Великий князь Киевский Святослав глазами художника XIX века Ивана Акимова.
Стереотипы появляются порой на неожиданном месте. Например, один художник нарисовал царя-короля белокурым — и все начали его таким рисовать. А он на самом деле был, например, брюнетом. Или лысым! По счастью, сейчас всё чаще восстанавливают историческую справедливость.
Иван Грозный: не роковой брюнет
Ивана Грозного принято изображать сухопарым и черноволосым, с орлиным носом и цепким взглядом чёрных глаз. Что же, последние две детали внешности соответствуют правде. Однако достоверно установлено, что волосы первого русского царя были рыжими, как у его матери, Елены Глинской. К концу жизни они довольно сильно поседели, но не утратили цвета полностью. К тому же в старости Грозный очень сильно растолстел и, вероятно, страдал от запущенного сифилиса. Это, правда, скорее сказывалось на запахе, исходящем от него, чем на внешности.
Пожилой Иван Грозный был грузен.
Александр Пушкин: голубоглазый сердцеед
Поскольку в чертах лица Пушкина чувствовалась его африканская кровь, то чуть не двести лет подряд его изображали жгучим брюнетом с карими глазами. А в жизни он был обладателем тёмно-русой шевелюры, да и то не всегда: маленький Саша Пушкин был рыжевато-русым. А глаза у него всю жизнь оставались голубыми.
Сложился и второй неверный способ изображать главного русского поэта: с острым носом. Всё благодаря тому, что так он рисовал собственный профиль. На самом деле поэта смущали неблагородные очертания носа, отпущенного ему природой, и он его немножко приукрашивал — по стандартам своего времени. Нос у Пушкина на кончике был «капелькой», круглым, чуть утолщающимся — как у его знаменитого предка Ганнибала.
В общем-то, прижизненных портретов Пушкина от профессиональных художников сохранилось немало, но всё же раз за разом на иллюстрациях мы видим маленького Сашу — брюнетом, а взрослого — остроносым и черноглазым.
Портрет Пушкина, сделанный, вероятно, его лицейским учителем рисования.
Князь Владимир: скорее всего, не блондин
Не осталось каких-либо точных портретов или описаний внешности князя Владимира, но мы привыкли представлять его таким, как на множестве картин, в фильмах и мультфильмах: блондином с коротким носом и светлыми глазами. Есть, однако, казус. В наше время хороша известна внешность его сына Ярослава Мудрого: это был брюнет с орлиным носом. Трудновато предположить, что Ярослав пошёл в маму, поскольку его матерью была Рогнеда, скандинавская девушка, дочь князя Рогволода, захватившего Полоцк во времена раздела скандинавами восточных славянских земель.
Получается, с большой вероятностью мать Ярослава была блондинкой или рыжеволосой, и нет причин думать, что у неё были несеверные черты лица. В таком случае Ярослав удался в отца, и Владимир Святой на самом деле был брюнетом с орлиным носом. Впрочем, возможно, что и светлоглазым. Быть может, Рюриковичи постоянно ощущали Владимира чужим не только из-за его славянской крови, но и оттого, что внешне он сильно выделялся среди братьев и дядьёв?
Князь Ростовский и Новгородский, великий князь Киевский, основатель Ярославля князь Ярослав Мудрый был, скорее всего, похож на своего отца.
Нефертити: не сохраняла красоту всю жизнь
Из очарования знаменитым скульптурным портретом древнеегипетской царицы зародился миф, который популярен до сих пор: мол, она сохраняла чудесную красоту всю свою жизнь, и муж не переставал ею восхищаться. Под этим соусом подаются разные секреты красоты: муж никогда не охладеет к вам, если вы, как Нефертити, будете вовремя массировать себе ноги и пить полезные напитки.
На самом деле старела Нефертити с той же скоростью, что другие дамы её времени, и стоило её красе подувясть, как муж охладел к ней и отселил в отдельный дворец. Недостроенный. Правда, есть и более оптимистичная версия — не сказать, чтобы хоть чем-то подтверждённая: Эхнатон просто дал ей новое имя и назначил своей соправительницей.
Менее известный скульптурный портрет Нефертити. Кстати, скульпторы Древнего Египта всегда чуть приукрашали заказчика.
Большой проблемой Нефертити было то, что она рожала мужу только дочерей. Поскольку на троне большую часть истории Древнего Египта мог быть только мужчина, это означало, что за Эхнатоном наследует какой-то чужой ему человек (скорее всего, зять). Неудивительно, что после шестой дочери главной женой Эхнатона стала царица Кийа.
Неизвестно также, насколько типично для египтянки выглядела Нефертити. Она могла быть и принцессой из какой-то дальней страны. Впрочем, её череп, что заметно по тому, как держится на скульптурном портрете корона, был деформирован определённым образом — вытянут назад и вверх, словно огурец. В том числе такая деформация черепа приводила к характерной осанке, известной нам по древнеегипетским изображениям фараонов и их жён: чтобы вытянутый череп не перевешивал, они сильно вытягивали шею вперёд. Кстати, теперь представьте Нефертити без головного убора, пытающейся удержать свой инопланетный череп. А ещё она его брила. Впрочем, сейчас это даже модно.
Такую форму головы долго и упорно придавали знатным детям Древнего Египта. Она считала благородной.
Александр Македонский и Влад Цепеш: не богатыри
Этих двух правителей прошлого принято нередко изображать могучими и высокими. В то же время доподлинно известно, что ростом оба были чуть ниже среднего (и заметно ниже «коротышки» Наполеона — который как раз коротышкой не был). Впрочем, оба действительно имели атлетическое сложение.
Особенностью Александра Македонского также было гладко бритое лицо, что считалось эпатажным: мужчина должен был быть бородат. Но Македонский не желал скрывать свои молодость и красоту. Кроме того, у него были густые кудри, о цвете которых, впрочем, спорят — одни считают, что они были очень светлыми, поскольку, по легенде, они были «золотыми», другие считают, что «золотыми» могли назвать и просто русые волосы жёлтого оттенка, если так хотелось подчеркнуть версию рождения Александра не от человека, а от божества. Во всяком случае, на знаменитой античной фреске с изображением Александра он — обладатель тёмно-русых волос.
На этой фреске Александр Македонский далеко не блондин.
Впрочем, и про красоту царя недостоверно — известно, что однажды Гефестиона, друга и любовника Александра, приняли за царя, поскольку Гефестион был и выше, и куда красивее великого завоевателя. Так что есть вероятность, что внешности царя откровенно льстили.
Кстати, в Средние Века и раннее Возрождение было популярно изображать портретируемых с золотистыми волосами — или хотя бы с золотистым блеском поверх настоящего цвета волос, так что не стоит слишком доверять каждому портрету из прошлого. Ну, а самый знаменитый портрет молодого Влада Цепеша вообще нарисован через сто лет после его смерти. Правда, он — с большой вероятностью копия с прижизненного портрета, но непонятно, насколько эта копия точна и насколько мастерски был выполнен оригинал.
Не такой знаменитый, но, вероятной, более точный портрет Влада Цепеша.
Чем дальше, тем, возможно, больше мы будем узнавать, как выглядели люди столетия назад: Современные технологии позволили ученым докопаться до истины.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: