Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Первые художественные изображения фруктов появились более 3000 лет назад во времена Древнего Египта, в гробницах которых были обнаружены натюрморты с изображением еды. Египтяне верили, что росписи с фруктами станут доступной пищей для умерших в загробном мире. Какую же символику несет этот самый изысканный плод в культуре и живописи? Как связан гранат со страданиями Христа?




Для художников византийского, готического, северного и итальянского ренессансного периодов фрукты были частью богатого визуального языка. В сегодняшнее время фрукты с их различными текстурами, цветами, ароматами стали привлекательным мотивом для многих художников. Большинство фруктов на картинах действуют как дополнения к человеческим фигурам. Но даже в картинах, на которых фрукты находятся в центре внимания, есть намеки на более глубокие и чувственные значения.
Вид изображенного плода часто аллегорический. Как и человеческая жизнь, фрукты являются скоропортящимися и эфемерными, и поэтому многие искусствоведы считают фрукты представлением преходящей природы нашего существования. Когда фрукты на изображениях свежие и спелые, это символизирует изобилие, щедрость, плодородие, молодость и жизненную силу. А вот гнилые плоды служат напоминанием о смертности, неизбежности перемен и, в некоторых случаях, отражением греха и человеческой корысти.

Символика граната в различных культурах и религиях

Гранат, пожалуй, самый интересный для искусства фрукт. Ботаническое название граната Punica granatum доказывает, что он происходит из римского Карфагена. Эстетически прекрасная форма этого восхитительного фрукта имеет различные символические представления, а его многочисленные семена делают его символом плодородия.
В Коране трижды упоминается гранат как атрибут земных и райских плодов. Он представляет добрые дела, сотворенные Богом, поэтому его также иногда называют «Райское яблоко».
В иудаизме гранат почитается за красоту дерева и его плодов. Семена символизируют святость, плодородие и изобилие. Гранат, по мнению иудаистов, имеет 613 семян и соответствует 613 заповедям Торы. Изображения фруктов также фигурируют в иудейской архитектуре (гранаты украшали колонны храма царя Соломона и одежды еврейских царей и священников). В песне Соломона щеки Суламифы сравниваются с половинками граната. В Рош ха-Шана (Еврейский Новый год) евреи кушают этот фрукт по одному семени за раз, чтобы исполнить как можно больше желаний.
Символика граната в иудаизме

Символика граната в иудаизме

По обычаю бедуинов гранат - символ плодородия на свадьбах. Когда невеста входит в дом, жених раскрывает этот плод - это является пожеланием супругов иметь много детей.
В Китае гранат часто появляется в керамическом искусстве, символизируя плодородие, изобилие, процветание, добродетельное потомство и благословение.
В христианской символике многочисленные семена этого плода представляют Церковь, единство веры и верующих. Также гранат появляется в изображениях Марии как «Матери Церкви». Когда раскрывается темно-красная оболочка граната, семена кровоточат глубоко-красным соком, символом Драгоценной Крови Христа. Разорванная корка плода символизирует пасхальное утро, доказательство триумфа Христа над смертью. Семена, вырывающиеся из граната, также сравниваются с Христом, вырывающимся из гроба.
Древние греки считали гранат символом плодородия и связывали его с богинями Деметрой, Персефоной, Афродитой и Афиной. Согласно греческим мифам, гранатовое дерево выросло из крови младенца Баккуса после того, как он был «убит» и съеден титанами. Поскольку позднее он был воскрешен Реей, матерью Юпитера, гранат можно рассматривать как символ воскресения.
В средние века сходство между гранатом и имперским шаром делало его символом власти, что, вероятно, является пережитком древнегерманских представлений. Верхушка плода в форме шара образует геральдическую корону, знак королевской власти.

Символика граната в живописи

Самая известная картина с гранатом - «Прозерпина» Данте Габриэля Россетти (1874) - символ искушения и падения от благодати. Миф о Прозерпине в греческой и римской мифологии содержит историю о том, что богиня, которую Плутон увлек в подземный мир и заставил жениться, испытала соблазн съесть гранат. Роковая ошибка навсегда лишит ее свободы и свяжет ее с Плутоном в подземном мире (каждые шесть месяцев каждого года по числу съеденных шести семян граната она может проводить дома, остальные месяцы - в подземно мире).
"Прозерпина

"Прозерпина

В христианском искусстве Младенец Христос часто держит в руке гранат. Например, как в знаменитом примере Боттичелли (1487).
"Мадонна с гранатом

"Мадонна с гранатом

В известной картине «Мадонна Магнификат» Мария дала своему ребенку гранат, который он принял с удивлением. Во второй версии - Младенец держит в руке гранат и смотрит прямо на зрителя. Еще одно важное значение граната состоит в том, что, когда он находится в руке Марии, плод представляет целомудрие Девы Марии - в то же время является признанным представлением Плодородия.Обе картины, как полагают искусствоведы, являются портретами детей Лоренцо ди Медичи.
Сандро Боттичелли «Мадонна Магнификат»

Сандро Боттичелли «Мадонна Магнификат»

Особенно притягательной является картина Фра Анджелико под названием «Богоматерь с гранатом». На картине изображен Младенец Христос, держащий в своей маленькой ручке горсть кроваво-красных семян граната. Этот жест означает его готовность пройти Страсти Христовы и пролить Свою Кровь за человечество.
Фра Анджелико "Богоматерь с гранатом"

Фра Анджелико "Богоматерь с гранатом"

Альбрехт Дюрер написал два портрета императора Максимилиана I, держащего гранат как олицетворение имперского скипетра. Максимилиан I выбрал гранат как свою эмблему, чтобы продемонстрировать союз многих народов и государств под единой своей властью.
Альбрехт Дюрер "Император Максимилиан I"

Альбрехт Дюрер "Император Максимилиан I"

Младший современник и друг Питера Пауля Рубенса, фламандский живописец Корнелис де Вос успешно трудился в различных жанрах. Он был признан прекрасным портретистом, а также создавал величественные картины на известные религиозные и мифологические сюжеты. В «Семейном портрете» Корнелиса (1630) гранат отчетливо виден в правой руке женщина. Ее девять детей и плодородная земля на заднем плане являются аллегорией деторождения.
«Семейный портрет» Корнелис де Вос

«Семейный портрет» Корнелис де Вос


Таким образом, гранат является наиболее изысканным фруктом с точки зрения его привлекательного эстетического вида (от формы до верхушки плода), располагающего к фантазийному изображению, а также в качестве атрибута процветания, плодородия, деторождения и олицетворения христианских мотивов.

Автор: Джамиля Курди

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








59694
31.10.2019 20:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также