Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Отец импрессионизма Клод Моне известен в том числе своими многочисленными картинами с изображением кувшинок (водяных лилий). Он создал сотни таких произведений, и теперь ими восхищается весь мир. Некоторые из них входят в топ самых дорогих полотен на нашей планете. Однако сам Моне под конец жизни уничтожил несколько десятков из своих картин с кувшинками. Но почему он так поступил и зачем вообще рисовал из года в год одни и те же цветы? Это паранойя или что-то другое? Попробуем разобраться.


В уже солидном возрасте Моне совместно с другом, коллекционером Эрнестом Ошеде и его женой Алисой (впоследствии, после смерти мужа, она станет женой соседа-художника) купил дом с участком во французской коммуне Живерни. Имевшуюся в саду кипарисовую рощу он вырубил и засадил территорию цветами. Помимо этого, художник добился от властей разрешения изменить русло протекавшей рядом реки и сделал на своем участке пруд с кувшинками. Моне построил тут мостик в японском стиле, сделав этот уголок природы невероятно живописным и умиротворяющим. Теперь дни напролет он проводил у водоема за работой. Это было имение его мечты, это был садик его мечты.

Моне всё свободное время проводил в у своего пруда и рисовал водяные лилии.

Моне всё свободное время проводил в у своего пруда и рисовал водяные лилии.


Художник так увлекся водными растениями, что они стали основным объектом его творчества. Он высаживал все новые и новые виды и любовался ими, наблюдая, как они растут. Моне привозил кувшинки разных видов из-за границы, даже из Африки и Америки, так что его прудик со временем превратился в настоящий ботанический сад.

Пруд с кувшинками в наши дни. /Фото: liveinternet.ru

Пруд с кувшинками в наши дни. /Фото: liveinternet.ru


Одна из картин великого художника, на которой запечатлен тот самый мостик.

Одна из картин великого художника, на которой запечатлен тот самый мостик.


Порядка 30 лет Моне писал свои водяные лилии. При этом под конец жизни, на девятом десятке, он начал писать еще и огромные панно с кувшинками. Он стал просто одержим ими. Можно было бы сказать, что это мания, однако факт в том, что его работы имели невероятный успех.

Один из шедевров Моне.

Один из шедевров Моне.


Ни одна такая картина не была похожа на другую и практически все его «Кувшинки» высоко ценили искусствоведы. Сам художник объяснял, что в своих картинах он исследует даже не сами цветы, а изменения водной глади, на которой они растут, и именно под таким углом надо смотреть на его работы.

Дом Клода Моне в наши дни. /Фото: liveinternet.ru

Дом Клода Моне в наши дни. /Фото: liveinternet.ru


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как великая художница превратила искусство в орудие мести: Тайна Артемизии Джентилески

В частных коллекциях и музеях по всему миру сейчас хранятся примерно 250 «Кувшинок» Клода Моне. Достаточно много таких работ выставлялось и покупалось за огромные деньги. Так, одна из них была куплена за 80 миллионов долларов. Причем таких шедевров могло быть еще больше, если бы Моне не уничтожил порядка 30 своих работ. Он счел их либо незаконченными по своему замыслу, либо посредственными, либо просто неудачными.

Одна из работ, сохранившихся до наших дней.

Одна из работ, сохранившихся до наших дней.


Эта картина была продана на аукционе Christie’s почти за 80,5 млн. долларов.

Эта картина была продана на аукционе Christie’s почти за 80,5 млн. долларов.


Грустное для поклонников художника событие произошло перед парижской выставкой 1909 года. Моне подготовил к ней полотна с кувшинками, но в какой-то момент на него напало отчаяние: он решил, что все эти картины не годятся для экспозиции, и уничтожил их, изрезав ножом. При этом он отправил письмо своему агенту, в котором заверил его, что, избавившись от картин, внутренне освободился от тяжелого груза и теперь готов к новым работам.

С этого мостика он наблюдал за кувшинками. /Фото: liveinternet.ru

С этого мостика он наблюдал за кувшинками. /Фото: liveinternet.ru


«Водяные лилии в розовом» (1898)

«Водяные лилии в розовом» (1898)


Моне никогда не жалел о таком поступке, ведь он был уверен, что избавил мир от плохих картин. Однако это вовсе не означает, что так оно и было. Возможно, «забракованные» Моне полотна вошли бы в тот самый топ самых дорогих на планете, но на его восприятие своего творчества повлияли два фактора.

Первый – внутреннее состояние художника. В его жизни были непростые периоды депрессий и уныния, в которые ему казалось, что все, что он пишет, не стоит внимания. После смерти друга Ошеде он повторно женился, однако, несмотря на то, что брак его был удачен, Моне уже не получал от живописи такого сильного удовольствия, как раньше. Он пытался искать новые способы передачи цвета и настроения, но считал, что не может их найти.

Художник не уставал писать водяные лилии, хотя иногда его настроение оставляло желать лучшего.

Художник не уставал писать водяные лилии, хотя иногда его настроение оставляло желать лучшего.


Во-вторых (и это напрямую связано с первой причиной) в последние годы у живописца стала развиваться катаракта обоих глаз. Ему было уже сложно различать оттенки красок и он старался использовать их по памяти. Художнику сделали операцию, само по себе зрение она улучшила, но восприятие цветов у него теперь исказилось. Именно поэтому поздние картины Моне, написанные после 1912 года, стали иметь отличный от прежних желтоватой оттенок.

Кувшинки. Заходящее солнце. (одна из самых известных поздних работ).

Кувшинки. Заходящее солнце. (одна из самых известных поздних работ).


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Зимние забавы на картинах русских и советских художников: От рождественских базаров до святочных гаданий


В последние годы Клод Моне стал переходить от импрессионизма к абстрактной живописи, и если раньше искусствоведы считали, что это было его осознанным решением, то современный английский офтальмолог Ричард Мармор доказал: это изменение в направлении живописи связано еще и с заболеванием глаз и ухудшением зрения.

Одна из работ, написанных после 1920 года.

Одна из работ, написанных после 1920 года.


Как выяснил Мармор в ходе экспериментов, наблюдений и сопоставлений, пациенты, страдающие таким же нарушением, как у Моне, видят окружающий мир именно так, как он изображен на полотнах великого художника – размыто. Впрочем, работы художника нравятся ценителям живописи именно в таком виде – и для них абсолютно не важно, что было у Моне со зрением в момент их написания.

Картина, написанная в 1917-19 гг. (тоже позднее творчество).

Картина, написанная в 1917-19 гг. (тоже позднее творчество).


Если вам интересны биография и творчество этого всемирно известного живописца, вам наверняка будет любопытно узнать ещё об одном Моне. Прочитайте о том, Почему без старшего брата великого Клода Моне импрессионизма могло бы и не быть.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2760
26.02.2024 11:10
В закладки
Версия для печати




Смотрите также