С чем у любого человека, интересующегося модой, ассоциируются японские дизайнеры? Черный цвет, эксперименты с кроем, концептуальные «лохмотья», мрачный романтизм и аскетизм декора – так мы представляем себе показ Рэй Кавакубо и Йоджи Ямамото, воплощавших на подиумах эстетику ваби-саби. Однако еще до их драматичного триумфа западную моду потряс другой Ямамото – Кансай. Смелый, бескомпромиссный, он прославлял радость жизни, подарил миру новое понимание моды и в то же время открыл европейцам искусство Японии с неожиданной стороны.
Первый японец в Лондоне
Модели Кансая Ямамото.
Существует некое соперничество за звание первого японского дизайнера, продемонстрировавшего свою коллекцию в Европе. За десять лет до парижского дебюта японских деконструктивистов Кансай Ямамото представил свою коллекцию в Лондоне – в последующие годы стал и частым участником Недели моды в Париже. Правда, никакой громкой европейской славы в его жизни могло бы и не случиться – ведь поначалу Ямамото выбрал для себя путь инженера-архитектора. Впрочем, проучился он недолго, затем посвятил немало сил и времени изучению английского языка, а потом поступил в колледж Bunka, готовивший специалистов в области дизайна и моды. В 1967 году, в возрасте двадцати трех лет, он уже получил первую свою престижную премию, а вскоре и открыл собственный бутик в Токио. В начале семидесятых его коллекции появились в бутиках Лондона и Нью-Йорка.
Цвет
Ямамото любил цвет и умел с ним работать.
Кансай Ямамото – в отличие от своего «модного» однофамильца – категорически отрицал скупую черно-белую палитру. Он обожал цвет, умел с ним работать, вдохновлялся многоцветьем экзотической природы – например, большое впечатление оказали на него птицы Папуа – Новой Гвинеи.
Цвет и принты в коллекциях Ямамото.
«Я не вижу себя в черно-белой одежде» - утверждал он. И реализовывал этот принцип не только на подиуме, но и в собственном имидже – носил яркие костюмы, галстуки с безумными принтами, необычные аксессуары. За этот колористический взрыв и фантастическую декоративность Ямамото называли «диким максималистом» - вполне заслуженно.
Патриотический авангард
Мотивы японского искусства.
Мало кто из японских дизайнеров был так прочно связан с традиционным театром, живописью, декоративно-прикладным искусством, как Кансай Ямамото, и мало кто с такой нежностью относился к современной культуре Японии. Нередко использовал мотив гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава» (кстати, дизайнер родом именно из этой префектуры), фрагменты только-только входившей в моду манги, кадры из раннего аниме. Силуэты верхней одежды, платьев и даже спортивных костюмов однозначно отсылали к кимоно и нарядам актеров кабуки.
Разные лики Японии в моделях Ямамото.
Использование силуэтов кимоно.
Вообще театральность в коллекциях Ямамото – что в их внешнем виде, что в их демонстрации – была исключительно японской. Даже если музыкальным фоном служил дабстеп, а модели дефилировали в виниловых брюках и голографических бюстье, грим, орнаменты, элементы кроя, аксессуары однозначно указывали на связь с культурой его родины. В том числе и не с самыми «мирными» ее проявлениями – Ямамото широко популяризировал принты и вышивки на основе татуировок якудза.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как «отец русского футуризма» привез в Японию западное авангардное искусство: Фантастическая жизнь Давида Бурлюка.
Гардероб Зигги Стардаста
Костюмы Дэвида Боуи.
Самой известной страницей в жизни Кансая Ямамото было сотрудничество с музыкантом Дэвидом Боуи. В 1973 году, глубокой ночью, дизайнеру позвонил знакомый из модной индустрии и прокричал в трубку: «Срочно прилетай в Нью-Йорк, с тобой хочет познакомиться очень интересный человек!». Ямамото подумал и решил, что, наверное, человек действительно очень интересный – и спустя тринадцать часов перелета уже сидел в зрительном зале, а с потолка спускался Дэвид Боуи в костюме бренда Kansai Yamamoto. В профессиональном смысле это была любовь. Дизайнер и музыкант очень быстро подружились – в первую же секунду оба ощутили, что знакомы друг с другом целую вечность и, будучи представителями разных культур, мыслят и чувствуют одинаково.
Процесс создания кейпа с иероглифами.
Для тура Ziggy Stardust Дэвида Боуи Ямамото разработал не просто гардероб – целый сценический образ. Туда вошел космический виниловый «скафандр» с дутыми штанами и серебряными полосками, в действительности вдохновленный костюмами самураев, кейп с иероглифами, откровенные трикотажные комбинезоны… У Дэвида Боуи и его альтер-эго, Зигги Стардаста, Ямамото учился создавать впечатляющие шоу, а сам научил музыканта мгновенно перевоплощаться на сцене, рассказав о старинной технике актеров кабуки – хаягавари.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Самая безумная обувь Элтона Джона: Платформы, ходули, крылатые ботинки и др.
Весь мир – театр
Театральность всегда была свойственна Ямамото.
Театральные подмостки владели сердцем Кансая Ямамото так прочно и давно, что в какой-то момент он решил сосредоточиться исключительно на организации шоу. Его показы и прежде выглядели как красочные представления. Однако в начале девяностых он исчез из мира моды, чтобы вскоре проявить себя как величайший шоумен – и это даже не метафора. Созданная им шоу-программа, Kansai Super Show, представляет собой потрясающую комбинацию традиционных японских фестивалей, включающих в себя танцевальные, акробатические, песенные номера, и современных развлекательных технологий. Премьера его «Супер-шоу» состоялась в 1993 году в Москве – зрителями стали более ста тысяч человек. В дальнейшем «Супер-шоу» завоевало любовь публики во множестве стран, а сам Ямамото получил должность стал советника по делам туризма и культуры в японском правительстве.
Коллаборации
Слева - идеи Ямамото пришлись по душе и современным молодежным брендам.
Официально завершив свою модную карьеру в 1990-х, Ямамото никогда не отказывался от создания одежды и аксессуаров. И речь идет не только о костюмах исполнителей в Kansai Super Show. В последние годы жизни он активно участвовал в коллаборациях с другими брендами – например, работал с Николя Гескьером над созданием коллекции для Louis Vuitton в 1917 году. С коллегами по цеху он всегда был мягок и приветлив, Марк Джейкобс и Джереми Скотт признают, что он не только повлиял на их творчество как дизайнер, но и вдохновил своей заботой, поддержкой, добрыми словами и советами.
Кансай Ямамото ушел из жизни в 2020 году, оставшись в истории не только пионером японской моды на западе, не только подлинным авангардистом и революционером моды, но и человеком, в значительной степени повлиявшим на восприятие культуры Японии во всем мире.
Не меньшая любовь к цвету и орнаментам отличала другую звезду моды 80-х - Зандру Роудс.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: