16.03.2023 10:47
В начале своей литературной карьеры Фёдору Михайловичу Достоевскому экономить приходилось буквально на всём. Он зарабатывал как мог и чем мог: занимался переводами и писал на заказ, откладывая свои собственные творческие проекты. Но денег не хватало…
Ситуация изменилась после публикации первого романа – «Бедные люди». Как-то быстро пришло сразу всё: первые серьёзные деньги, признание критиков во главе с Виссарионом Белинским. Но вскоре с таким трудом выстроенную судьбу и карьеру писатель поломал. Отчасти сам. За участие в политических собраниях «вольнодумного» кружка Михаила Буташевича-Петрашевского он был осужден и отправлен в ссылку на несколько лет.
После возвращения с каторги Достоевскому пришлось начинать все заново. Вместе с братом он основал журнал, где публиковал как себя, так и других авторов. Вскоре дело вновь пошло на лад. В свет вышли «Униженные и оскорбленные», а писатель отправился в вояж по Европе.
Во время этого путешествия Достоевский наткнулся на статью о молодом человеке, который покончил с собой после того, как проиграл все свои деньги в казино. Знал ли писатель, что читает…о своей собственной судьбе? Дело в том, что эта история пробудила у него интерес к азартным играм. Первоначальное любопытство быстро переросло в увлечение, а затем и в зависимость. Достоевский осознал, что игра стала для него серьезной проблемой, но уже не мог остановиться. Он проигрывал все свои деньги и писал слезные письма жене, прося прощения за проигранные гонорары.
Таких услуг, как займы без отказов на карту (как и самих банковских карт) в то время ещё не существовало. Но если бы и микрокредиты и карты были, то классик, скорее всего, вмиг стал бы активным пользователем таких банковских продуктов…
Неуместная ирония? Может быть. Однако лудоман действительно способен на всё. Ведь отношение Федора Достоевского к таким играм было во многом схожим с тем, что выражает герой его романа «Игрок». Многие детали этого произведения автобиографичны. Писатель, как и его герой, подсел на азартные игры во время отдыха на курорте в Германии, где он буквально забывал обо всем, в попытках получить в виде выигрыша крупную сумму и узнать хитрый способ избежать поражений. Даже присутствие его жены, которая должна была его останавливать, не помогало: Достоевский ставил на кон даже ее драгоценности. Освобождение от пагубной страсти заняло у него долгие годы.
Создавая «Игрока»
…В 1866 году Достоевский попадает в крайне сложную ситуацию. Впрочем, выход из неё был, как и из множества других клубков сложных обстоятельств. Походы по казино окончательно опустошают его карманы. А если учесть, что над ним уже и так висел дамоклов меч в виде 25 000 рублей долга, то дело запахло жареным, то бишь, долговой тюрьмой.
Издатель Фёдор Стелловский предлагает уже прославленному тёзке выход из положения – к 1 ноября, как писал сам Достоевский, он должен будет сочинить роман, объёмом не менее «12-ти печатных листов» (150 книжных страниц минимум). Если романа не будет, то к Стелловскому на девятилетний срок переходят авторские права на все произведения Достоевского – как уже существующие, так и те, которые он напишет. Соответственно, никаких гонораров за это Достоевский не получит.
Делать было нечего, нужно было садиться за роман
Стелловский писателю не импонирует. Достоевский называет его «спекулянтом», «довольно плохим человеком» и вообще типом, который ровно ничего не понимает в издательском деле. Тут Фёдор Михайлович, безусловно, рубит сплеча. Купец 2 гильдии Стелловский являлся на тот момент одним из самых состоятельных издателей, выпускавшим как музыкальные произведения, так и русскую беллетристику. Впрочем, это мелочи, к которым нужно отнестись с пониманием – загнанный в угол человек в запале может выдать ещё и не такое. Главное было в другом: Достоевскому крупно повезло по двум пунктам.
Пункт первый – он уже понимал, о чём напишет книгу. О долгах. О лудоманстве. О самом себе. А это значит, что ничего выдумывать не нужно, просто надо хорошенько постараться и перенести на бумагу все свои страдания как можно живописнее и натуральнее. И пункт второй: у писателя появился помощник.
Вернее, помощница. Одна голова хорошо, а две – да ещё и четыре руки впридачу – ещё лучше. Сам написать столько за несколько месяцев Достоевский не мог и нанял стенографистку Анну Сниткину. Поначалу он сомневался в том, насколько правильно он поступает: сможет ли он диктовать роман, будут ли его мысли ложиться на бумагу так же складно, как это бывает при работе в одиночку. Но вскоре Фёдор Михайлович понял, что опасался зря. Диктовать – так, чтобы синхронно «из головы на бумагу» – он быстро научился, а помощница оказалась очень квалифицированной стенографисткой.
Несчастье, как известно, может сблизить. Это и произошло с Достоевским и Анной Сниткиной, прибывшей выручать писателя из беды. Вскоре они поженились. Анна, теперь уже Достоевская, даже поняв во что она ввязалась, не упала духом. Она не только стала помогать мужу в литературном труде, но и взяла на себя, вместе с домашними хлопотами, ведение семейного бюджета. Дело это было невероятно трудное и «литературный спидран», как сказали бы любители компьютерных игр, имея в виду написание романа в режиме жёсткого дедлайна, был по сравнению с финансовыми проблемами весёлым приключением.
Писатель оказался из разряда необучаемых. Звучит грубовато, но что есть, то есть. Он активно продолжает проигрывать всё, что можно проиграть. Деньги Достоевскому, выражаясь словами другого русского писателя, но уже из XX века – Василия Шукшина – Фёдору Михайловичу «жгут ляжку». В одном из своих писем от 1867 года писатель просит прощения у Анны за то, что проиграл всё, что она ему прислала. По его словам, он «проиграл с лишком 1000 франков, до 350 руб.!». Деньги были присланы, когда Достоевский находился в Германии, на поездку в которую и так, по его словам, была потрачена немалая сумма.
И даже несмотря на то, что роман был успешно написан, полностью он долги писателя так и не покрыл. Вскоре после свадьбы новобрачные уехали из России, так как дело снова грозило обернуться арестом.
Дело было вот в чём. Одновременно с «Игроком» (в 1866 году) в свет вышла главная визитная карточка Достоевского – роман «Преступление и наказание». За него писатель получил солидный гонорар от Михаила Каткова, но так как эти деньги могли оказаться у кредиторов литератора, Достоевский как раз и уехал за границу вместе с женой. Там они провели 4 года. В Россию они вернулись в июле 1871 года.
Как так вообще могло получиться, что тяжёлая работа над «Игроком» и солидный гонорар за «Преступление и наказание» не помогли писателю избавиться от долговых кандалов? Здесь стоит забежать немного назад и увидеть, что с хроническими долгами Достоевскому помогал справляться его родной брат Михаил.
Как финансовая поддержка превратилась в тяжёлое наследие литератора
За денежной помощью к брату Фёдор Михайлович обращался ещё со времён своей политической ссылки в Семипалатинск. Когда в 1859 году он уезжал из этого города, то писал брату письмо, в котором говорил о том, что денег у него катастрофически не хватает. Писал, что путь его лежит через Казань и что именно туда брат может выслать 200 рублей. В противном случае, останавливаться там и жить ему будет не на что.
Деньги брат Михаил выслал. Стоит ли говорить, что они у Фёдора вышли все и чуть ли не сразу? Уже в следующем письме он просит ещё сто рублей. Иначе…иначе он даже не знает, что с ним там может статься. В итоге, после таких периодических «микрозаймов», Достоевский серьёзно, что называется, «попал». Из очередного письма от 1864 года к брату мы узнаём, что писатель должен ему 700 рублей. 1864 год. Очень вероятно, что долг этот писатель брату не отдал, потому что Михаил Михайлович скончался в июле того же года. Но даже если деньги он бы ему и вернул, то сложной жизненной ситуации Фёдора Михайловича это бы не поменяло. Вскоре после смерти брата Достоевский берёт на себя все его долги, дабы поддержать репутацию скончавшегося родственника и реноме его семьи. Иными словами, писатель не мог поступить иначе – у брата без каких-либо средств к существованию остались его жена с четверыми детьми.
Пришлось работать «за себя и за того парня». Анна Достоевская, вспоминая о благородном, но довольно безрассудном поступке мужа, писала, что для уплаты долгов родственника «Фёдору Михайловичу пришлось работать сверх сил». Во многом приходилось отказывать – как себе, так и уже своей собственной семье. Всё это, в итоге, отразилось в сложнейшем жизненном периоде – написание «Игрока» «на скорость», долги брата и, как апофеоз всего, бегство за границу на 4 года. Про долги брата стоит сказать отдельно: да, внезапно для писателя они стали ещё одной тяжкой ношей. Из писем жены Анны можно узнать, что после смерти брата и закрытия его общественно-политического журнала «Время» к Фёдору Михайловичу Достоевскому стали приходить «странные личности». С известной целью – каждый приходящий смело говорил о том, что покойный «был им должен». Было ли это на самом деле, Достоевский не проверял, а доказательств факта долга ему не предоставляли. В итоге писатель выдавал каждому вексель и просил, разве что, «пока с него денег не требовать». Надо ли говорить о том, что все эти люди просьбы Достоевского игнорировали?
Это стало последней каплей и нужно было искать какие-то совсем уж кардинальные меры. И вскоре Анна Григорьевна Достоевская предлагает мужу довольно новаторскую по тем временам идею – стать самому себе издателем.
На свет из мрачного туннеля: постепенное избавление от долгов
На момент возвращения писателя в Россию Анна Достоевская берёт на себя ведение семейного бюджета и в том числе личных финансовых дел писателя. Дела личные были напрямую связаны с его литературной деятельностью, в которой и нашлось спасение от хронического безденежья. На тот момент в России писатель и издатель были по разные стороны баррикад и эти два направления никак между собой не пересекались. Решение сложной проблемы, как это часто бывает, оказалось относительно простым: нужно убрать посредническое звено между писателем и, непосредственно, типографией. Нужные контакты нашли быстро. Это была типография братьев Пантелеевых. Оказалось, что схема работает. В итоге, в течение 13 лет, Достоевский, наконец-то, расплатился с долгами. Ну а рулетку он бросил практически сразу же после возвращения в Россию в 1871 году. Однако в полной мере насладиться беззаботной жизнью без тягостных обременений писатель не смог: долги он раздал за год до своей смерти. Что ж, лучше поздно, чем вообще никогда.
Тема долгов Достоевского неожиданно всплыла ещё раз уже в начале 2020 года. Педалировать тему начали СМИ Македонии (что само по себе странно), утверждая, что российский олигарх Роман Абрамович…погасил «немецкие» долги Достоевского. Сделал он это в 2013 году. Долгов, якобы, набежало 240 000 евро, а на игорном доме в Висбадене была доска с надписью: «Достоевский остался должен 240 тысяч евро».
Однако потомки Достоевского встретили эту, сугубо таблоидную новость, крайне скептически. Алексей Достоевский, праправнук писателя, сказал, что бывал в Висбадене, но на табличке той совсем другая надпись: «Здесь играл Фёдор Достоевский». И ни о каких долгах там нет ни слова. Можно с уверенностью утверждать, что тема денежных долгов Фёдора Достоевского будоражит общественность ничуть не меньше, чем его писательская деятельность. Да, это помогло создать ему один из лучших его романов, посвящённых пороку лудомании и игроцкому азарту расточительства. И это же одновременно стало уроком и для самого писателя, и для его современников, и для потомков.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Когда онлайн-радио становится полезным инструментом 12.11.2024
- Что лучше: дом или квартира – плюсы и минусы 9.11.2024
- 5 трендовых сумок Pierre Cardin woman для любого образа 29.10.2024
- Eternal: стираем границы между централизованными и децентрализованными финансами 24.10.2024
- Займ и ссуда: ключевые юридические различия и практические особенности использования финансовых инструментов 24.10.2024