
Союз известного итальянского композитора Джоаккино Россини и французской куртизанки Олимпии Пелисье широко осуждался в обществе и закрыл двери многих приличных домов для этой пары. А она стала для него не только любовницей, но и музой, вдохновлявшей его на творчество, верной спутницей жизни, заботливой, любящей сиделкой. Олимпия находила для него лучших врачей, нежно ухаживала за ним, когда он был прикован к постели, писала гневные письма редакторам изданий, осмелившимся критиковать его музыку. До конца жизни она оставалась с ним рядом, а по субботам проводила музыкальные вечера для близких друзей и почитателей его таланта.
К 37 годам он стал известным композитором, написал много опер, которые шли на сценах Европы, и перестал писать музыку
Джоаккино Россини / Фото: focus.it
Великий композитор родился в Пезаро, на Адриатическом побережье Италии, в 1792 году. Он был единственным ребенком в семье трубача Джузеппе Россино и Анны Гвидарини, которая вышла на сцену и начала карьеру певицы, когда сыну было уже шесть лет. Она выступала в комической опере, добившись значительных успехов, что вынуждена была совмещать с воспитанием ребенка. Поэтому Джоаккино Россини практически вырос в театре, рано научившись петь и играть на музыкальных инструментах.
Когда Джоаккино было десять лет, семья переехала в Луго, где он начал изучать музыку у местного священника, вдохновленный его коллекцией произведений Моцарта и Гайдна. Будучи способным учеником, к 12 годам он сочинил шесть сонат, а два года спустя поступил в школу при Болонской филармонии и написал свою первую оперу «Деметрий и Полибий».
В школе Джоаккино обучался пению и игре на скрипке, часто выступал перед публикой, чтобы заработать деньги. Но в юношеском возрасте его голос сломался, и тогда он сосредоточился на дирижировании и композиции, переехал в Венецию, которая была главным оперным центром Италии, а позднее в Неаполь - оперную столицу Европы. Там он написал некоторые свои лучшие произведения.
В возрасте 23 лет Россини стал директором театра Сан-Карло в Неаполе, а к тридцати годам достиг мирового признания. В 1822 году он женился на певице Изабелле Кольбран, которая исполняла множество ведущих партий в написанных им операх, и вместе с ней переехал в Париж. Там он написал несколько своих последних произведений, а потом внезапно перестал писать музыку и вернулся в Италию. Причины этого остаются неясными до сих пор.
Некоторые называли причиной парижскую неприветливость публики, предпочитающей другого оперного композитора Джакомо Мейербера, другие говорили, что Россини заработал столько денег, что мог себе позволить просто наслаждаться жизнью, а иные считали, что он был морально истощен из-за необходимости иметь дело с капризными певцами. На это решение могло повлиять и состояние здоровья композитора, он всю жизнь страдал от артрита и уретрита, а также от приступов депрессии и, вероятно, биполярного расстройства.
Второй женой композитора стала куртизанка, модель для картин Ораса Верне и любовница Оноре де Бальзака

Джоаккино Россини и его первая жена Изабелла Кольбран
Вскоре Изабелла начала терять голос и не смогла петь в опере, а в 1836 году супруги расстались. Многие говорили, что Россини оставил жену из-за потери голоса, но по свидетельству очевидцев это произошло из-за ее расточительности, стремлению вести светский образ жизни и увлечения азартными играми, а больному композитору все больше хотелось спокойной жизни.
Неясно, когда Джоаккино Россини впервые встретил Олимпию Пелисье, которая позднее стала его второй женой, но к моменту его развода с Изабеллой они, несомненно, уже были в отношениях. Олимпия была привлекательной молодой женщиной, с уже сложившейся яркой историей в светских кругах Парижа. Она выросла в доме своего отчима, и с 14-летнего возраста была предоставлена сама себе, отправившись в свет в поисках богатых покровителей.
До знакомства с Россини Олимпия была возлюбленной художника Горация Бернета, для которого позировала обнаженной, потом стала подругой композитора Гектора Берлиоза, а позднее завела роман с Оноре де Бальзаком, который называл ее «самой красивой куртизанкой Парижа» и, говорят, даже предлагал ей руку и сердце.
В дополнение к своей красоте Олимпия обладала музыкальными способностями, иногда она принимала участие в музыкальных вечерах разных салонов светского общества и пела для собравшейся там публики. Общаясь с Россини, она, вероятно, произвела на него впечатление своими музыкальными способностями, поскольку он посвятил ей музыкальную композицию с припиской, что она создана специально для исполнения мадемуазель Олимпией Пелисье.
Но это, наверняка, была не единственная причина, по которой композитор обратил внимание на юную парижскую куртизанку. Известный и богатый Россини вполне подходил для роли ее покровителя, а ему, страдающему от резких перепадов настроения и изнуряющих проблем со здоровьем, нужна была женщина, которая бы ежедневно и терпеливо о нем заботилась.
Расставшись с Изабеллой, Россини отправился путешествовать вместе с Олимпией, но потом они вернулись в Париж и поселились вместе. Они жили как муж и жена, не будучи женатыми, а Россини к тому же не собирался разводиться с первой женой и продолжал финансово ее поддерживать. Это вызывало осуждение в светских кругах Парижа, но композитор не обращал внимания на пересуды.
Как вторая жена Россини спасла ему жизнь и до конца оставалась с ним рядом

Джоаккино Россини и Олимпия Пелисье
В 1845 году Россини получил известие о том, что Изабелла Кольбран тяжело больна и находится на смертном одре. Он не раздумывая поехал на ее виллу в Кастеназо, и Олимпия отправилась вместе с ним. Этот поступок любовницы также многим был непонятен, и только позднее выяснилось, что тяжело больной Россини в ту пору уже не мог одеваться без посторонней помощи, и Олимпии приходилось его сопровождать повсюду. Временами он даже подумывал о самоубийстве, но позднее признался, что был слишком труслив, чтобы сделать последний шаг.
Изабелла умерла вскоре после визита супруга, пробормотав его имя перед смертью. Десять месяцев спустя Россини и Олимпия поженились. До восьми месяцев в году он боролся со своим ослабленным состоянием с помощью неэффективных лекарств. Олимпия искала ему врачей, доставала редкие и дорогие лекарства, неустанно ухаживала за ним во время длительных периодов физических и психических обострений, она стала для него скорее второй матерью, чем женой.
В 1855 году Россини был уже неспособен спать больше пяти минут за раз и постоянно говорил, что лучше умереть, чем жить в таких мучениях. Олимпия нашла новых врачей и настояла, чтобы он прошел еще один курс лечения, после которого композитору стало значительно легче и он смог даже сочинить фортепианную прелюдию и шесть песен для фортепиано под названием «Musique Anodine».
Олимпия в последние годы жизни Россини открыла музыкальный салон и каждую субботу по вечерам проводила музыкальные вечера, приглашая на них многих известных личностей, почитателей таланта великого композитора. В Париже многие ждали приглашения на эти вечера, среди их гостей были Ференц Лист, Джузеппе Верди, Никколо Паганини, Александр Дюма-сын, Эжен Делакруа и другие. Для этих вечеров Россини написал более 150 композиций, называя их своими «грехами старости».
Последний музыкальный вечер в салоне Россини состоялся в сентябре 1868 года, а в ноябре великого композитора не стало. Олимпия пережила супруга на десять лет, до конца своей жизни оставаясь в их парижском доме.
О великой любви русского композитора Игоря Стравинского можно почитать в другой нашей статье.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: