Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Особую популярность работы итальянской художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески получили во второй половине 20 века. Именно тогда её уникальное видение было в полной мере оценено искусствоведами и просто ценителями искусства. Это случилось не только потому, что Артемизия была талантливой художницей 17 века, но также и теми бурными событиями её жизни, которые сподвигли её на творчество. Как благодаря одному роковому происшествию на свет появилась та, кого потом стали называть первой феминисткой в истории?


Насилие над Артемизией и немыслимый суд над ней



Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской, 1615-1617 гг. / Фото: artmajeur.com

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской, 1615-1617 гг. / Фото: artmajeur.com


Артемизия Джентилески родилась в Риме в 1593 году. Она была дочерью известного художника Орацио Джентилески и последовательницей его ближайшего друга и коллеги Караваджо. Артемизия стала одной из первых признанных женщин-художников в мире искусства своей эпохи, где доминировали мужчины. Художница прославилась изображениями сильных и смелых женщин, взятых в основном из Библии. Джентилески таким образом бросала вызов традиционным представлениям общества её времени, которые часто отводили дамам пассивную роль.

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе лютнистки, 1615-1617 гг. / Фото: artmajeur.com

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе лютнистки, 1615-1617 гг. / Фото: artmajeur.com


Помимо всех своих художественных достижений, Артемизия широко известна благодаря позорному публичному суду над ней, который потряс Рим 17-го века. Дело в том, что когда она была совсем юной, её изнасиловал художник Агостино Тасси. Отец потребовал от обидчика жениться на его дочери, чтобы скрыть позор и защитить её доброе имя. Тот отказался, тогда Орацио Джентилески подал на него в суд.

Артемизия Джентилески, Сусанна и старцы , 1649. / Фото: artmajeur.com

Артемизия Джентилески, Сусанна и старцы , 1649. / Фото: artmajeur.com


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как создавались самые известные в мире картины: Интригующие истории полотен великих художников

Суд длился с апреля по ноябрь 1612 года. На нём Артемизию подвергли целой череде ужасных испытаний взрослые мужчины, которые управляли правовой системой. Это было похоже на публичную казнь, которая повторялась каждый день. Дело не ограничилось унизительными допросами, девушке пришлось пережить пытку сивиллой на глазах у своего насильника. Это была жуткая, чрезвычайно мучительная процедура, сродни тесту на детекторе лжи эпохи Возрождения. Вокруг пальцев жертвы обматывали верёвку и затягивали всё туже и туже, чтобы добиться признания.

Артемизия Джентилески, Иаиль и Сисара, 1620. / Фото: artmajeur.com

Артемизия Джентилески, Иаиль и Сисара, 1620. / Фото: artmajeur.com


Во время испытания Артемизия кричала: «E vero, e vero, e vero!» (Это правда, это правда, это правда!). Стенограммы судебных заседаний в Римском государственном архиве также свидетельствуют о том, как после пытки она высокомерно посмотрела на своего обидчика и, подняв изувеченную руку, презрительно бросила: «Это кольцо, которое вы мне даёте, и это ваши обещания». Хотя Тасси был признан виновным, его освободили благодаря личным связям с Папой.

«Юдифь и её служанка», картина Артемизии Джентилески. / Фото: artchive.ru

«Юдифь и её служанка», картина Артемизии Джентилески. / Фото: artchive.ru


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какое загадочное послание зашифровано в первом автопортрете, который написала женщина: Катерина ван Хемессен

Искусство Артемизии как феминизм 17 века?



В то время, когда у «феминизма» ещё не было названия, Артемизия искала способ отомстить обществу за своё унижение. Искусство в её руках стало средством возмездия. Джентилески смело бросала вызов ожиданиям общества, исследовала запрещённую тему насилия над женщинами и, как могла, опровергала миф о женской неполноценности. В одной из своих самых запоминающихся картин, написанных примерно во время нападения, Артемизия изображает фиктивную месть нападавшему через библейское повествование о Юдифи и Олоферне.

«Юдифь, убивающая Олоферна», картина Артемизии Джентилески, около 1611 года. / Фото: ancient-origins.net

«Юдифь, убивающая Олоферна», картина Артемизии Джентилески, около 1611 года. / Фото: ancient-origins.net


Смелое изображение Джентилески знаковых женщин можно увидеть на многих её полотнах, а исследования выявили тот же темперамент в том, как она вела свои дела. В одном из своих писем сицилийскому покровителю в 1649 году она написала: «Я покажу Вашей Светлости, на что способна женщина». Учёные-феминистки утверждают, что своим искусством Артемизия помогла переопределить роль женщин в обществе эпохи Возрождения.



Подробнее о легендарной картине Артемизии Джентилески прочтите в другой нашей статье и узнайте, в чём секрет культового полотна великой Джентилески: тёмная тайна Юдифи, обезглавливающей Олоферна.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3795
24.02.2024 11:56
В закладки
Версия для печати




Смотрите также