Пластиковые динозавры ползут на колени красавицам в национальных японских костюмах, грубая веревка соседствует с нежным шелком и девичьей кожей, невинность и порок сплетаются в одно целое, а увядающие цветы выглядят так, что смотреть на них почему-то неловко – таковы работы скандально известного японского фотохудожника Нобуёси Араки. Но какими бы эпатажными ни были его фотографии, корни его творчества уходят в самое сердце японской традиции.
Ранние годы жизни и начало карьеры
Фотография Нобуёси Араки.
Будущий фотограф родился в 1940 году в многодетной семье, занимавшейся торговлей гэта. Его отец увлекался фотографией и подарил сыну первую камеру. Араки быстро освоил новую технику и начал снимать все, что попадалось ему на глаза. Он стал главным «документалистом» школьных экскурсий, которые посещал в годы учебы. Тема школы и детства была ключевой и в ранние годы его карьеры (как говорится, ничто не предвещало…). В 1959 году он поступил на инженерный факультет университета Тиба на отделение фотографии и кинематографа. Дипломная его работа была посвящена школьникам, и несколько первых наград он получил также же фотоснимки детей.
Любимая тема Араки - цветы и женщины...
...и шокирующие сюжеты.
После университета он устроился в рекламное агентство «Дэнцу», где познакомился с будущей женой и постоянной моделью Ёко Аоки. Уже в семидесятые годы пришло время эпатажных выходок – он на свои деньги издал альбом «Отксерокопированные фотографии» (на них были изображены токийские прохожие) и разослал его… людям, которых случайным образом выбрал из адресной книги. Правда, еще коллегам и критикам. В том же году он открыл персональную выставку, где самым однозначным образом заявил о своих интересах – на фото были фрагменты женского тела, обычно скрытые под одеждой.
Скандальный художник
Фотографии Араки.
Красота, уродство и ирония - составляющие всех сюжетов у Араки.
Так или иначе, женское тело – основной предмет творчества Араки. Уволившись из рекламного агентства, он начал работать как свободный фотограф, и его преследовали скандалы. Журналы, которые он основывал с друзьями, закрывали по решению суда за распространение материалов откровенного характера, выставки и перформансы срывала полиция – по той же самой причине. Тем не менее, слава Араки росла и крепла. Он стал не просто звездой японского андеграунда – ему присуждали престижные награды в области фотографии.
Фотографии Нобуёси Араки.
Он режиссировал кинофильмы (правда, чаще в жанре «розового кино», как называют в Японии артхаусные фильмы с обнаженной натурой), в числе его поклонниц и моделей оказалась Бьорк, а впоследствии и Леди Гага. Араки дерзко насмехался над запретами и умолчаниями в японской культуре, но в то же время обращался к традиции – его связанные девушки в непристойно распахнутых кимоно буквально копировали позы героинь «запретной» японской гравюры сюнга, а снимки цветов отсылают к гравюрам жанра катё-э («цветы и птицы»). На протяжении всей творческой карьеры Араки издал более пятисот фотоальбомов.
Любовь и смерть
Чудовищный рай. Фотография из цикла.
Чудовищный рай. Фотография из цикла.
Любимые темы Араки – это страсть и смерть, вечное переплетение эроса и танатоса. Например, серия фотографий «Чудовищный рай» посвящена цветам – однако цветы эти сняты так, что вызывают однозначные ассоциации с половыми органами (вокруг которых фотограф возводит настоящий культ). Среди цветов он размещает кукол и игрушечных монстров. Куклы обмотаны веревками, искалечены, покрыты пятнами крови, обнажены или, наоборот, одеты в традиционные костюмы – эти безумные сочетания заставляют всматриваться в фотографии в поисках истинного смысла. Впрочем, даже когда Араки снимает портреты, в них сквозит та же вечная история – непреодолимое плотское желание и неизбежность смерти.
Фотографии из цикла, посвященного частичной слепоте.
Араки способен превратить любой болезненный опыт в художественное высказывание. В октябре 2013 года он потерял зрение на правом глазу из-за закупорки артерии сетчатки. Художник, которому было уже за семьдесят, использовал этот опыт как вдохновение для выставки «Любовь на левом глазу», которая состоялась 21 июня 2014 года в галерее Така Исии в Токио – половина формата каждой фотографии была скрыта во тьме.
Обвинения в харрасменте и эксплуатации
Араки говорил, что, не познав женщину как мужчина, он не может познать ее суть как фотограф.
Не обошлось и без скандала, что неудивительно для фотографа, откровенно объективирующего женское тело. Сам Араки не скрывал, что у него бывали отношения с моделями. Мол, чтобы проникнуться чувственностью женщины и достоверно передать ее в фотоснимке, нужно познать эту чувственность самому, что здесь такого! Но публика воспринимала эти высказывания как эпатажную шутку и прощала гению подобное поведение, как и многим другим творцам, будто в искусстве цель оправдывает средства. Тем более, что главной его моделью много лет была законная супруга – их медовому месяцу он посвятил альбом «Сентиментальное путешествие», не переставал снимать ее даже не пороге смерти (Ёко умерла в сорок два года от онкологического заболевания) и участвовал в съемках биографической киноленты о ней.
Однако в апреле 2018 года на волне движения Me Too, охватившего весь мир, модель по имени Каори сделала заявление, что была в отношениях с Араки и обвинила его в эксплуатации и неэтичном поведении.
Каори работала с ним без контракта, что, разумеется, объяснялось близкими отношениями с фотографом. Однако ее заставляли участвовать в откровенных съемках перед незнакомцами, ей не платили за участие в фотосессиях, а обнаженные изображения часто использовались без ее согласия. При этом, когда Каори попыталась решить вопрос с публикацией некоторых фотографий мирно, Араки отреагировал в резкой форме, заявив, что она не имеет никаких прав на результаты их сотрудничества, а значит, не может предъявлять никаких претензий.
Публичные заявления Каори инициировали многочисленные обсуждения того, какие отношения между фотографом и моделью допустимы. Кроме того, в поддержку пострадавшей девушки активистская группа Angry Asian Girls Association протестовала против открытия берлинской выставки фотографий Араки в декабре 2018 года. Тем не менее, в том же году выставки Араки с успехом прошли в Лондоне и Москве, и на сегодняшний день, по-видимому, критика в адрес художника не имела значительных последствий.
Уемура Сёэн тоже посвящала творчество женщинам - но вот взгляд у нее был по-настоящему женский... и очень патриотичный.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: