Москва – крупнейший город, который постоянно расширяет свои границы. А много ли людей задумывалось, за счет чего? «Свободными» территориями в начале XX века являлись кладбища, которые исчислялись сотнями. По указанию свыше в СССР многие превратились в стройплощадки, на которых возводили дома, скверы, торговые центры, кинотеатры. Как теряли Дорогомиловское, Лазаревское и другие кладбища, и как себя чувствуют люди, проживающие в домах, построенных на костях.
На чем стоит современная Москва
В том, что города постоянно расширяются, нет ничего удивительного. Москва – столица России – является самым густонаселенным мегаполисом, поэтому строительство многоэтажек никогда не прекращается. Но места для возведения жилых комплексов всегда не хватает. Для них расчищаются старые заброшенные участки, и под эту категорию в СССР попали кладбища вместе со старинными церквями.
Некоторые жилые комплексы Москвы возведены на месте старых кладбищ.
В старину хоронили возле церквей, поэтому образовывались многочисленные захоронения. Петр I первым попытался с этим бороться, желая организовать одно городское. Но не успел, а продолжила его дело Елизавета Петровна – она в 1748 году дала распоряжение организовать кладбище, вынеся за границы города. Например, Лазаревское кладбище, которое известно массовыми захоронениями в период чумы. От него уже давно ничего не осталось, его превратили в зону, где проводятся увеселительные мероприятия, отдыхают взрослые и играют дети.
Захоронения, которые попадали под закрытие и застройку, практически никто не переносил, хотя объявления вывешивались. Но они были настолько неприметными, что не привлекали внимания. Переносили единично могилы известных личностей, а остальные просто разравнивал бульдозер. Выкапывая котлованы под фундамент, экскаваторы зачерпывали останки, которые грузились вместе с остальным мусором на вывоз. Иногда выборочно кости складывались кучкой, которые неизвестно куда потом девались. Мальчишки того времени ради развлечения воровали черепа, а потом у них за копейки выкупали студенты мединститутов.
Каменные надгробия частично использовали в качестве строительного материала. Их могли вмуровать в фундамент, а в некоторых случаях применяли для укладки бордюр. Плиты старались переворачивать надписями вниз, но, видимо, не всегда этому придавали значение. В качестве примера можно привести бордюр возле церкви Петра и Павла, на котором можно прочитать надпись.
Старые захоронения Московской области как площадка для строительства
Старые кладбища Москвы. Лазаревское кладбище.
Дорогомиловское кладбище относилось к одному из старейших с момента его открытия в 1771 году, оно просуществовало примерно полтора века, до 1938 года. В основном на нем покоились обычные люди, потому что было сильно удалено от города, и господа не собирались трястись до него в каретах несколько километров. Оно стало последним пристанищем для русских и французских солдат Бородинской битвы. С 1902 года после похорон известного русского ботаника А. Н. Бекетова становится популярным для упокоения ученых и деятелей культуры.
В 1839 году на его территории была построена Елизаветинская церковь, от которой ныне ничего не осталось. На этом месте теперь стоит дом №26 по Кутузовскому проспекту. Вся четная сторона от 20 до 32 дома – это бывшее место погоста. Чем оно стало примечательно для советского руководства в конце 30-х годов XX века, неизвестно, но именно в эти дома заселялись многие партийные деятели СССР. На территории бывшего кладбища находится шестиполосная дорога и Триумфальная арка.
Парк Фестивальный и Кутузовский проспект города Москва.
Лазаревское кладбище было открыто практически одновременно с Дорогомиловским, но имело плохую репутацию. Оно размещалось в Марьиной Роще, и туда свозились неопознанные тела, хоронили бедных и тех, кто сам захотел покинуть мир, не говоря уже о тысячах больных, которые умирали во время эпидемии чумы. Со временем оно стало недейственным, заросло травой. До его закрытия на территории находилось примерно 50 тыс. захоронений, которые в 1937 году были ликвидированы. На данный момент на этой территории находится парк «Фестивальный» и часть улицы Сущевский вал (называлась раньше) или по-новому участок Третьего транспортного кольца.
Погост Спасо-Андроникового монастыря отличался захоронениями родственников царицы Евдокии Лопухиной, Барятинских, Трубецких, Голицыных, Юсуповых, Нарышкиных, Толстых и других знаменитых личностей. Мраморные надгробия пустили на возведение ДК «Серп и молот». Но он так и не стал популярным местом, поэтому здание стоит в запущенном состоянии. Это место приглянулось для строительства частного тира и центра китайской медицины. Застройщиков не интересует, что, нарушая все законы о сохранении древних кладбищ, они роют котлованы на могилах. Густота захоронений на нем – 10 могил на 1 кв. метр, то есть на глубине 5 метров – это одни могилы, куда ни копни. На этом кладбище находилось примерно тысяча захоронений московской аристократической знати.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Какие тайны хранит Московский Кремль: Ведьмина гора, секретные подземелья, кремль-двойник и другие
Кладбища заменили детские сады, школы и жилые микрорайоны
Снос могил на старых кладбищах Москвы.
Кладбище Новоспасского монастыря было закрыто в 1927 году. Памятники князей, генералов, купцов и других личностей продавались в качестве строительного материала по 20-30 руб. за штуку. На этом месте теперь находится сад и единичные памятники, напоминающие о великих людях.
На месте Кожуховского и Холерного кладбищ находится промзона, рестораны и кафе. На Шелепихинском погосте стоит детский садик №1929, на Тропарском – медуниверситет им. Пирогова, на Семеновском военном – техническое предприятие «Салют». Школа построена на территории кладбища Люблина, которое существовало с 1635 года. На погосте «Арбатец» оборудован сквер. И так произошло со многими древними погостами, на которых покоилась история России.
Постройки на месте старых кладбищ.
Кладбище на территории женского монастыря в середине XIX века считалось престижным, потому что отличалось красивым убранством и дорогими памятниками. Но, как и многие, оно также попало под снос. На данный момент на этом месте стоит жилой комплекс.
Покровский монастырь, который с 1994 года был возрожден и стал считаться женским, изначально с 1635 года был мужским. С погостом, находящимся на его территории, произошло то же, что и с другими – в 1934 году на его месте появился Таганский парк для культурного отдыха жителей Ждановского района.
Николаевский тупик был построен на месте Пятницкого кладбища. Средняя школа № 967 с дошкольным отделением (проезд Шокальского, дом 18-а) – на месте Раевского кладбища. Часть трассы Сиреневого бульвара на бывшей территории Измайловского кладбища. Дом №10 на улице Пришвина на месте кладбища села Юрлово, в котором также располагается судебный участок.
Список довольно большой, но если учесть, сколько уничтожено таким способом могил, то он становится бесконечным по уровню невосполнимых памятных потерь.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Действительно ли актеров хоронили за оградой кладбищ и почему их считали "людьми без души"
Хорошо ли живется людям в домах, расположенных на старых захоронениях
В некоторых дворах Москвы сохранились памятники, стоявшие на кладбищах.
Люди по-разному относятся к тому, что их дом стоит на месте старого кладбища. Кто-то суеверный предпочитает обходить такие места стороной, а другому человеку безразлично, где жить. Но аура бывшего некрополя навсегда останется тяжелой, особенно, если с останками обошлись некрасиво. Кутузовский проспект часто называют «трассой смерти» из-за высокой смертности на дороге. Что это – невнимательность, незнание правил движения или все же чья-то потревоженная душа?
Некоторые жильцы утверждают, что теряют покой и здоровье. И это происходит беспричинно, домой возвращаться не хочется, и вскорости такие квартиры продаются, потому что жильцы готовы бежать с «проклятого» места. Но не у всех такое случается. Кто-то спокойно и счастливо проживает свой век и растит детей.
Смертность и болезни жильцов в таких домах выше, чем может быть даже на соседней улице. Неуважение к памяти мертвых приводит к печальным итогам. Развлекательные и увеселительные мероприятия на костях – это верх цинизма. Там, где должен быть покой – шум, сквернословие, надругательство над священным местом предков.
В Каире на самом большом кладбище живет более 500 тысяч людей. Его еще называют городом мертвых, но и живым нашлось место. Могилы заменили людям обычные дома и кровати. Там бегают дети и учатся в импровизированных школах. Так нашлось место и живым, и мертвым.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: