В таком ракурсе видна лишь молодая женщина за туалетным столиком
40-летний автор инсталляции «Все суета (версия без зеркала)» Адад Ханна решил напомнить ценителям искусства о произведении более чем вековой давности. Еще в 1892 году юный американец Чарльз Алан Гилберт создал оптическую иллюзию о тщете женской красоты. На его картине была изображена дама, любующаяся собственным отражением в зеркале. Но ирония состояла в том, что в сумме картинка составляла череп - центральный образ произведений в жанре ванитас (в переводе с латыни «суета»).
Юный американец Чарльз Алан Гилберт, живший столетие назад, возмужав, стал маститым иллюстратором. Но все равно чаще всего о нем вспоминают именно в связи с ранней ироничной работой в жанре ванитас. Идея картины, которую художник написал, будучи еще восемнадцатилетним студентом, проста и остроумна. В ее основе - каламбур. Соль в том, что в английском языке vanity - это и «суета», и «безделушки», и «туалетный столик». Поэтому название произведения «All Is Vanity» может быть переведено и как «Все суета», и как «Все безделушки с туалетного столика».
Слева - оригинал Гилберта, справа - инсталляция Ханны
Каламбур художника, конечно же, не был исчерпан лишь на одном только словесном уровне. Картина Чарльза Алана Гилберта тоже двоится. Кто перед нами: цветущая молодая женщина или оскалившийся Йорик? Оба. Ведь зеркало - это свод черепа, голова леди и ее отражение - пустые глазницы, бутылочки на туалете - зубы, а салфетка, свисающая со столика, - нижняя челюсть.
Инсталляция Адада Ханны в жанре ванитас: до открытия
Остроумный визуальный каламбур Чарльза Алана Гилберта не давал покоя нашему современнику - Ададу Ханне, жителю Монреаля (Канада). Поскольку нынче востребовано не только искусство разрушать картины, но и умение дарить им новую жизнь, он решил устроить инсталляцию в жанре ванитас. Адад Ханна взялся создать живую картину - почти точную копию произведения своего именитого предшественника. Но без зеркала. Вместо него на туалетном столике помещена пустая деревянная рама.
Вместо зеркала - пустая деревянная рама
Автор то ли застывшего перформанса, то ли живой инсталляции пригласил на роли цветущей дамы и ее отражения сестер-близнецов. Они практически не шевелятся, и только то, что натурщицы периодически моргают вразнобой, выдает секрет сценки в будуаре, придуманной более ста лет назад и обретшей плоть благодаря проекту Адада Ханны (Adad Hannah).
Все суета и безделушки: инсталляция Адада Ханны в жанре ванитас
Объемный современный римейк оптической иллюзии 1892 года - это иллюзия второго порядка. Но творение Адада Ханны уже не столь отчетливо двоится: его инсталляция - это прежде всего красивая женщина, а уж потом (причем с некоторой натяжкой) череп. Дело в том, что, во-первых, изображение Гилберта зафиксировано под оптимальным углом - инсталляцию Ханны можно разглядывать с любой точки, но зато придется и самостоятельно поискать наиболее подходящую позицию для восприятия а-ля «два в одном». Во-вторых, в отличие от черно-белой палитры Гилберта, цвета в проекте Ханны нарушают иллюзию и разрушают визуальный каламбур. Впрочем, судите сами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вот за каким ху? делать идеальное, цветным и объемным?
Первоисточник интересен и необычен. А инсталляция по нему всего лишь живая картинка, очарование исчезло.
Сейчас очень модно играть с цветом и объемом. Как раз надавно смотрела вариации над картинами Ван Гога (3D эффект), поэтому я все-таки вступлюсь за автора. Как не крути, а человеку свойственно экспериментировать. И неудавшийся эксперимент - это тоже эксперимент.