Любви все возрасты покорны, особенно если это подлинная страсть к искусству и желание, как говорила наша героиня, украсить жизнь. Никогда не рано и никогда не поздно взять в руки кисти и краски, чтобы выплеснуть на бумагу или холст самые свои яркие чувства. Любовь Майкова – советская и российская художница наивного искусства – начала писать в возрасте семидесяти девяти лет. Ее творческая жизнь длилась полтора десятилетия, и за эти полтора десятилетия она участвовала во множестве выставок, повидала немало известных людей, а главное – стала вдохновением для тех, кто считал, что живопись – не для них.
Искусство из деревень
У Храма.
Что такое «наивное искусство»? Так искусствоведы называют произведения непрофессиональных художников, «сохранивших свежесть и детскую непосредственность». Представители наивного искусства с миром искусства профессионального связаны очень мало, обычно они не получают даже курса ИЗО в общеобразовательной школе. Их биографии всегда одновременно обыденны и необычайны. Часто это люди из деревень или рабочего класса, тяжело трудившиеся с ранних лет и начавшие рисовать по велению души, ради отдыха или развлечения. В наивном искусстве ощущается влияние искусства народного – домовой росписи, глиняной игрушки, а также старой иконописи и лубка. Среди самых ярких фигур наивного искусства – женщины. Бабушка Мозес, Серафина из Санлиса, Алена Киш, Мария Примаченко, Катя Медведева… и Любовь Майкова, баба Люба или тетя Люба, как ее называли все вокруг и называют теперь искусствоведы в посвященных художнице текстах.
Дорога к Храму.
Пейзаж.
Любовь Михайловна Майкова родилась в 1899 году в деревне Брюханово Ржевского уезда Тверской губернии. Образования она не получила – не только художественного, но и общего, поскольку после года учёбы в церковно-приходской школе для крестьянских детей была вынуждена оставить занятия, чтобы помогать родителям в хозяйстве. С 1942 жила в в Селище Кимрского района Тверской области. Она не чуралась никакой работы с детства, в зрелые годы работала уборщицей и трудилась на почте, собирала на продажу ягоды, грибы и травы. Ее муж погиб во время Великой Отечественной войны, она осталась одна, поднимала двоих сыновей. Тема войны – одна из ключевых в творчестве Любови Майковой. Она не писала батальных сцен, страданий, ужасов войны. Однако на фоне ее лиричных пейзажей появляются толпы вдов, уходящие фигуры солдат, окруженные пламенем.
Победа (Кровь солдата).
Вдовушки у обелиска.
Первым ее столкновением с искусством была встреча с иконописцем, «маляром». Произошло это еще с детские годы Любови Майковой. Тогда ее поразило умение художника запечатлеть бегущие по небу облака. Но до того времени, как она сама написала свою первую картину, прошло несколько десятилетий.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему шедевры наивной художницы оказались в хлеву и как «райские ковры» нашли свое место в музеях: Алена Киш.
Открытие бабы Любы
С детства тяготея к искусству, Майкова начала писать в возрасте семидесяти девяти лет. Почему? У нее был простой ответ на этот вопрос: «Захотелось жизнь украсить». А прежде взяться за кисти и краски было некогда. Это звучит по-своему утешительно для любого современного человека, ведь многие из нас попросту не успевают заняться любимым делом, откладывая его все дальше и дальше, на отпуск, на лето, на потом, на пенсию, в конце концов. В общем, история Любови Майковой доказывает, что заняться искусством в преклонные годы – вполне возможно.
Никола в Стоянцах на закате.
Пейзаж.
Истории «открытия» звезд наивного искусства почти всегда похожи – столичный коллекционер случайно, в доме художника или художницы, в местном магазинчике, у знакомых или даже в коровьем хлеву видит работы, которые поражают его воображение и задевают тончайшие струны души. Так вышло и с творчеством бабы Любы. Владимир Мороз, действительно столичный – московский – коллекционер, гостил у друзей в деревне, и они посоветовали ему зайти к местной старушке за грибами, мол, она удивительно вкусно засаливает грибы и продает их соседям и знакомым. В доме бабы Любы он увидел развешанные по стенам работы, написанные гуашью на клочках бумаги. Ее светлые, яркие, полные воздуха и простора пейзажи его потрясли. Он увидел в них подлинную чистоту души и ту любовь к искусству, которая возникает, когда художник творит не для зрителя, не ради денег, не во имя славы, а в буквальном смысле – по любви. Он попросил ее продать ему картины, а она взяла только деньги за грибы. Владимир Мороз приобрел для бабы Любы холсты и масляные краски, и ей очень понравилось писать маслом.
Дар Господа.
В ноябре 1986 года против Музея изобразительных искусств, в Доме культуры на Волхонке появилась афиша: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой». К 1998 году было проведено более десятка персональных выставок в крупнейших городах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Внимание публики бабу Любу не смущало совершенно. Что с рядовыми зрителями, что со знаменитостями она держалась одинаково строго и, по словам очевидцев, сама эта крошечная старушка «могла напугать кого угодно». Искусствоведов и коллекционеров она ласково называла «плутами».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как живут в британской глубинке: Уютные картины о красоте сельской жизни.
Реки и Бог
Узри ны Боже.
Колюшка-Любушка. Прощание.
Любовь Майкова писала преимущественно пейзажи, как реалистичные, так и фантастические. В них очевидно влияние классических русских пейзажистов, например, Васильева, чьи работы она могла видеть в советских журналах и календарях. Ее пейзажи часто сопровождаются лирическими подписями, посланиями к Богу и Вечности – «Дорога к Храму», «Дар Господа», «Прощай». Часто можно увидеть образы рек (например, Волги), уходящего вдаль корабля, расставания на берегу моря. И море это вовсе не реальное – это то бескрайнее Ничто, куда уходят все, когда приходит время.
Баба Люба и в возрасте за девяносто сохраняла бодрость душевную и физическую. Вспоминают, что она не только много рисовала, но и без труда взбиралась на крышу, чтобы ее починить (чем пугала соседей, разумеется). Она скончалась на сотом году жизни в доме-интернате для престарелых и инвалидов в городе Кимры. Похоронена в селе Селище. Это был 1998 год. Сегодня же её пейзажи представлены в государственных музеях и частных коллекциях, а её имя включено в международные каталоги наивного искусства.
Наивное искусство вдохновляет профессиональных художников на поиски своего стиля, как это произошло с Чарльзом Высоцки.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: