Гендерная идентичность и её взаимозаменяемость до сих пор вызывают много споров в западном мире, хотя это давным-давно перестало быть табу. Но задолго до того, как Запад наконец-то начал это понимать, люди в сельских балканских регионах, преимущественно патриархальных и бедных районах, придали этой идее новый поворот и огласку. Так появились присягнувшие балканские девственницы, история которых тронула до глубины весь мир и легла в основу фильма «Vergine giurata».
Кто такие балканские девственницы
Присягнувшие балканские девственницы. \ Фото: i.dailymail.co.uk.
Как правило, это явление было распространено в основном Албании, Северной Македонии и Косово, где строгие устные законы диктовали традиционные гендерные роли. В меньшей степени эта традиция была жива в других частях западных Балкан, включая Боснию, Далмацию (Хорватию) и Сербию. В албанском языке есть несколько различных терминов для описания женщины, которая отказалась от своей традиционной гендерной роли и выбрала целибат с мужскими привилегиями. Согласно традиционным законам, в оригинале использовалось слово virgjineshe, буквально означающее «девственница». Но более часто используемый термин, который используется и сейчас — это бурнеши, или бурнеша во множественном числе, что буквально означает мужчина (burre), за которым следует женское окончание (-eshe).
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как жилось женщинам во времена Римской Империи: Права, обязанности, образование >>
Главные причины
Бурнеши - женщина, взявшая на себя роль мужчины. \ Фото: bing.com.
Многие до сих пор задаются вопросами, как и почему женщина решила отказаться от своего пола и принять обет целомудрия? Для большинства присягнувших девственниц стать бурнеше было мотивацией, позволяющей избежать ряда ограничений, возлагающихся на женщин на протяжение долгих лет. Важно отметить, что мотивы, стоящие за этим, носят исключительно социальный характер и не имеют ничего общего с гендерной идентичностью или физическими изменениями. Стать бурнеше означало лишь одно - вытянуть своего рода счастливый билет в более свободную жизнь. Женщины могли носить мужскую одежду, использовать мужские местоимения, курить и употреблять алкоголь, брать себе мужское имя, носить оружие и выполнять мужскую работу, а также играть на музыкальных инструментах, петь, сидеть рядом с мужчинами, вести беседу и общаться с ними на равных. Поскольку всё это и многое другое запрещалось особам женского пола и не одобрялось обществом, у них не оставалось особого выбора, как прибегнуть к подобного рода «трансформациям».
Хаки - одна из присягнувших девственниц.
Так же стоит отметить тот факт, что они могли действовать как главы семьи, защищая своих матерей и сестёр, когда все родственники мужского пола скончались. Гендерная трансформация зашла так далеко, что было трудно определить её истинную идентичность с учётом женской адаптации к маскулинизации их речи и манер.
Слева направо: Камилль. \ Схуртан.
Корни этой практики восходят к Кануну, архаичному патриархальному своду законов, использовавшемуся главным образом в южном Косово и северной Албании в пятнадцатом веке. Этот древний кодекс лишает женщин любых социальных прав и свобод, заявляя, что они являются собственностью их мужа. С либерализацией общества больше нет необходимости уходить от роли, отведённой женщине, но было время, когда смена пола была единственным шансом для балканских женщин вести нормальную жизнь, свободную от жёстких общественных норм. Закон Кануна был настолько враждебен по отношению к женщинам, что едва ли давал им имя. Сочетавшись браком, они были (и до сих пор обычно остаются) известны сначала как «новая невеста», позже, как «молодая жена», «средняя жена» и, наконец, «старая женщина или жена». Излишне говорить, что их политические права отсутствовали, поскольку все решения принимались главами домашних хозяйств (которые были мужчинами). А отсутствие сына определённого возраста и порядочности (представляющего честь семьи) и вовсе могло навлечь позор на семью.
Женщино-мужчина Албании. \ Фото: ocdn.eu.
Различные ситуации привели к тому, что биологические женщины приняли социальную идентичность мужчины. В некоторых случаях это был единственный шанс избежать брака по договорённости, часто с гораздо более старшим мужчиной. Браки по договорённости постепенно стали выходить из практики в регионе, но было время, когда почти каждый брак на Балканах заключался по договорённости. В некоторые из этих браков по договорённости люди вступали ещё до того, как они рождались. Стать присягнувшей девственницей было единственным способом для семей с заранее отданными замуж детьми отказаться от выполнения брачного соглашения, не опозорив семью жениха и не рискуя вызвать кровную месть.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Трансгендеры в Индонезии: жизнь в изгнании >>
Кровная месть
Кровную месть может остановить только глава семейного клана. \ Фото: google.com.
Кровная месть также была важной частью закона Кануна, из-за которого многие семьи остались без мужской линии и нуждались в бурнеше. Они начали с действий, которые, по албанским сельским стандартам, ставили под сомнение чью-либо честь, таких как мелкие кражи, угрозы или, в некоторых случаях, просто оскорбления. Если бы это действие переросло в убийство, что не было редким случаем, семья жертвы, как ожидается, добилась бы справедливости, убив убийцу или другого члена семьи мужского пола, что снова привело бы к тому, что семья стремилась бы отомстить.
Женщины отдалённых гор Северной Албании, переодеваясь в мужчин боролись за немногочисленные права. \ Фото: i.pinimg.com.
Эта практика будет продолжаться в течение последующих поколений, и приведёт к тому, что потомки, которые не имели никакого отношения к первоначальной вражде, продолжат мстить. Чтобы унаследовать семейное богатство после того, как оно осталось без наследников мужского пола, одна из дочерей должна была взять на себя роль присягнувшей девственницы и, соответственно, она была обязана продолжить кровную месть как «переодетый воин, чтобы защищать свою семью как мужчина». Кроме того, существовало два других способа прекратить кровную месть, которые не приводили к гибели членов семьи. Эти способы включали выплату денег семье умершего или получение прощения от местной церкви.
Суровые реалии
Слева направо: Марк. \ Люмия.
Права женщин всё ещё находятся под вопросом в некоторых сельских районах Балкан. В этой патрилинейной культуре женщины подвергались множеству видов обращения, которые не могут быть оправданы сегодняшними западными стандартами. Они были уединёнными и сегрегированными, со строгими требованиями оставаться девственницами до замужества и жить с одним мужчиной всю оставшуюся жизнь. С самого рождения девочки были лишены всех прав на семейное наследство, а как только наступал возраст согласия, то их насильно выдавали замуж. В подобного рода браке им приходилось слепо повиноваться своим мужьям, постоянно рожать и растить детей, часто слыша упрёки о том, что у них опять не родился сын.
Слева направо: Люмия. \ Хайдари.
Несмотря на то, что эта практика может показаться окном в современность в обществе, которое ещё тридцать лет назад было довольно закрытым и устаревшим в соответствии с их убеждениями, на самом деле это было ещё одним увековечиванием убеждений, которые считали женщин гражданами второго сорта. В большинстве случаев эти женщины по натуре и мужчины по выбору не соответствовали общепринятым гендерным нормам; они подчинялись им. Это не имело ничего общего с расширением прав и возможностей женщин, а всё было связано с принятием того факта, что женщины считаются не такими достойными, как мужчины. И дело было не в эмансипации, а в чести.
Хайдари.
Общества, о которых идёт речь, твёрдо верили, что только мужчины достойны социальных почестей, в то время как женщины считались недолюдьми. Общеизвестным фактом было то, что мужчины обладали большей социальной властью и, таким образом, заслуживали большего уважения со стороны общества. К сожалению, перемена, через которую прошли эти женщины, чтобы стать мужчинами, не сделала их более открытыми или приемлемыми для других личностей.
Кадр из фильма фильма «Vergine giurata». \ Фото: google.com.
По сегодняшним стандартам жизни такое отношение было бы совершенно неправильным и нарушало бы в основном все права человека. Социальные стандарты сельских общин, закрытых при коммунистическом режиме, наполненных нищетой, детской смертностью, неграмотностью и кровной местью, приводящей к гибели многих молодых мужчин - всё это создаёт довольно нестабильный уровень жизни, который, в результате, требует строгих социальных норм, чтобы сохранить их в некоторой безопасности. Эти нормы являются интересным показателем того, как меняются общества и как далеко может продвинуться человек в них.
В продолжение темы, читайте о жизни женщин в Спарте. А также о том, чем их права, привилегии и обязанности отличались от тех, что были установлены в других древнегреческих городах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: