Кузьма Петров-Водкин - русский художник, который соединил в своем творчестве традиции мирового искусства и оригинальный язык живописи, который был к тому же глубоко национальным по духу. Именно он, некогда сын сапожника, смог создать монументальную работу и икону русского авангарда - «Купание красного коня».
Биография и происхождение фамилии
Родиной Петрова-Водкина был небольшой город на берегу Волги. Необычной фамилией художник обязан своему деду. Дедушка его был сапожником в волжском городке, и, как это часто бывает, сапожником сильно пьющим (неспроста в русском языке есть выражение «пьяный как сапожник»). Петров выпивал так много, что люди сами стали называть его Водкиным. А впоследствии закрепилась двойная фамилия - Петров-Водкин. Юность мальчика прошла в суровых условиях бедноты и голода. Но редкий талант помог ему преодолеть все трудности, а решимость стать художником привела сначала в художественные классы в Самаре, а затем и в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился под руководством знаменитого Валентина Серова.История того, как Петров-Водкин стал художником, не менее интересна, чем история с фамилией. Молодой Кузьма решил однажды искупаться на Волге, но, доплыв до середины реки, он начал тонуть. К счастью, лодочник заметил его с берега и спас его. А вот через неделю этот же лодочник утонул сам. Тогда Петров-Водкин взял кусок жести и нарисовал на ней лодку, людей и небо. Снизу подписал: «Вечная память». Это было его первое произведение искусства, в память о спасшем юношу лодочнике. Есть и другая версия: после окончания средней школы Петров-Водкин устроился на летнюю работу на небольшой верфи с планами поступить в железнодорожный колледж в Самаре. Не сдав экзамен, он решил поступить в «Художественные классы Федора Бурова» в 1896 году. И так началось его творчество.
Петров-Водкин с женой
Петров-Водкин нашел свой неповторимый стиль довольно поздно, когда ему пришла в голову идея рисовать, используя только три цвета: красный, желтый и синий. Так родилась его знаменитая трехцветная палитра. В период с 1901 по 1907 годы Петров-Водкин много путешествовал по Франции, Италии, Греции и Северной Африке. В это время его аллегорические композиции были пронизаны влиянием европейского символизма, а оригинальность подавлялась эстетикой модерна.
Первая знаковая работы
Его первой известной работой была «Мечта» (1910), которая вызвала дискуссию среди русских художников-современников. Главным защитником картины был Александр Бенуа, а главным критиком - Илья Репин. Таким образом, Петров-Водкин обсуждался двумя крупнейшими русскими художниками того времени. «Купание красного коня»
Вскоре Петров-Водкин смог разработать собственный стиль, гармонично пропитанный светом. Его монументальные композиции напоминали древнерусские фрески, которые были для него источником вдохновения. Яркие, логично завершенные и сбалансированные. В 1912 году на выставке «Мир искусства» художник представил свою картину «Купание красного коня», которая сразу же стала знаменитой. Одни современники считали полотно «гимном Аполлону», а другие - предвестием будущего катаклизма и обновления мира. И вторые оказались правы. Первая мировая война вспыхнула всего через два года, а русская революция наступила через пять. Картина была закончена в 1912 году, а к 1917 году красный цвет уже был известен как цвет революции.«Купание красного коня» вполне может считаться главной картиной русской революции. Сам Петров-Водкин был неординарным персонажем: искателем приключений, который любил экспериментировать. Это потрясающая картина: тревожная, мощная, таинственная. Кажется, все очень просто: мальчик и лошадь. Но какая завораживающая у этих фигур интенсивность! Простой сюжет, округлые линии, доминирующие ярко-красные цвета на заднем плане, и, наконец, символический конь сделали эту работу иконой русского авангарда. Сам Петров-Водкин не был политическим человеком. Он никогда не принадлежал к политической партии. Когда его просили прокомментировать какую-то политическую ситуацию, он обычно говорил: «Не вмешивайтесь в этот адский беспорядок».
Вера в важность гуманизма, силу человеческого духа и торжество добра над злом подпитывали энтузиазм, с которым Петров-Водкин приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года. В своей знаменитой картине «1918 год в Петрограде», также известной как «Петроградская Мадонна», события революции трактуются как бескровные и гуманные. Эта форма идеализации была характерна для зрелых работ Петрова-Водкина.
1918 год в Петрограде
Аналогичная гуманность заметна и в его портрете знаменитой поэтессы Анны Ахматовой, а в портрете Владимира Ленина. Одним из наиболее необычных аспектов стиля Петрова-Водкина было использование им сферической перспективы (сравнимой с объективом «рыбий глаз»). В этой технике он был выдающимся мастером.
izi.TRAVEL К.С. Петров-Водкин. Портрет Анны Андреевны Ахматовой
«Натюрморт с сиренью»
В 1928 году Петров-Водкин написал полотно, которое в 2019 году было продано на аукционе в Лондоне почти за $12 миллионов. Это «Натюрморт с сиренью». Картина была написана художником в 1928 году, но неожиданно исчезло в 1930-х годах. Оказалось, что произведение обменяли на «Портрет Джованни Шейвиллера» итальянского художника Ахилла Фуни. Инициатором обмена стал Борис Терновец, искусствовед и критик. Интересно, что под полотном с сиренью Петрова-Водкина скрыта другая картина. Инфракрасные снимки показали, что под картиной на самом деле есть еще одна работа - незаконченная «Мадонна с младенцем».Натюрморт с сиренью и Портрет Джованни Шейвиллера
Литература
Во второй половине 1920-х годов Петров-Водкин заболел туберкулезом. Едкие масляные краски плохо повлияли на его легкие и ему пришлось отказаться от живописи на несколько лет. В это время он вернулся к литературе и написал три автобиографических тома: «Хвалынск», «Пространство Евклида» и «Самаркандия». Петров-Водкин скончался 15 февраля 1939 года в Петербурге. За свою творческую карьеру и знаменитые работы Петров-Водкин был удостоен звания заслуженного деятель искусств РСФСР.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: