Олегом Федоровым? Нужны его иллюстрации для книги.






Смотрите также