Говорят, между близнецами существует очень тесная связь, они чувствуют друг друга на расстоянии и часто выбирают похожие профессии. Но судьбы сестер Ксении и Полины Кутеповы поражают особенной синхронностью. Кажется, что все в жизни они делят на двоих и идут параллельными путями: обе стали актрисами, обе закончили ГИТИС, обе попали в «Мастерскую Петра Фоменко», обе дебютировали в кино в 10 лет, обе вышли замуж за режиссеров. Но вот их знакомые утверждают, что на самом деле сестры – абсолютно разные, и по характеру, и внешне. Стоит только присмотреться внимательнее…
Кадр из фильма *Куда он денется!*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru
На самом деле сестер Кутеповых трое – у Полины и Ксении есть еще старшая сестра Злата, которая первой и «заболела» театром, занимаясь в театральной студии, устраивая домашние спектакли и заразив этим увлечением своих сестер. Эмоциональная, активная и темпераментная, Злата всегда была безусловным авторитетом и примером для подражания для своих более спокойных и флегматичных сестер. Следом за ней Ксения и Полина пришли в детскую киношколу и в танцевальную студию Дворца пионеров. Неподалеку располагался «Мосфильм», и к ним нередко наведывались ассистенты режиссеров в поисках молодых талантов. Обаятельные рыжие сестры привлекли их внимание, и уже в 10 лет они впервые увидели себя на экранах – вместе со Златой они снялись в фильме «Василий и Василиса».
Злата, Ксения и Полина Кутеповы в фильме *Василий и Василиса*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru
Сами они говорили, что в детстве и вправду жили одной жизнью на двоих. Ксения вспоминала: «У нас даже одежда была исключительно общая – кто раньше схватит, тот и идёт. Сейчас, когда разъехались, мой гардероб значительно оскудел». Они всегда были вместе, и воспоминания у них были общими. Соперничества между ними не возникало – просто привыкли все время быть рядом и равняться друг на друга. При этом обе были очень похожи. Полина рассказывала: «Я сейчас с удивлением вспоминаю, что мы с сестрой были настолько стеснительные и замкнутые, что обратиться с каким-то вопросом к постороннему человеку становилось пыткой. Но так как иногда всё-таки приходилось спрашивать, который час, сколько что стоит, мы устанавливали очерёдность между собой, кто будет это делать, и строго её соблюдали».
Сёстры Кутеповы с режиссёром Леонидом Нечаевым и другими юными актёрами на съемках фильма *Рыжий, честный, влюблённый*, 1984 | Фото: retrospectra.ru
Спустя 4 года после кинодебюта Злата снялась еще в одном фильме, и на этом ее актерская карьера и завершилась – позже она устроилась работать на телевидение. А вот ее сестры навсегда связали свои судьбы с этой профессией. После первых ролей их фотографии пополнили актерскую картотеку «Мосфильма», и сестрам-близнецам начали предлагать новые роли. Первая популярность пришла к ним после фильма с символичным названием – «Рыжий, честный, влюбленный». Правда, сейчас свои детские работы обе называют «несерьезными».
Курс сестёр Кутеповых в ГИТИСе | Фото: retrospectra.ru
В театральный сестры поступали вместе. Им советовали проходить вступительные экзамены поодиночке – актерские курсы везде небольшие, и одинаковые актрисы нигде не нужны – но Кутеповы пришли вместе и разыграли по ролям одно стихотворение Хармса. И вопреки всем прогнозам, обе были зачислены. Петр Фоменко взял на свой курс очаровательных рыжих близняшек. Хотя годы учебы стали для них настоящим испытанием, и за это время они не раз теряли веру в собственные силы и даже думали о том, что актерская профессия – ошибочно выбранный путь, благодаря Фоменко они смогли раскрыть свой творческий потенциал. Их курс почти полным составом преобразовался в театр «Мастерская Петра Фоменко», который с 1993 г. буквально стал их вторым домом.
Сестры Кутеповы | Фото: livestory.com.ua
Сестры Кутеповы | Фото: livestory.com.ua
Обе они называют Петра Фоменко «Мастером», который сформировал их как личностей и как актрис. Ксения говорит: «Наш театр чем-то похож на семью, точнее – на цыганский табор. Любовь, ненависть, радости, горести завязаны настолько тугими узлами, что хочешь не хочешь, а ты обязан сосуществовать в общем пространстве. В большом академическом театре, где труппа – человек пятьдесят-шестьдесят, очень легко уединиться и не иметь ни к кому никакого отношения. В такие театры люди приходят уже сформировавшимися личностями, со своей системой защиты. У нас уединение практически невозможно». Сестры Кутеповы уже не представляют, как они могли бы выступать в разных театрах – с годами духовная связь между ними стала еще более крепкой.
Полина Кутепова в фильме *Настя*, 1993 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Настя*, 1993 | Фото: spletnik.ru
Хотя обе они начали сниматься очень рано и в детстве играли в фильмах только вдвоем, в дальнейшем их творческие пути в кино разошлись. Кинематографическая судьба Полины Кутеповой складывалась более успешно: в 1993 г. она исполнила главную роль в фильме Георгия Данелии «Настя», где ее партнерами по съемочной площадке стали Евгений Леонов и Александр Абдулов. Спустя 2 года ей досталась главная роль в еще одном фильме Данелии «Орел и решка», где вместе с ней снимались Олег Басилашвили, Станислав Говорухин и Леонид Ярмольник. После этих двух работ она «проснулась знаменитой».
Полина Кутепова в фильме *Орел и решка*, 1995 | Фото: kino-teatr.ru
Полина и Ксения Кутеповы в фильме *Мелкий бес*, 1995 | Фото: kino-teatr.ru
На самом деле сестры Кутеповы – не близнецы, а двойняшки, и тем, кто их знает близко, кажется, что они совсем не похожи: у Ксении более четко очерченные черты лица и голос с легкой хрипотцой, по характеру она более мягкая, смешливая и безалаберная, у Полины голос звонче и более нежные черты лица, она более степенная, но и более решительная, ее называют типичным интровертом. Однако обе талантливы в равной степени.
Ксения Кутепова и Дмитрий Дюжев в фильме *Путешествие с домашними животными*, 2007 | Фото: spletnik.ru
Сестры Кутеповы | Фото: 24smi.org
Когда в их жизни появились романтические отношения, обе поначалу очень ревновали друг друга, ведь до этого они всегда были только вдвоем. Но даже свои свадьбы они сыграли с разницей в полмесяца. Удивительно и то, что избранниками обеих сестер стали режиссеры: муж Ксении – кинорежиссер Сергей Осипьян, муж Полины – театральный режиссер Евгений Каменькович. Только после замужества сестры впервые разъехались и зажили самостоятельно. Хотя Кутеповы продолжали встречаться в театре, у каждой из них появился свой круг общения. У Полины в 1997 г. родилась дочь Надежда, у Ксении в 2002 г. родился сын Василий, а спустя 3 года – дочь Лидия.
Ксения Кутепова с мужем Сергеем Осипьяном | Фото: stuki-druki.com
Евгений Каменькович – муж Полины Кутеповой | Фото: stuki-druki.com
Обе они своим главным призванием считают театр, хотя продолжают активно сниматься. В 2000-х гг. творческие судьбы сестер в кино сложились одинаково успешно. В 2009 г. Полина Кутепова сыграла сразу 2 роли (монахиню Пелагию и светскую даму Полину Лисицыну) в экранизации романа Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог». Интересно то, что актеров на главные роли в фильм Юрия Мороза утверждал лично автор романа. Акунин сказал: «Пелагию играет та, кто и должен был ее играть, это Полина Кутепова. Я с самого начала хотел видеть в сериале эту актрису и добивался этого, и теперь я вижу, что оказался прав. Полина не только очень хороша в роли монахини, но она еще очень хороша (я сейчас говорю «хороша» в смысле красоты), когда переодевается в светскую даму».
Полина Кутепова в фильме *Пелагия и белый бульдог*, 2009 | Фото: 24smi.org
Ксения Кутепова в сериале *Доктор Тырса*, 2010 | Фото: kino-teatr.ru
В том же году Ксения Кутепова тоже сыграла монахиню – в мелодраме «Скоро весна», а спустя год она исполнила главную роль в сериале «Доктор Тырса». В фильмографии обеих сестер на данный момент – более 30 работ. В 2019 г. они порадовали зрителей, вновь появившись на экранах вместе – сестры сыграли сиамских близнецов в сериале «Мертвое озеро».
Сестры Кутеповы в сериале *Мертвое озеро*, 2019 | Фото: kino-teatr.ru
Ксения и Полина Кутеповы | Фото: retrospectra.ru
Параллельно шли творческие пути и других известных двойняшек: Самые известные близнецы российского шоу-бизнеса.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: