Литература   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Шерлока Холмса можно по праву считать самым известным и любимым сыщиком в мире, а придумавшего этого героя Артура Конан Дойла – отцом детективного жанра. Только вот свое литературное дитя писатель совсем не любил. Скажем больше: Шерлока Холмса он, в отличие от читателей, ненавидел. О том как, автор много лет пытался избавиться от своего ненавистного персонажа и почему ему это так и не удалось – в нашем материале.


Несостоявшийся врач

Изначально Артур Конан Дойл вовсе не собирался становиться писателем. Да, мама читала ему в детстве книжки, его увлекали рассказы о старой Англии, но все-таки свою жизнь он мечтал связать с медициной, и поэтому поступил в Эдинбургский университет на соответствующий факультет. Параллельно он пробовал писать, но только в качестве хобби. После окончания вуза практика у начинающего врача не задалась: пациентов почти не было и, соответственно, он едва сводил концы с концами. Писатель женился на обеспеченной девушке, но это было лишь временным решением: в любом случае надо было иметь самостоятельный стабильный доход. И вот тогда Артур решил попробовать сделать своей основной профессией писательство. К этому моменту у него уже вышло несколько литературных произведений, и он чувствовал, что способен на большее.

Артур Конан Дойл. /Фото: /literoved.ru

Артур Конан Дойл. /Фото: /literoved.ru


Однажды, думая над образом нового героя, несостоявшийся медик вспомнил о своем университетском преподавателе, который обладал удивительной проницательностью. Стоило этому врачу взглянуть на пациента, как он уже знал о нем все, причем это касалось не только заболевания, но и самой личности человека. Преподаватель объяснял это вниманием к мелким деталям и умением, отталкиваясь от них, выстраивать логические цепочки. Так и родился у начинающего писателя образ Шерлока Холмса – сыщика, который видит людей насквозь и может распутать даже самый сложный клубок преступлений.

Неожиданный успех

Конан Дойл начал писать рассказы о Холмсе, его дедуктивном методе и захватывающих расследованиях, а также о его К его удивлению, эти истории очень понравились как критикам, так и придирчивым английским читателям. «Этюд в багровых тонах», «Скандал в Богемии» и другие рассказы о сыщике и его друге-биографе докторе Ватсоне (тут писателю опять же пригодилось медицинское прошлое) стали для англичан потрясением. Ничего подобного ранее они не читали. Журнал, в котором вышли первые рассказы молодого писателя, стал неимоверно популярен, ведь номера с рассказами о Шерлоке раскупали мгновенно. Доходы издателей взлетели, и они поспешили подписать с автором дорогостоящий контракт.

Самые известные кинообразы Холмса: в исполнении В. Ливанова и Б. Камбербэтча

Самые известные кинообразы Холмса: в исполнении В. Ливанова и Б. Камбербэтча


Воодушевленный таким успехом Конан Дойл продолжил писать о Холмсе. Редакция была в восторге. Однако через некоторое время он решил, что пора бы взяться за что-то более основательное. Писатель попытался отойти от жанра детектива вообще и сел за написание исторических романов. Увы, его новые произведения не имели такого оглушительного успеха, как приключения сыщика.

Неубиваемый Холмс

А между тем зацикленный на своем методе дедукции герой уже изрядно надоел писателю. «Фанатик» и «бездушная счетная машина» – так называл Холмса его литературный отец. Конану Дойлу хотелось новых образов, его тяготили рамки Шерлока Холмса и он мечтал из них вырваться. В надежде, что редакция сама откажется от его услуг по написанию детективных рассказов, он выставил условие: 1000 фунтов за работу (деньги по тем временам огромные). Но этот вариант не сработал: издательский дом согласился на такой гонорар. Крыть было не чем, пришлось писать дальше. И тут писателю пришел в голову гениальный ход: убить героя, который так его раздражал. Он придумал поединок Холмса с Мориарти у Рейхенбахского водопада, где, кстати, писатель незадолго до этого побывал со своей семьей. Он так и назвал этот рассказ – «Последнее дело Холмса». Написав его, Конан Дойл поставил точку в этой истории.

Писатель с семьёй. /Фото: tunnel.ru

Писатель с семьёй. /Фото: tunnel.ru


Однако не тут-то было. После выхода из типографии тиража издатели начали получать тонны писем с просьбой, а точнее, даже с требованием вернуть Холмса. Англичане не хотели мириться с гибелью любимого героя, которого за эти годы так полюбили, что уже воспринимали как живого, а не литературного персонажа. Дошло до того, что некоторые жители Лондона стали носить черные траурные повязки и собираться в клубы почитателей великого сыщика. Таким образом, точка в этой истории сама собой превратилась в многоточие.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 7 увлекательных фильмов и сериалов об аферистах с раскрытием схем мошенничества

Конан Дойл держал оборону, отказываясь воскрешать ненавистного сыщика. Не в силах находиться под этим и внутренним, и внешним давлением, он ушел на войну, где сражался так самоотверженно, что по возвращении получил рыцарское звание.

Конан Дойл в рабочем кабинете и в ЮАР (на службе военным врачом).

Конан Дойл в рабочем кабинете и в ЮАР (на службе военным врачом).


Писатель был уверен, что за время его нахождения на войне читатели забыли о герое и их напор стих. Однако он с удивлением обнаружил, что письма от негодующих поклонников Холмса продолжают поступать. А издатели, обрадовавшись его возвращению, посулили за новые истории такой огромный гонорар, отказаться от которого вменяемому человеку было просто невозможно. В конце концов, писатель и сам понял, что выхода нет: Шерлок Холмс – его золотая жила и гарантия безбедной жизни до конца дней. Другой альтернативы хорошего заработка на горизонте не вырисовывалось.

На протяжении жизни писатель все-таки предпринимал и другие попытки распрощаться с сыщиком (например, в рассказе «Его прощальный поклон») и с самим жанром детектива. Но все они были тщетны. Помимо детективов, Конан Дойл продолжал писать и другого рода книги (у него даже есть фантастическая повесть), но все равно приходилось возвращаться к Холмсу и Ватсону.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Медсёстры с чудинкой, полёт гитары и другие неочевидные, но комичные киноляпы из 6 советских фильмов

Бывают актеры одной роли, а Конан Дойл в памяти рядовых читателей остался автором одного героя, приклеившегося к нему навсегда. Это внутреннее противоречие очень угнетало его.

Спиритизм как выход

Душевные страдания Артура Конана Дойла, на которые также повлияли война и смерть близких, вылились в то, что под конец жизни он отрекся от христианства и увлекся спиритизмом – направлением в те времена модным, но вызывающим в обществе реакцию неоднозначную. Сфера мистики интересовала его еще с юности, но теперь он отдался ей полностью. Писатель стал строчить труды, посвященные истории спиритизма, и пытался выступать с соответствующими лекциями.

Писатель в последние годы жизни. /Фото:tunnel.ru

Писатель в последние годы жизни. /Фото:tunnel.ru


Окружению Конана Дойла не нравилось его новое увлечение, друзья и коллеги открыто выражали ему свое недовольство и некоторые из них даже перестали с ним общаться. Видимо, под их давлением писатель все-таки выпустил еще одну книгу о великом сыщике, которую назвал «Архив Шерлока Холмса». На этот раз – и правда последнюю. В нее вошли 12 рассказов, написанных с 1921 по 1927 год.

Имя Шерлока Холмса осталось в веках, и на нём ещё долго можно будет зарабатывать деньги и кинематографистам, и литературоведам, и библиографам, и музейным работникам. Кстати, о музеях. Узнайте о том, что не так с музеем Шерлока Холмса и балконом Джульетты: Фальшивые достопримечательности, которые вводят в заблуждение туристов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3027
26.02.2024 23:47
В закладки
Версия для печати




Смотрите также