Известно, что в нашей стране моду на азартные игры, как и на многие другие развлечения, ввел царь-реформатор Петр I. До него карты, кости и другие проявления человеческой страсти были, если не под запретом, то считались занятием постыдным и не достойным знатных людей. XVIII и XIX века стали эпохой расцвета карточных игр. Ими увлекались как простолюдины, так и знать. Многие творческие личности оказались подвержены этой слабости. Некоторые занимались игрой с прибылью для себя, но некоторые оказались настоящими рабами «красно-черной страсти».
Рене Декарт
Портрет Декарта кисти Франса Халса, 1648 г.
Великого ученого и философа можно назвать одним из первых теоретиков азартных игр. Дело в том, что его научные изыскания как раз касались тех вопросов, которые составляют основу карт – он изучал математику, психологию и физиологию, а конкретно – человеческие рефлексы. Имея такое преимущество Декарт, как известно, один раз даже обыграл еще одного знаменитого математика – Блеза Паскаля. А тот ведь даже считается одним из создателей рулетки. Неудивительно, что такое научное отношение к картам приносило ему в результате существенный доход. Ученый был постоянным клиентом игорных заведений и практически всегда выигрывал. Любимой игрой его была баккара.
В блистательные XVIII и XIX века не играть в карты для человека из приличного общества было бы даже странно. Этот период времени подарил нам целую плеяду знаменитых картежников, которые, отвлекаясь от игры, иногда еще и «пером баловались». Поэтому благородная страсть нашла широкое отражение во многих литературных произведениях.
Александр Сергеевич Пушкин
О. Кипренский. Портрет Пушкина, 1827 г.
Автор «Пиковой дамы» обожал играть в бридж. Его горячая творческая натура, разумеется, заставляла писателя рисковать и, соответственно, наш классик часто оставался в крупном проигрыше. Так, например, известно, что однажды в качестве ставки проигравшийся в пух и прах поэт даже использовал часть рукописи «Евгения Онегина». К счастью, фортуна после этого повернулась к нему лицом и будущий шедевр не ушел в неизвестные руки. В сохранившемся полицейском списке известных картежников от 1829 года Александр Сергеевич числится под номером 36 и припиской «известный на всю Москву банкомет». Так как прикладной математикой Пушкин не увлекался, то в списке долгов, оставшихся после его смерти, изрядную часть составляли именно карточные.
Федор Михайлович Достоевский
В. Перов. Портрет писателя Ф.М Достоевского, 1872 г.
Этот великий русский писатель также был не очень удачлив в азартных играх. Увлеченный покером и рулеткой он однажды так проигрался в Висбадене, что для погашения долга был вынужден заключить срочный контракт с издательством. Так в сокровищнице мировой литературы появился роман «Игрок». Писатель тогда действительно был в очень неприятной ситуации, ведь проиграл он и сбережения своей возлюбленной Полины Сусловой. Поэтому историю человека, для которого игра становится смыслом жизни, можно во многом считать автобиографичной.
Кстати, очень многие русские писатели были людьми азартными. Известно, например, что Гавриил Державин был в картах очень удачлив и даже сумел приумножить свое богатство, вложив однажды крупный выигрыш в прибыльное дело. А вот Иван Андреевич Крылов, наоборот, таким путем лишился выплаченного единовременно за несколько лет жалования. Лев Толстой, Николай Некрасов, Сергей Есенин и Николай Гумилев – список русских писателей-картежников и любителей рулетки можно продолжать и дальше. Вероятно, гений действительно должен быть азартен для того, чтобы творить.
Леонид Гайдай
Леонид Иович Гайдай, фото в молодости
По многочисленным воспоминаниям людей, знавших близко великого режиссера, он был очень азартным человеком. В карты он играл постоянно – дома с тещей, в поездах и гостях и гостиницах – с коллегами и случайными попутчиками. Однажды он даже имел крупные неприятности, проигравшись по-крупному в казино во время заграничной поездки. В 80-х часто проигрывал все до копейки в появившихся тогда залах игровых автоматов. В фильме «На Дерибасовской хорошая погода» великий режиссер даже сумел посмеяться над этой своей страсть, сыграв эпизодическую роль одержимого игрой старичка, которого охранники силком уносят от игрального стола.
Читайте дальше об удивительной истории создания карт «Русский стиль» и о том, кто из императорской семьи скрывался за рисунками на популярной колоде игральных карт.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: