Флоренцию многие называют колыбелью Возрождения. Здесь великое множество архитектурных шедевров, олицетворяющих собой художественную и интеллектуальную славу той эпохи. Среди этих сокровищ есть одно, которое выделяется даже на этом блистательном фоне, как символ красоты, мастерства и духовной значимости — это Врата Рая. Великолепные бронзовые двери - это не просто вход, а захватывающее дух воплощение божественного великолепия. Они являются безусловным шедевром искусства мастеров эпохи Возрождения — мастерства, с которым никто и никогда больше не сможет сравниться.
Рождённые рукой молодого скульптора
Врата Рая во Флоренции.
Чтобы по-настоящему оценить Врата Рая, нужно понять тот исторический и культурный контекст, в котором они создавались. Эти двери должны были стать украшением знаменитого Флорентийского баптистерия. Его ещё называют Баптистерием Святого Иоанна (Battistero di San Giovanni).
Это сооружение является одним из старейших и наиболее важных религиозных зданий во всей Флоренции. Оно находится на площади Пьяцца дель Дуомо, примыкающей к Флорентийскому собору. Это место имеет огромное историческое, архитектурное и культурное значение. Возведён Баптистерий был в 4 веке на руинах древнего римского храма. Первоначально сооружение имело восьмиугольную форму и было посвящено Иоанну Крестителю. На протяжении столетий здание претерпело несколько реконструкций, конечный результат которых все могут видеть сегодня.
Необычное сооружение представляет собой смесь различных архитектурных стилей, в том числе романского и готического. Баптистерий более всего знаменит тем, что у него есть целых три входа. Каждые двери представляют собой определённый художественный период. Самые знаменитые из них — это «Врата Рая» Лоренцо Гиберти. Двое других - это Южные двери Андреа Пизано и Северные двери, которые также были созданы Гиберти. На протяжении веков Флорентийский баптистерий был не более чем религиозным центром города. Только когда Гиберти получил заказ на создание дверей, художественное величие этого здания было поднято до беспрецедентных высот.
Автопортрет-бюст Лоренцо Гиберти (начало 15 века).
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем прославились 13 великолепных дворцов со всего мира, в существование которых трудно поверить
Художник, обречённый на величие
Лоренцо Гиберти (1378-1455) родился во Флоренции. Он был учеником собственного отца, знаменитого ювелира Бартолуччо Гиберти. Именно под его чутким руководством Лоренцо и постиг сложное мастерство работы с металлом и искусство скульптуры. Также он получил и классическое художественное образование. Всё это оказало влияние на стиль его работы. С самого раннего детства у мальчика был очевидный талант. Он был готов к тому, чтобы в будущем превзойти мастерство своего отца. Шанс записать своё имя в историю представился в 1401 году.
Влиятельная гильдия Arte di Calimala объявила конкурс на разработку бронзовых дверей для Баптистерия. Им нужен был не обычный, а особенный художник, который способен создать шедевр, достойный подчеркнуть великолепие и престиж величественного древнего религиозного здания. Великое множество талантливых художников участвовали в этом конкурсе.
Среди них 23-летний Гиберти выделялся тем, что на тот момент был никому не известен, но победил всех именитых мастеров, в числе которых Филиппо Брунеллески и Донателло. Работа молодого таланта была ярчайшим произведением искусства, продемонстрировавшая гениальное умение Лоренцо создавать сложные рельефные работы и его способность включать в них элементы перспективы и глубины. Это было невиданное никем ранее произведение искусства. Сегодня оно знаменито под названием «Северные двери».
Северные двери работы Лоренцо Гиберти.
Работа Гиберти особенно впечатлила судей не только своей элегантностью и повествовательным качеством, но и особой искусностью бронзового литья. После этого от заказчиков у молодого мастера не было отбоя. Сам Папа римский был среди его клиентов. Флоренция моментально признала его одним из самых выдающихся талантов. Вторым заказом гения были Восточные двери Баптистерия. К этой работе Лоренцо приступил со всем возможным тщанием и ответственностью, потратив на это целых 27 лет своей жизни!
Восточные двери, или Врата рая, Лоренцо Гиберти.
Этот шедевр того стоил. Двери представляли собой десяток панелей, отлитых из бронзы. На каждой из них была изображена отдельная библейская сцена или история, искусно выполненная с невероятным вниманием к деталям. Когда двери были наконец установлены, то стали привлекать посетителей со всех концов страны. Это укрепило статус Флоренции как настоящей художественной столицы. Их слава также сделала Гиберти очень богатым человеком и популярным художником.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Зачем в Стамбуле строили дворцы не только для султанов, но и для птиц
Врата Рая
Гиберти во время своей работы черпал вдохновение в античной культуре, включая в своё произведение ключевые элементы перспективы и глубины. Это было совсем не в традициях искусства Средневековья. На дверях, которые стали именовать Вратами Рая, изображены такие библейские герои, как Адам и Ева, Ной, Иисус Навин, Моисей, Исаак и Авраам. Центральная панель изображает момент крещения Иисуса Христа.
Врата рая, История Иосифа.
Создание подобного монументального шедевра потребовало от Гиберти огромного труда и нарушения устаревших стандартов того времени. Работа не только стала демонстрацией художественного гения Лоренцо, но и продемонстрировала внушительный технологический прогресс в процессе бронзового литья. Невероятно сложная техника позволила Гиберти создать фантастический рельеф с изящными фигурами и витиеватым орнаментом. При взгляде на этот шедевр становится понятно, что на создание такой красоты мастер не зря потратил почти три десятка лет!
Темой работы выступила религия, потому как Флоренция, как и другие итальянские города-государства, была тесно связана с католической церковью. Папа римский являлся значительной фигурой в политике того времени. В тот момент истории многие шедевры искусства имели религиозную тематику. Богатые люди в те времена, желая заслужить благосклонность церкви, заказывали именитым мастерам картины, скульптуры и другие произведения искусства, которыми церковники украшали храмы.
Врата Рая, История Адама и Евы (копия в Баптистерии).
Произведение искусства, выдержавшее испытание временем
За века Врата Рая не раз терпели испытания. Они пережили все стихийные бедствия, загрязнение, войны. Кажется, что время над ними совершенно не властно. В 20 веке они пережили масштабную реставрацию, после чего вновь вернулись на своё место, продолжая восхищать всех, кто их видит. Этот шедевр оказал в своё время огромное влияние на эпоху Возрождения и последующие художественные течения. Посмотреть на Врата Рая приезжали мастера со всех концов Европы, чтобы воочию увидеть идеал пропорций и красоты. Великий Микеланджело признавался, что они послужили для него вдохновением и что именно так по его мнению и выглядят врата в рай.
Алтарь внутри Баптистерия.
Помимо своего художественного и исторического значения, Врата Рая несут в себе значительный культурный и духовный символизм. Являясь входом в Баптистерий, они служат порогом между светским миром и сакральным духовным пространством. Двери открывают дорогу в вечное царство и показывают путь духовного возрождения, призывая всех верующих принять участие в этом таинстве. Замысловатые библейские сцены, изображённые на панелях, служат символом вдохновения для всех христиан, усиливая религиозное значение крещения и библейского учения.
Чудо эпохи Возрождения
Безупречную и неизменную красоту великолепных Врат Рая сегодня может увидеть каждый, кто посетит итальянскую Флоренцию. Баптистерий открыт для публичных посещений и туристы могут насладиться восхитительно замысловатыми деталями, величественной игрой света и тени, а также тонкостью рельефной работы. Этот шедевр захватывает воображение и представляет собой ярчайший образец искусства эпохи Возрождения. Любой студент или учёный может проанализировать мастерство исполнения, безупречную иконографию и глубочайший символизм этого художественного произведения.
Гиберти продемонстрировал в то время новаторский взгляд и явил миру кульминацию художественного совершенства, технического прогресса и духовного символизма. Врата Рая по сей день продолжают вдохновлять и очаровывать посетителей со всего мира, погружая их в богатую историю, глубочайший символизм и неподвластную времени красоту художественного наследия Флоренции. Глядя на них, любой может перенестись в эпоху художественного просвещения и вспомнить о великой преобразующей силе человеческого творчества.
Флорентийский баптистерий и его Врата Рая.
Лоренцо Гиберти был поистине уникальным художником. Этот уроженец Флоренции подарил родному городу часть своей души. Врата Рая — это шедевр, который невозможно скопировать. Ни один современный художник не может повторить его. За ним можно лишь наблюдать со стороны, бесконечно восхищаться и недоумевать, насколько был гениален и предан искусству скульптор, который не пожалел посвятить этому потрясающему творению 27 лет своей жизни.
Архитектура призвана удовлетворять как практические, так и художественные требования. С одной стороны здание должно служить практическим целям, а с другой - радовать глаз своей красотой и эстетичностью. Прочтите в другой нашей статье о 26 архитектурных шедеврах разных лет, которые наделали шума в Интернете.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: