Российский кинематограф достаточно противоречив и многогранен. Иногда самые громкие проекты встречают с неодобрением по разным причинам, будь то оскорбительные высказывания в диалогах, неточности в биографии исторической личности, демонстрация реалий советского времени не в самом лучшем свете и многое другое. Некоторые отечественные режиссеры столкнулись не просто с недовольством критиков или аудитории, их фильмы стали поводами для нешуточных скандалов, которые оставили явный след на репутации режиссеров.
«Матильда» Алексея Учителя
Постер фильма «Матильда» и режиссер Алексей Учитель.
Триллер Алексея Учителя «Матильда» - это история о непродолжительных, но невероятно страстных ярких отношениях между последним русским императором Николаем II и легендой балета Матильдой Кшесинской. Многообещающая лента стала причиной скандала еще на этапе своего создания. Короткий трейлер грядущего фильма вызвал шквал негатива церкви и власти.
Как известно, Николай II был канонизирован РПЦ как мученик, потому фильм Учителя, демонстрирующий императора в несколько низменном свете, стал предметом пересудов. В трейлере заявлялось, что отношения влюбленных могли изменить историю России, с чем были не согласны многие историки. Еще до премьеры ленту называли недостоверной подделкой, клеветой, которая порочила неоспоримую репутацию Николая II.
Советник Генерального прокурора РФ Наталья Поклонская незамедлительно направила запрос в прокуратуру с просьбой проверить фильм на предмет оскорбления чувств верующих, при этом она заявила, что фильм не смотрела. Это было логично, ведь в тот момент он находился на этапе создания. Сам режиссер и все причастные посчитали данный поворот событий мракобесием, возникшим на пустом месте.
Кадры из фильма«Матильда».
Историки утверждали, что создатели ленты вырвали незначительный эпизод чисто платонической любви из биографии русского императора. Опираясь на реальные дневники самой Кшесинской, историки выяснили, что отношения балерины и императора были взаимовыгодными, они, конечно, испытывали друг к другу приязнь, но ни о каком влиянии Матильды на историю страны речи быть не могло, так как, женись Николай II на ней, он был бы вынужден отказаться от престола и всех своих привилегий.
Также, по мнению историков и представителей РПЦ, любой верующий человек оскорбился бы после просмотра трейлера «Матильды». Общественные организации «Царский крест» и «Сорок сороков» яростно добивались запрета киноленты. Создателям фильма и кинотеатрам сыпались угрозы, в Москве произошла серия поджогов, которую также связывали с выходом фильма.
Однако, прокуратура вынесла свой вердикт – в фильме все в рамках закона. Возмущение третьих лиц не помешало ленте выйти в прокат. За рубежом она имела ошеломительный успех и завоевала премию «Ника» за лучшую работу художника по костюмам.
«Груз 200» Алексея Балабанова
Постер фильма «Груз 200» и режиссер Алексей Балабанов.
В 2007 году был снят социальный хоррор «Груз 200». Это метафоричная картина разваливающегося Советского Союза, демонстрирующая стремительное загнивание и коррумпированность системы, деградацию народа и его нежелание видеть существующий порядок вещей таким, какой он есть. «Груз 200» - это история о студентке Анжелике, которую похищает капитан милиции Журов. Действия фильма происходят в 1984 году в провинциальном промышленном городе Ленинск, который переполнен грязью, злобой и ужасом.
«Груз 200» показался многим спорным еще на этапе создания. После прочтения сценария известные актеры, которые претендовали на главные роли, отказались от участия в фильме, посчитав его слишком жестоким и аморальным. В российских кинотеатрах ленту не показывали, а закрытые показы на федеральных каналах сопровождались негодованием зрителей и участников программ. На фестивале «Кинотавр» фильм Балабанова был допущен, но оставил у многих неприятное послевкусие, и не получил ни одной награды. А все потому, что людям было трудно воспринять болезненную гиперболизированную правду.
Кадры из фильма «Груз 200».
Кроме того, съемки в ужасающей картине стали фатальными для Алексея Полуяна, который сыграл жестокого пугающего Журова. Сам актер признавался, что играть своего персонажа ему было очень тяжело, он испытывал психологическое давление. Зрители же, впечатленные фильмом, возненавидели Журова и перестали отличать его от обычного человека, Алексея Полуяна, который лишь на время примерил омерзительный образ. Это привело к тому, что на актера напали на улице незнакомцы, которые жестоко его избили.
Несмотря на общественный резонанс, вызванный фильмом, в 2013 году он был включен в список ста важнейших отечественных фильмов. Его продолжают с запоем смотреть, чтобы ужаснуться. Многие молодые начинающие режиссеры вдохновляются работой Балабанова, пытаются подражать ему и ставят его ленту в один ряд с такими любимцами публики, как «Брат» и «Жмурки».
«Левиафан» Андрея Звягинцева
Постер фильма «Левиафан» и режиссер Андрей Звягинцев.
Сюжет фильма построен на противостоянии практически бессильного автослесаря Николая Сергеева коррумпированному мэру городка Прибрежный. Местные власти намерены изъять у главного героя практически все имущество, выплатив ему взамен копейки, на которые Николай не сможет купить жилье для своей семьи. Фильм построен на интригах, изменах и обмане. Звягинцев показал продажных попов и политиков, погрязших в пьянстве и бедности маленьких людей и беспросветную жизнь в глубинке. Все это он воплотил в образе Левиафана, который воплощается в форме скелета мертвого кита. Власть же показана грубой силой, которая душит каждого несогласного с ее действиями.
Фильм не оставил равнодушным никого, включая представителей власти. Бывший министр культуры Владимир Мединский заявил, что снимать подобные ленты на деньги Министерства культуры непозволительно. Он посчитал, что Звягинцев не просто раскритиковал власть, а очернил ее, оплевал и оклеветал. В свою очередь местные власти Мурманска вынуждали кинотеатры отказаться от показа «Левиафана». На актера Валерия Гришко, который сыграл роль архиерея властям Самары было направлено коллективное письмо с просьбой привлечь актера к ответственности за деятельное участие в поношении РПЦ и российской власти.
Кадры из фильма«Левиафан».
Кроме того, существовало мнение, что портрет России, нарисованный Звягинцевым, слишком гиперболизирован. По словам одних, люди в России не пьют так много, попы не так лицемерны, а чиновники не так много грабят. Раскритиковали даже то, какой режиссер изобразил северную природу – тусклой, холодной, бездушной и мрачной. По мнению других, Звягинцев показал настоящую Россию без прикрас и романтизации, а вокруг действительно одни пьяницы, взяточники и крахоборы. Увиденное задело за живое каждого, но суть скандала заключалась не в том, есть ли наяву затронутые в фильме проблемы или нет. Стороны спорили о количестве и степени тяжести, запущенности этих проблем.
Актеры и режиссер фильма на Каннском фестивале.
«Левиафан» и его режиссер имели некоторые проблемы в России, но за рубежом фильм получил множество наград и признание. Так, на 67-м Каннском фестивале лента завоевала приз за лучший сценарий, на американской премии «Золотой глобус» «Левиафан» был признан лучшим фильмом на иностранном языке, а на премии «Оскар» он попал в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке».
Детям знаменитостей всегда уделяется не меньше внимания публики, нежели их родителям. Многие считают, что родиться в богатой семье известных людей – огромная удача и билет в счастливое будущее. Кроме того, доля таланта родителей наверняка переходит и их детям, которые при содействии влиятельной семьи поднимаются наверх и непременно добиваются своего собственного успеха. Случаи настолько благоприятного исхода нередки, но бывают и исключения. Судьбы многих отпрысков влиятельных знаменитых людей сложились крайне трагично, потому что успешные родители не являются гарантией счастливого безоблачного будущего.
Дети знаменитых актёров, которые стали преступниками и попали в тюрьму или психбольницу.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: