История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В 30-40-е годы прошлого века пролетариат трудился за небольшую зарплату и был этому рад. Его дух поддерживали писатели, создавая произведения, но уже не за копейки. Они получали в несколько раз больше, чем средний оклад рабочего по стране. Это давало возможность безбедно жить и особо не экономить на своих желаниях. За несколько месяцев кропотливой работы можно было купить дачу, машину, не говоря уже о мелких побрякушках. Один раз написанное произведение кормило всю жизнь, а потом и наследников, создавая им миллионные доходы.


Денежные доходы и компенсации вместо фиксированного оклада для творческих личностей


Писатели получали доход соответственно проделанной работе. Фиксированного оклада у них не было.

Писатели получали доход соответственно проделанной работе. Фиксированного оклада у них не было.

В СССР было престижно и выгодно иметь связи с руководством. Это открывало возможности иметь то, к чему не было доступа простым гражданам. Писатели, драматурги, композиторы часто завязывали дружбу с высшими чинами, и уже не важно было то, получаешь ты меньше или больше своего коллеги. Она давала возможность получить квартиру в хорошей части города без очереди, дачу, путевки в санатории и на курорты.

У писателей не было фиксированного оклада, потому что оплата производилась за написанный текст. Доход получали от статей в газетах, пьес, рассказов, романов и других творений. Печать и выступления приносили им основную прибыль. Но у творческой личности мог быть период застоя – нет вдохновения, настроения или по другим причинам. В этом случае о нем заботилось государство, выплачивая ежемесячно по нетрудоспособности 1 тысячу рублей. В сравнении – оклад рабочего составлял примерно 250-350 рублей, а у сельского работника чуть более 200 рублей в 1930-х годах.

Процентные отчисления как средство к непомерному обогащению


Авторы получали процентное вознаграждение за каждую книгу, пьесу, заметку или статью. / Фото: gas-kvas.com

Авторы получали процентное вознаграждение за каждую книгу, пьесу, заметку или статью. / Фото: gas-kvas.com

От каждого произведения автор по закону мог получать процентную ставку отчислений от суммы прибыли. Она колебалась от 1,5% до 5-8%. При расчете учитывалось всё: один акт или несколько, в прозе написано или в стихах, пьеса это или перевод. Выгоднее было писать многоактовые творения, потому что ставка вознаграждения была выше. Например, автор такой пьесы получал 8%, а одноактовой – 2,5%, исходя из положения о минимальных ставках за произведения, принятое в 1995 году. Многоактовым произведением считалось то, в котором есть не меньше 2 актов.

За произведение в стихах гонорар составлял 10% и 3%. В столько же оценивалась пьеса для детей, а в стихах оплата была еще больше: 11% и 3,5%. Композиторы за многоактовую оперу могли получать 8% и 3,5% за один акт. На сумму ставки не влияло количество проданных билетов или книг.

Драматург мог получать за одну пьесу до 50 тысяч рублей в год, но они могли проходить в нескольких театрах, и соответственно от каждого приходил гонорар. Поэтому ставки вознаграждения не просто кормили авторов, а приносили им солидный доход – можно было получить от 500 тысяч до миллиона рублей.

Печатный листок от 150 рублей и выше: сколько можно было заработать за короткий срок


Печатный лист оплачивался от 150 рублей и выше. / Фото: electric-trans.ru

Печатный лист оплачивался от 150 рублей и выше. / Фото: electric-trans.ru

Доход автора зависел от размера его произведения, потому что оплачивались печатные листы, а это 40 тысяч знаков. Чем толще была книга, тем больше она стоила. Издания платили от 150 до 550 рублей за один такой лист. Все зависело от популярности автора – если приходил новичок, то больше 150 рублей за лист он не получал, а то и 120 рублей. Маститому автору выплачивали самую высокую ставку, понимая, что его произведение разойдется сразу большим тиражом.

За стихотворение в 30 строк могли заплатить от 30 до 200 рублей, а если оплата происходила за каждую строчку, то она оценивалась от 70 копеек до 2 рублей. За одну книгу, которая могла выйти тиражом 100 тыс. экземпляров, писатель мог получить от 3 до 8 тысяч рублей, а если она переиздавалась, то еще 60% от первой суммы. Увеличенный тираж до 115 тысяч сразу оценивался в двойном размере. В лучшем положении были авторы, писавшие собрание сочинений – каждое издание оплачивалось 100%. В то время дача под Москвой стоила в размерах 10 тысяч рублей.

Писатель С. Довлатов вспоминал, что ему как-то понадобились срочно деньги, и он за неделю написал рассказ о рабочем-передовике на 2 печатных листах, получив 1 тысячу рублей. Александр Жаров, придумавший «Взвейтесь кострами, синие ночи» сочинял новое стихотворение к каждой знаменательной дате в Советском Союзе. За это получал гонорары, приходящие со всей страны, что обеспечивало ему безбедную жизнь.

Как наказывали неугодных писателей в СССР


Союз писателей в СССР играл большую роль в жизни авторов. М. Зощенко после исключения из организации не смог печататься и потерял доход.

Союз писателей в СССР играл большую роль в жизни авторов. М. Зощенко после исключения из организации не смог печататься и потерял доход.

В СССР автор ценился, если состоял в Союзе писателей. Это была своеобразная метка, что человек проверенный. Таким отдавали предпочтение в печатном издании, чем обычному человеку с улицы. Но если чем-то автор себя запятнал, или организация сочла, что текст противоречит принципам социализма, то последствия оказывались плачевными.

Так, сатирик М. Зощенко из-за своей безобидной сказки «Приключения обезьяны» был выдворен из организации. Членство посчитало, что он сильно приукрасил поведение мартышки, которое оказалось лучше, чем у некоторых граждан СССР. Его перестали печатать, и гонорары перестали поступать. Деньги быстро закончились, и ему пришлось зарабатывать починкой обуви, чему научился еще в молодости.

Миллионеры среди литераторов и драматургов: Горький, Симонов, Лавренев, Барянов и другие


Константин Симонов заработал на книгах за 4 года 2,5 млн рублей.

Константин Симонов заработал на книгах за 4 года 2,5 млн рублей.

Маститые писатели получали привилегии со всех сторон, и им жить было легче. С одной стороны – их хорошо печатали, а с другой – имели нужные связи и были на хорошем счету у партийных руководителей.

Максим Горький получал самые высокие гонорары. Его произведения оценивались в 1 200 рублей за один печатный листок, что значительно превышало ставку других авторов. Это позволило ему иметь средства на роскошную жизнь, заниматься коллекционированием антиквариата, собирать монеты, медали, драгоценные камни. У него были деньги на путешествия в Италию и на французские вина. А также он не скупился на помощь большевикам.

О высоких гонорарах писателей возмущался А. Фадеев и М. Суслов. Они направили письмо И. Сталину, излагая мысль, что советский человек не может зарабатывать так много денег, и нужно пересмотреть систему авторского вознаграждения. В письме указывалось, что, тогда как рабочий в среднем получает 600-700 рублей, а крестьянин работает порой за трудодни в колхозах, то писатели и драматурги получают тысячи рублей.

За 4 года деятельности Симонов получил 2,5 млн рублей. Но его творчество действительно оказалось плодотворным и популярным. Миллионерами стали драматурги Лавренев и Барянов. У Софронова и братьев Тур прибыль составила немногим больше полмиллиона.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Кто из трудящихся в СССР имел самые высокие зарплаты и льготы

Как становились соавторами, зарабатывая миллионы на переводах


Авторы могли зарабатывать на переводах, иногда становясь соавторами и получая столько же денег, как и писатель произведения.

Авторы могли зарабатывать на переводах, иногда становясь соавторами и получая столько же денег, как и писатель произведения.

В СССР написанное произведение становилось достоянием общественности с момента его опубликования. Таковы были пункты в законе об авторском праве 1928 года. Поэтому произведения могли использовать все, в том числе и для перевода, на которых хорошо зарабатывали. Переводчик мог стать соавтором и получать не меньше самого писателя.

О доходах от переводов можно судить по гонорарам Мингулиной – 810 тыс. рублей дохода, Рубинштейна – 670 тыс. рублей, Зубовой – 588 тысяч рублей, Щепкиной-Куперник – 1,3 млн рублей.

Переводчики иногда пользовались произведениями, внося свои поправки и изменения, и уже подавали как свое творение. Но это влияло на качество материала и обесценивало произведение. Халтура и легкий заработок обеспечивал таких переводчиков все же неплохим доходом.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Конфликты русских классиков: из-за чего враждовали между собой великие писатели и поэты

Наследники, получающие миллионные доходы за творчество родственника и после его смерти


Наследники писателя имеют право получать процентное вознаграждение на протяжении 15 лет. / Фото: kirsanovv.ru

Наследники писателя имеют право получать процентное вознаграждение на протяжении 15 лет. / Фото: kirsanovv.ru

Наследие на творческие издания закреплено законом с 1928 года об авторских правах. Поэтому даже после смерти писатель приносит доход своим живым наследникам. Они еще 15 лет получают процентную ставку от всех использованных и тиражируемых произведений. Но более одного раза такое право не передается. То есть если с наследником что-то случится, то прекращаются авторские выплаты за все произведения. Другие родственники, к которым переходит наследство, этим правом уже не могут воспользоваться.

Наследники Горького за его пьесы и книги получили почти 10 млн рублей, а Маяковского – 5 млн рублей. За собрание сочинений А. Толстого наследники должны были получить более 4 млн рублей, а процентные отчисления за сочинения Паустовского принесли более 1 миллиона рублей. Такие доходы позволяли не бедствовать наследникам, учитывая действующую оплату труда в СССР. Для обычного рабочего человека было мечтой получить даже тысячу рублей, не говоря уже о миллионах.

В СССР «трудно» было жить миллионерам – имея все, они ничего не могли показывать из своего богатства. Тем не менее такие были, потому что их зарплата не была 100 или 300 рублей. Гонорары позволили сколотить миллионный капитал, только все ли смогли им воспользоваться? Кто они, богачи Советского Союза?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1990
29.01.2024 10:15
В закладки
Версия для печати




Смотрите также