История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    

Чувственность и сексуальность в Древнем Египте.

Чувственность и сексуальность в Древнем Египте.

Многие обыватели, когда речь заходит об эротической культуре Древнего Египта, недоуменно поживают плечами. Ведь сексуальность у древних ассоциируется, как правило, с Индией, Китаем и Грецией. Но и Древний Египет на самом деле был связан с чувственным миром. Более того, сексуальность у древних египтян была священной.


Представительницы самой древней профессии в Древнем Египте

Кусок кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Кусок кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

В крупных городах Древнего Египта существовала проституция. Многочесленные упоминания об этом сохранились на остраконах – кусках известняка или обломках сосудов, используемых для записей, и в юридических документах. Как правило, древнейшей профессией занимались служанки или рабыни, захваченные во время войн в Нубии или Сирии. Их отправляли в пивные, таверны или специальные «увеселительные заведения». После посещения этих притонов мужчины часто получали венерические болезни, в частности, гонорею, которая упоминается в египетских папирусах.

Нередко дамами лёгкого поведения становились певицы и артистки. В Британском музее можно увидеть статуэтку арфистки, которая, опираясь на музыкальный инструмент, демонстрирует свои половые органы. А в коллекции нью-йоркского музея Метрополитен есть расписной кусок кожи из храма Хатхор в Дейр эль-Бахри, на котором изображено, как обнаженный мужчина демонстрирует половые органы арфистке.

Отношение к гомосексуальности

Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.

Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.

Классические египетские тексты мужскую проституцию обходят молчанием. Но известно, что ещё при Птолемеях это явление было широко распространено, и вероятно, не было привнесено греками, а существовало ещё до них. В Древнем Египте гомосексуальность осуждалась, но это не мешало царю Пепи II, как свидетельствует сохранившийся текст, ночами посещать в казармах военачальника Сисене. Известна и история парикмахера и маникюра царя V династии Ниусерра Хнумхотепе и Нианххнуме, которые погребены в одной гробнице. На стенах своего последнего пристанища они изображены обнимающимися и целующимися.

Уже в эпоху эллинизма женскую и мужскую гомосексуальность практически не порицали в обществе. В брачных контрактах I в. до н.э., найденных среди массы папирусов в знаменитом городе Тебтюнисе, зачастую уточняется, что мужчина, беря в жены избранницу, обещает ей не приводить в дом ни наложницу, ни юного любовника и не выгонять ее ради страсти к кому бы то ни было. А в магических папирусах есть тексты для приворота одной женщиной другой, а женские пары ведут совместное хозяйство, как обычные гетеросексуальные.

Туринский эротический папирус

Туринский эротический папирус. Прорисовка. 12 в. до н.э.

Туринский эротический папирус. Прорисовка. 12 в. до н.э.


Но при всём при этом сексуальность в Египте, даже связанная с проституцией, была священна. В собрании Египетского музея в Турине хранится знаменитый эротический папирус. На нём изображены 12 разнообразных поз полового акта. Папирус датируется XII в. до н.э. и был найдет в 1920—х годах сильно повреждённым. Эта находка произвела сенсацию в научном сообществе, но была признана «обсцентной» и долгое время была закрыта для широкой аудитории.

По мнению учёных, это не просто древнейший порнографический свиток, а изображение ритуального соития. Об этом свидетельствует причёска мужчины. Это «бритоголовый» жрец богини Хатхор. На рисунках у мужчины огромный половой орган, которым он удовлетворяет женщина на ложе, на полу, на колеснице или в невероятных акробатических позах.Рядом с женщинами изображены предметы культа Хатхор – ее ритуальные музыкальные инструменты, зеркала, неизменные лотосы. В последней сцене папируса мужчину, лишившегося сил, служанки несут на руках.

Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.

Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.


Между рисунками сохранились записи-комментарии к происходящему: «Не бойся, что я тебе сделаю?», «Давай, войди в меня сзади твоей любовью», «О, мой разбойник!», «Мой большой член уже болит изнутри». Сохранилась на свитке и информация о его владельце - «носитель опахала с права от Его Величества», «царский писец» и «военачальник». Вот только имя этого древнеегипетского эротомана до нашего времени не дошло.

Стоит отметить, что похожие сцены сохранились и на остраконах XVI-XII вв. до н.э.

Царская чета и чувственность

Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.

Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.


Безусловно, в царском доме подобных изображений себе не позволяли. Чувственность между фараоном и его супругой обозначалась символами – царь держит жену за запястье, сажает на колени (в исключительных случаях) или прогуливается с ней по саду, принимая из её рук букет с плодами мандрагоры, известной на Востоке как символ сексуальности.

Греческое влияние

Ритуальное соитие – т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.

Ритуальное соитие – т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.


С проникновением в Египет влияния эллинов эротика приобретает всё большую популярность. В это время в некоторых храмах и местах, посвящённых богам плодородия, появляются многочисленные терракотовые изображения фаллосов и карликов с гигантскими половыми органами, которые должны были принести стойкость потенции мужчинам и плодовитость – женщинам.

В Бруклинском музее в Нью-Йорке хранится «симплегма» - группа соединенных, переплетенных фигур – которая является самой большой из известных сегодня эротических египетских скульптур этого типа. Центральное место в ней отведено фигуре обнажённой женщины в коротком парике. Она опирается на на гигантские фаллосы четырех мужчин разного роста, головы которых украшены «локонами юности». Перед этой группой – две мужские фигуры меньшего размера, которые держат на коленях связанную антилопу-орикса.

По мнению учёных, смысл симплегмы интерпретировать сегодня непросто. Судя по всему памятник тесно связан с осирическим культом. Фигура мужчины (олицетворение заупокойного жреца) оплодотворяет женщину, возможно, богиню, которая родит Хора — сына-наследника Осириса, символизирующего продолжение жизненного цикла. Гипертрофированная мужская сексуальность связана с представлениями о неиссякаемом плодородии Осириса и египетской земли, которая является материальным воплощением его тела.

В продолжение темы ещё 10 самых странных сексуальных традиций и обрядов от древности до современности. Некоторые из них выглядят сегодня весьма шокирующими.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








56120
8.06.2016 20:07
В закладки
Версия для печати




Смотрите также