Сегодня, когда любой относительно известный человек, не обладающий талантами, может получать доход от собственной популярности, сложно определить средний заработок артистов. Разница за роль в гонорарах даже в одной киноленте, к примеру, Сергея Безрукова и безызвестного актера может достигать миллионов рублей. В Советском Союзе, где все регулировалось государством, такой градации не было, да и разрыв между заработной платой обычного работяги и известного артиста не был столь катастрофически огромен. Сколько же на самом деле получали известные советские артисты и считались ли они богатыми людьми?
Единый тариф цен Госкино СССР был весьма прозрачный. А значит, практически любой озадачившийся этим вопросом гражданин страны мог узнать, сколько получает Миронов или Моргунов за конкретную роль и какова его тарифная ставка. Да, по сравнению с обычными трудящимися они получали выше, но все же сопоставимо. Наиболее крупные тарифы были у настоящих профессионалов своего дела, у которых были и звания, и опыт. Большим плюсом было участие в идеологически правильных фильмах (хотя других тогда и не снимали, кто бы позволил). Однако существовало и то, что важнее денег – бесконечная слава, ведь многие образы, воплощенные советскими актерами на экране, до сих пор считаются лучшими и узнаваемы многими поколениями.
Средняя по рынку
Невысокие зарплаты компенсировались низкими ценами, причем фиксированными. / Фото: www.travelask.ru
Для того чтобы оценить масштаб заработков советских артистов, необходимо примерно ориентироваться в среднем уровне зарплат и цен на ключевые товары, актуальные на тот период. Было бы неправильным сравнивать уровень доходов без этой отсылки.
Считается, что заработная плата в месяц для специалиста с квалификацией составляла 115-150 рублей в месяц. Это считалось высшей планкой и весьма высоким уровнем доходов. Минимальные доходы были у людей без образования. К примеру, уборщица могла зарабатывать около 70 рублей в месяц. Конечно, высшие чины – чиновники высокого ранга или дипломаты имели другие показатели в уровне заработка. В среднем они получали чуть больше 1000 рублей. Однако заработная плата зависела не только от образования и уровня занимаемой должности, но и от опасности профессии.
Как бы то ни было, этих денег хватало на жизнь, ведь цены на товары первой необходимости были до 99 коп. Хлеб стоил меньше 10 коп., молоко около 15 коп., проезд на автобусе меньше 5 коп.
Сколько получали актеры кино
Светличная за свою роль получила весьма скромный гонорар, чего не скажешь о Никулине. / Фото: www.aif.ru
Заработная плата актеров складывалась из оклада и гонораров за количество ролей, и они могли быть разными. Оклад в среднем составлял от 80 до 1000 рублей в разные периоды и в зависимости от квалификации актера (помним про зарплату уборщицы в 70 рублей).
Сумма гонораров зависела не только от количества картин, но и от регалий актера (кто-то был профессиональнее, кто-то не так хорош или имел совсем мало опыта). Кроме того продолжительность съемочного процесса тоже влияла на конечную сумму. Самые известные актеры за роль в одной киноленте могли получить разом до 5 тысяч рублей! Но стоит понимать, что выплата производилась разово и после окончания съемок, а длиться они могли от нескольких месяцев до полугода, соответственно и сумму справедливо было бы делить на весь этот период.
Сумма могла быть и выше, если кинолента была пропагандисткой направленности. Точнее Госкино СССР оценивало категорию фильма, если она определялась как идейная, то ставка была выше. Если речь шла о художественном произведении, то – ниже. Оценка выносилась по сценарию, актерскому составу и известности режиссера.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: На что тратили баснословные гонорары и сколько зарабатывали писатели и литераторы в СССР
Госкино должно было оценить насколько фильм будет полезен для воспитания в советских гражданах правильной идеологии, спрогнозировать сборы и, исходя из этого, поощрить актерский состав. В итоге на конечную зарплату актера сильно влияли эти разовые премии, которые завесили от рейтинга фильма.
Многие советские актеры работали еще и в театрах и получали еще одну зарплату. Там были свои ставки и доплаты за определенные постановки. Профессия режиссера в театре была весьма хорошо оплачиваемой даже для сферы театра и кино.
В конкретных цифрах
Одна из самых высокооплачиваемых ролей в советском кинематографе. / Фото: www.soyuz.ru
Все это дает определенное понимание об уровне доходов советских артистов, но весьма и весьма расплывчатое. Сколько же могли получать актеры за конкретную киноленту, которые и по сей день остаются востребованными? «Бриллиантовая рука», ставшая культовой в советское время, с Юрием Никулиным в главной роли, обогатила его почти на 5200 рублей. Это вместе с надбавкой после завершения съемок, а она тоже была весьма существенной – больше 2000 рублей. Но и съемки длились почти полгода. В результате, можно подсчитать, что за это время его заработная плата составляла без малого 500 рублей. А вот Папанов заработал за этот же фильм значительно меньше – 2300 рублей. Миронов и того меньше – 1800 рублей. Светлана Светличная вообще получила какие-то три сотни.
Примерно столько же, как и за «Бриллиантовую руку» Никулин получил за роль в фильме «Кавказская пленница». А вот Наталья Варлей гораздо меньше – 1300 рублей. Вячеслав Тихонов за роль Штрилица, получил даже больше чем Никулин – 5500 рублей.
«Иван Васильевич меняет профессию» Госкино был оценен куда скромнее, а соответственно и гонорары актеров скромнее. Так, Юрий Яковлев за легендарную роль Ивана Грозного получил чуть больше 4000 рублей. Куравлев на 2000 рублей меньше. Крамаров, которому как нельзя лучше удалась роль дурачка, получил 1000 рублей. А вот Владимиру Этушу выделили каких-то две сотни. Правда, режиссёр фильма Леонид Гайдай получил огромную сумму за съемки фильма – 8000 рублей. Чтобы получить такую сумму, обычному советскому учителю нужно было бы проработать 5,5 лет.
За фильм "Иван Васильевич меняет профессию
Режиссеры вообще получали больше всех участников съемочного процесса. Обычно эта сумма варьировалась от 500 до 8000 рублей. Опять же в зависимости от продолжительности фильма, его категории и профессионального уровня режиссера. Например, обладатель звания «Народный артист СССР» Станислав Ростоцкий за «А зори здесь тихие» получил 15000 рублей. Но в данном случае на стоимость влияло не только наличие звания у режиссера, но и то, что лента была двухсерийной.
Сергей Бондарчук, снявший фильм «Война и мир» в четыре серии и вовсе получил за него 30000 рублей.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Галкин, БИ-2, Моргенштерн: Кто лишает заработка и отравляет жизнь сбежавшим из России звездам. Зачем это делается?
Доходы музыкантов и исполнителей
Отследить нелегальные доходы певцов и исполнителей было сложнее. / Фото: www.metronews.ru
Музыкальные исполнители и ансамбли тоже имели доход в зависимости от квалификации. И популярность здесь играла не самую главную роль. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что именно государством и определялось, насколько популярен и востребован будет конкретный музыкант.
Так, какое-то ВИА за концерт могло получить около 10 рублей. А та же Алла Пугачева или Валерий Леонтьев в десять раз больше. К тому же, певцы и музыканты всегда имели дополнительные заработки неофициального характера, размеры которых в принципе невозможно было бы отследить. Оклады музыкантов формировал Москонцерт или филармония. Официальный оклад мог достигать 120 рублей в месяц. Опять же в зависимости от квалификации.
Ситуация стала меняться к 90-ым. Тогда были созданы кооперативы молодежных организаций, которые организовывали мероприятия на стадионах, собиравшие огромное количество зрителей. На таких мероприятиях можно было заработать до 10000 рублей на одного артиста. Огромные деньги при минимальных вложениях.
Принципы равенства, являвшиеся в СССР едва ли не основной догмой идеологии в принципе не допускали наличия миллионеров. Однако Артему Тарасову это удалось: кем был первый легальный миллионер в СССР и почему все потерял.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: