Грант Вуд - талантливый и наблюдательный художник, интроспективный человек, который имел собственное мнение и взгляды на Америку в самые непростые времена. В своих картинах он передал своё восприятие американского Среднего Запада, его жителей и своё видение «американской мечты». Самой же известной его работой стала картина «Американская готика», которая имеет весьма интригующую историю.
Краткая биография
Слева направо: Автопортрет, 1932 год. \ Грант Вуд.
До того, как Грант начал создавать масштабные пейзажи в стиле регионализма, он был художником-импрессионистом. Подобно Клоду Моне, он изучал цвета и свет природного мира, чтобы создавать работы в разное время года, в разное время суток и в разных местах. В картине «Календула» Грант использовал жёлтые цветы, поставленные в вазу, как это делал Клод. Однако его использование геометрического фона и более чёткое применение линий и деталей делают его интерпретацию гораздо реалистичнее, нежели знаменитая картина Моне «Букет подсолнухов». Позже в своей карьере Грант стал больше интересоваться созданием работ с более округлыми и жестовыми формами, которые фокусировались на внимании к деталям, а не на живописных мазках кисти.
Первые три степени масонства, Грант Вуд, 1921 год. \ Фото: wordpress.com.
Несмотря на то, что он перестал создавать картины импрессионистов, в его более поздних работах всё ещё чувствуется влияние этого стиля. Как и Клод, Грант рисовал одну и ту же сцену в разное время года и в разное время суток. Это раннее изображение природы заложило основу для его более поздних картин с пейзажами Айовы. Сильные контрасты Гранта между светом и тенью создают формы, которые являются более трехмерными, а не плоскими и двумерными, как это было у импрессионистов.
Слева направо: Золотой медальон с изображением Гранта Вуда 1980 года из памятной серии американского искусства весом в одну унцию. \ Изображён квартал штата Айова в честь Гранта Вуда.
Поездка Гранта в Мюнхен, Германия, оказала неизгладимое влияние как на его стилистический, так и на идеологический подход к искусству. Картины эпохи Возрождения Северной Европы и их подход к портретной живописи повлияли на художника в создании более реалистичных изображений людей. Он внимательно и с интересом изучал творчество Яна Ван Эйка и Альбрехта Дюрера, замечая, как они изображали обычных людей в обыденных ситуациях. Это сильно повлияло на него по возвращении в Айову, и он начал рисовать сцены и портреты людей, которых видел на протяжении всей своей жизни. В его намерения не входило создавать карикатуры на жителей Среднего Запада или стереотипизировать их жизнь. Для него это были люди, которых он знал, и он рисовал версии людей, которых видел, а не такими, какими, по мнению других, они должны были быть.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: В чём главный секрет готического возрождения: 6 величественных построек с отголосками Средневековья >>
Творческий путь
Слева направо: Фрагмент картины: Полуночная поездка Пола Ревира, Грант Вуд, 1931 год, Метрополитен-музей искусств. \ Фрагмент картины: Январь, Грант Вуд, 1940-41 годы, Кливлендский художественный музей.
Грант был одним из первых художников, которые продвигали и создавали искусство в рамках движения регионализма. Он и его современники стремились создать искусство, которое было бы уникально американским. Иронично и интригующе, что в этой борьбе на него оказали влияние европейские стили от Ренессанса до импрессионизма. Примером использования им регионализма является его картина «Место рождения Герберта Гувера», изображающая дом, где родился президент в Уэст-Бранче, штат Айова. Грант нарисовал это до того, как дом стал достопримечательностью. Рисуя эту сцену, Грант использовал свой фирменный ракурс с высоты птичьего полёта, чтобы зрителю казалось, будто он смотрит на сцену сверху вниз, а не на уровне глаз. Перспектива настолько увеличена, что зритель может видеть каждый отдельный лист дерева и даже крошечные жёлуди, расположенные на самой верхушке дерева. Его сцены похожи на миниатюрные репродукции городов, и это создаёт впечатление сновидения, хотя он изображает реальные места. Его деревья огромны по сравнению с домами, которые он иллюстрирует, подчёркивая, как природа доминирует над домами и людьми. Он идеализировал сельскую местность и не любил большие городские районы, используя регионализм как способ изображения контрастов между человеком и природой. Регионализм использовался как способ не только изобразить жизнь в стране, но и дать голос тем, у кого его не было в космополитических городах.
Сентиментальная баллада, Грант Вуд, 1940 год, Музей Новой Британии. \ Фото: i.pinimg.com.
Интерпретация ландшафта Среднего Запада и его жителей была записью того, что осталось позади. Традиционный уклад сельской жизни в значительной степени исчезал вместе с самим сельским ландшафтом. С ростом индустриальных городов картины Гранта стали свидетельством того, какой была жизнь в его время. Они вызывают ностальгию, потому что его пейзажи выглядят как что-то из сна наяву, но при этом все они демонстрируют реалии жизни людей в сельских городах. Его картины изображают реальные образы его детства, и они стали для него способом сохранить эти сентиментальные воспоминания. С этой точки зрения его работы полны меланхолии в надежде, что цивилизация вернётся к своим корням, к тому, чтобы быть сельскохозяйственной нацией.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему ушли в иной мир в нищете 5 легендарных личностей, которые покорили мир своим творчеством и открытиями >>
Американская готика
Слева направо: Американская готика, Грант Вуд, 1930 год, Чикагский художественный институт. \ Настоящий дом в Элдоне, штат Айова, который вдохновил на создание картины, по историческому каналу.
В дополнение к своим пейзажным картинам он создавал американские образы, которые содержали сатирические и политические темы, вокруг которых велись и до сих пор ведутся споры, также, как критики, историки и искусствоведы обсуждают и спорят между собой насчёт происхождения легендарной «Американской готики» и её смысла. Грант впервые вдохновился на создание этой картины после поездки по городу Элдон в Айове.
Он увидел белый дом, изображённый на заднем плане картины, построенный в архитектурном стиле карпентерской готики в 1880-х годах. Этот стиль был американским воплощением викторианской готики, распространённой в сельской Америке ХХ века, и именно от этой отсылки картина получила своё название. Старомодный провинциальный дом стал для Гранта основой для построения правдоподобного повествования. Он решил найти пару моделей, которые выглядели бы так, как будто они действительно жили в этом доме.
Реальные модели, позировавшие для картины Американская готика. \ Фото: vukovska.com.
Отыскав подходящего мужчину и женщину, незнакомых между собой, Грант намеренно одел их в старомодную одежду, которая, по его мнению, подходила к этому строгому архитектурному стилю, наряду с реквизитом, предполагающим сельскую работу. По одной из версий, женщина на картине на самом деле была сестрой художника, в то время как мужчина был дантистом из родного города Гранта. Чтобы фигуры сливались со зданием, он утончил и удлинил их лица, а также растянул окна и крышу дома. Это странное искажение делает картину особенно жуткой. Художник также намеренно подчеркнул тёмную одежду пары с затемнённым окном позади них.
Фрагменты картины Американская готика, Грант Вуд.
Он написал эту картину в начале Великой депрессии, и утверждал, что одной из его главных целей было создать обнадёживающий образ стабильности и безопасности во время национализированного разрушения. Грант сказал, что прославляет укоренившиеся старомодные сельские ценности, такие как семья, работа на земле и религиозное благочестие. Поскольку эти ценности настолько не соответствовали растущей современности и космополитической жизни, картина стала предметом многочисленных насмешек и споров. Арт-критик Клемент Гринберг счёл картину грубой и вульгарной, в то время как другие высмеивали работу за её «фальшивую народность».
Грант Вуд делает наброски своём в альбоме. \ Фото: artsphere.org.
Трудно сказать, была ли «Американская готика» сатирой, высмеивающей ограниченную враждебность и провинциализм сельской Америки с помощью пары суровых и территориальных людей. Возможно, Грант просто документировал традиционные ценности, которые сохранялись во всех менее урбанизированных штатах, тем самым, стараясь сохранить все те ценности, которые были ему близки.
В продолжение темы о творческих личностях, читайте также о том, какие фобии и страхи испытывал Эдвард Мунк – один из самых дорогих художников в мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: