Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements
Бразильский фотограф Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo) сочетает южное жизнелюбие родного Рио-де-Жанейро с европейской строгостью голландской жанровой живописи в серии натюрмортов Tropical Arrangements («Тропические композиции»).
Словосочетание «малые голландцы» способно вызвать легкий нервный тик даже у самого добросовестного и увлеченного студента художественного вуза. Если это утверждение кажется вам преувеличением, прогуляйтесь по Шатровому залу Эрмитажа или ГМИИ имени Пушкина и попробуйте навскидку отличить натюрморт Питера Класа от натюрмортов Геррита Виллемса Хеды и Виллема Калфа.
Натюрморт с устрицами Питера Класа (Claesz, Pieter)
Голландские мастера бытовой живописи 17 века считали натюрморт «малым жанром» пейзажа и обращались к нему с тем же энтузиазмом, с которым писали повседневные сценки и сельские ландшафты. Жанр натюрморта предоставлял великолепную возможность продемонстрировать мастерство детальной передачи текстур, материалов и нюансов естественного освещения. Еда во всем разнообразии, которое мог предложить ближайший продуктовый рынок, разложенная на столе в педантично организованном беспорядке, серебряные столовые приборы, замысловатые драпировки и море цветов – вот краткое содержание истории голландского натюрморта 16 – 18 веков.
Практически все натюрморты того периода содержат нравоучительную аллегорию, обычно - быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас). Цветы увядают, птички и рыбки становятся едой, еда разлагается, а серебро не спасет душу грешника. При таком подходе неудивительно, что большинство картин отличаются мрачным колоритом и оставляют гнетущее впечатление.
Бразильский фотограф Рафаэль Д’Ало явно не стал прогуливать лекции по истории искусств в художественном колледже Санта-Моники. Его увлечение эстетикой голландской и фламандской живописи в полной мере выразилось в фотографиях серии Tropical Arrangements («Тропические композиции»), искусно имитирующих особенности композиции и освещения классических натюрмортов.
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements I
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements I
Однако, если живешь и работаешь в Рио-де-Жанейро, декадентские настроения и экзистенциальные искания европейского типа неизбежно вступают в конфликт с влиянием яркой и по преимуществу жизнерадостной визуальной культуры Бразилии. Эффект от такого сочетания получается занимательный: натюрморты, составленные из тропических фруктов, цветов и овощей выглядят так, как если бы Гоген, Руссо и Питер Клас решили устроить совместный фотопроект.
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements II
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements II
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements II
Рафаэль Д’Ало разделил Tropical Arrangements на три подсерии, различающиеся по цветовой гамме, освещению и композиции. Наиболее «голландская» из них - Tropical Arrangements I с черным задним планом и ощущением «переполненности» кадра. Tropical Arrangements II по стилю больше напоминает французский импрессионизм или интерьерную фотографию в духе Икеи, а вдохновением для Tropical Arrangements III, которая отличается нарочито формальной композицией и неожиданными предметами, вероятно, послужили работы периода модерна, в частности - художников-сюрреалистов.
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements III
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements III
Рафаэль Д’Ало (Rafael D’Alo), Tropical Arrangements III
В сходной манере, Клаус Энрике Гердес (Klaus Enrique Gerdes), американский коллега Д’Ало, собирает из настоящих овощей и фруктов копии картин прославленного итальянского маньериста Джузеппе Арчимбольдо.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Очень интересные работы, некоторые явно провокативного характера..) впечатляет!