Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    




Сегодня отмечает юбилей замечательный оператор-постановщик Анатолий Мукасей. Это он снимал все фильмы о гардемаринах, за исключением самого первого, а ещё – «Берегись автомобиля», «Большую перемену», «Чучело» и множество прекрасных картин, которые и сегодня зрители с удовольствием пересматривают. У Анатолия Мукасея есть особое чувство кадра, он умеет снимать актёров в выгодном ракурсе и доводить режиссёрскую задумку до совершенства. Съёмками он увлёкся ещё в детстве, однако мечтал он совсем о другой профессии, даже думать о которой ему запретили родители.


По стопам родителей

Михаил и Елизавета Мукасей с детьми Эллой и Анатолием. / Фото: www.mishpoha.org

Михаил и Елизавета Мукасей с детьми Эллой и Анатолием. / Фото: www.mishpoha.org


Анатолий Мукасей родился в семье разведчиков-нелегалов Михаила Исааковича и Елизаветы Ивановны, которые в течение четверти века были за рубежом на нелегальной работе и носили оперативные псевдонимы Зефир и Эльза. Анатолий и его старшая сестра Элла с детства знали: говорить о том, где и кем работают мама и папа, нельзя никому. И они сохраняли тайну до тех самых пор, пока родители не вернулись на родину навсегда. Позже родители рассказывали детям о том, что руководство предлагало использовать Анатолия и Эллу для пользы дела, но Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна в этом случае категорически были против. Они сами жили всё время под прицелом и подвергать опасности и такому давлению ещё и детей не собирались.

Но было время, когда дети были за рубежом вместе с родителями. Отец в 1939-1943 годах был консулом и общался со многими звёздами, собирал деньги для СССР. Анатолий в то время был ещё совсем маленьким, но всё же запомнил встречу с Чарли Чаплиным и Теодором Драйзером. Видео с тех встреч до сих пор хранится дома у оператора. Оно стало для него своеобразным знаком того, что в кино время останавливается, всегда можно вернуться на несколько лет назад и пережить какие-то эмоции и события заново.

Елизавета Мукасей с детьми Эллой и Анатолием. / Фото: www.mishpoha.org

Елизавета Мукасей с детьми Эллой и Анатолием. / Фото: www.mishpoha.org


Позже дети вернулись в Советский Союз и родителей видели очень редко. Правда, ощущения брошенности у них не было. Мама и папа постоянно передавали сыну и дочери записки, какие-то весточки. Шефствовали над семьёй в отсутствие родителей, как признавался Анатолий Мукасей, добрые и образованные «шефы», которые становились друзьями детей. Они всегда спешили на помощь, если она была нужна, да и так не оставляли детей и родных разведчиков без своего внимания.

В доме, где жила семья Мукасей, был сосед Вильям Фишер, с которым сам Анатолий близко знаком не был, они просто приветствовали друг друга при встрече. А потом будущий оператор узнал, что этот самый сосед – знаменитый разведчик с псевдонимом Рудольф Абель. Он после провала отбывал заключение в американской тюрьме, а затем его обменяли на американского пилота Фрэнсиса Пауэрса, того самого, разведывательный самолёт которого сбили 1 мая 1960 года в районе Свердловска (сегодня Екатеринбург). Когда Анатолий Мукасей узнал о том, кто тот самый сосед, он очень огорчился за родителей. Они ведь сделали для страны не меньше, чем их коллеги, но их знали все, а о его родителях никто никогда не говорил. Тогда он пришёл к отцу с матерью и посетовал на то, что их никто не знает. Тогда Михаил Моисеевич сказал сыну: знаменитыми становятся, как правило, разведчики, которые провалились, а они за 25 лет не допустили ни одной ошибки.

Михаил и Елизавета Мукасей на море. / Фото: www.mishpoha.org

Михаил и Елизавета Мукасей на море. / Фото: www.mishpoha.org


Анатолий Мукасей с огромным уважением относился к родителям и мечтал продолжить их дело, стать разведчиком, снимать на камеру важные объекты и по секретным каналам передавать их в Центр. Но отец и мать были категорически против такого будущего для сына, слишком хорошо они были знакомы со всеми сложностями жизни нелегалов-разведчиков. Она вовсе не похожа на весь тот романтических флёр, которым окутана в кино. На самом деле это кропотливый и довольно нудный ежедневный труд. И непреходящее чувство нахождения под прицелом 24 часа в сутки.

Анатолий Мукасей с родителями согласился и полностью переключился на кино. Но когда он стал уже известным оператором, и в интервью журналист задал ему вопрос о родителях, он рассказал о том, чем они занимались всю жизнь. Тогда на Зефира и Эльзу обратили внимание, Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна написали книгу, и к ним приезжали корреспонденты брать интервью. По словам Анатолия Михайловича, всё это продлило жизнь родителям на несколько лет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 50 лет любви супругов-шпионов, укравших атомную бомбу для СССР: Леонтина и Моррис Коэн >>

Благословение разведчиков

Михаил и Елизавета Мукасей с детьми Эллой и Анатолием. / Фото: www.mishpoha.org

Михаил и Елизавета Мукасей с детьми Эллой и Анатолием. / Фото: www.mishpoha.org


Нельзя сказать, что после разговора с родителями Анатолий Мукасей был сильно расстроен. Он просто согласился с их доводами и решил сделать профессией своё увлечение кинокамерой. В Америке отец снимал его и сестру на «Кодак» на 16-миллиметровую плёнку, коробочки с которой Анатолий хранит до сих пор. Он ещё в детстве стал возиться с загадочным киноаппаратом, а потому, повзрослев, решил поступать на операторский факультет ВГИКа.

Учёба в институте принесла ему не только диплом оператора-постановщика, но ещё и подарила знакомство со Светланой Дружининой, которая стала его женой. С ней Анатолий Мукасей живёт вместе уже 65 лет, а началось всё как раз благодаря родителям. Когда родители приезжали в СССР, им с детьми приходилось где-то прятаться, чтобы никто не видел семью разведчиков. Однажды, когда Анатолий уже был старшеклассником, в один из приездов родителей семью перевезли на дачу Сталина в Абхазии на озере Рица. Там были все условия для комфортного отдыха на закрытой территории и даже маленький кинозал с новинками советского кинематографа.

Светлана Дружинина в фильме «За витриной универмага». / Фото: www.kino-teatr.ru

Светлана Дружинина в фильме «За витриной универмага». / Фото: www.kino-teatr.ru


Вечером после приезда они всей семьёй смотрели фильм «За витриной универмага». Когда Елизавета Ивановна увидела на экране Светлану Дружинину, игравшую продавца Соню Божко, она восхищённо воскликнула, так ей понравилась актриса. Анатолий тогда то ли в шутку, то ли всерьёз спросил у матери, не хочет ли она видеть эту девушку своей невесткой. Мама тут же согласилась, конечно, быстро забыв о разговоре.

После поступления в институт гувернантки, присматривающие за детьми разведчиков, по специальным каналам отправили телеграмму, в которой сообщали о том, что Анатолий влюбился в девушку старше себя. Но сын успокоил родителей, сказав, что это та самая красавица-актриса, которой восхищалась мама. В следующий приезд Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна уже познакомились с девушкой сына и горячо одобрили его выбор. В 1958 году Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина стали мужем и женой.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Невысказанная боль звезды «Девчат» и режиссера «Гардемаринов» Светланы Дружининой >>

Лучшая профессия

Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина. / Фото: www.spletnik.ru

Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина. / Фото: www.spletnik.ru


В 1961 году Анатолий Мукасей окончил институт, и сегодня он уверен: он выбрал самую лучшую в мире профессию, потому что люди смотрят кино глазами оператора. По мнению Анатолия Михайловича, изображение на экране – это динамичная живопись. Ему довелось работать с прекрасными режиссёрами: Эльдаром Рязановым, Ролланом Быковым, Алексеем Кореневым и многими другими. Но больше всего фильмов он снимал вместе с женой Светланой Дружининой.

Анатолий Мукасей. / Фото: www.lerkino.fun

Анатолий Мукасей. / Фото: www.lerkino.fun


Правда, иногда супруга очень торопит мужа на съёмочной площадке, не уставая повторять расхожую фразу «время – деньги». Но Алексей Мукасей никогда не торопится. Пока он не выставит свет и не получит необходимый для качественного изображения результат, снимать он не начнёт, потому что работа для него – настоящее искусство. Он рисует светом и тенями, любит, когда актёры выглядят в кадре, как надо для целостного восприятия сцены. Но при этом он никогда не спорит с женой. Со всем соглашается молча, но делает всегда по-своему. Как на съёмочной площадке, так и в жизни.

Основой же их крепкого брака стали семейные традиции, которые передали молодожёнам ещё родители Анатолия Михайловича.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








11147
26.07.2023 08:19
В закладки
Версия для печати




Смотрите также