Эмиграция рабочей силы из-за границы очень спасла индустриализацию СССР, но вот сами специалисты были недовольны условиями проживания, работы и быта. Они рассчитывали получить благоустроенные квартиры с меблировкой, высокие зарплаты, но обманывались в своих надеждах. Это было их мнение, а советский человек о таком мог только мечтать. Иностранцы получали от 300 до 1 800 рублей в месяц, но им нечем было заполнить свободное время. Одни находили себе развлечения весьма сомнительного толка, а другие вообще не выходили из квартиры.
Привлечение иностранных специалистов для строительства социализма в СССР в 20–30-е годы
В 30-е годы XX века в мире образовались совершенно противоположные условия для рабочих и специалистов. Если в странах Европы не было рабочих мест, и даже специалисты с профессорами стояли в очереди за бесплатной порцией супа, то в СССР была другая ситуация. Требовались рабочие руки, и даже из сел привлекли всех, кого только можно было. Велась индустриализация страны, строились новые предприятия и завозилось новое техническое оборудование. Но вот как с ним работать, возникал вопрос. Поэтому приглашали иностранных специалистов, которые соглашались с легкостью.
Иностранцы подавали заявки, чтобы приехать в СССР, но были мало осведомлены вообще о жизни в стране. Они знали только то, что смогут получить работу, а значит не будут голодать. К тому же информационная пропаганда Советского Союза описывала одни преимущества, прикрывая бедственное положение своих граждан. Иностранные специалисты ехали тысячами, и в определенный период это вызвало даже проблему.
Советская действительность для иностранных рабочих
Кризис с работой в Европе в 30-е годы. / Фото: aftershock.news
Документы, в которых рассказывается, как жили иностранные специалисты в России, были засекречены до самого распада СССР. Потом на свет появилась информация, которая показала две стороны одной медали. На предприятиях работали советские и иностранные граждане, но последние считали, что их ущемляют, и они находятся в некомфортных условиях. Русские же, наоборот, недоумевали, почему иностранцам так много дают и потакают во всем, а они страдают, недоедают и живут в плохих условиях.
Приехавших специалистов в СССР пытались адаптировать под советские нормы, и это происходило быстрее, если они брали гражданство. Тогда они становились как все и получали права граждан СССР, что не всегда было лучшим выходом. Они лишались льготного положения и за любой промах могли быть наказаны. Только со Сталинского тракторного завода (СТЗ) было заведено 11 следственных дел на иностранцев, впоследствии попавшие под репрессии. Поэтому лучшая ситуация была все же у рабочих по контракту.
Индустриализация в СССР.
Иностранные специалисты столкнулись в процессе работы с большой безответственностью со стороны советских мастеров. А еще больше они не понимали сжатые сроки для выполнения задачи. Иностранцы не были привычны к такому ритму и отношению. Но несмотря на это только в Сталинграде в 20-х и 30-х годах трудилось несколько тысяч иностранцев. Они были задействованы на заводах «Красный Октябрь», «Баррикады» и СТЗ. Из-за их большого количества сложилась целая иностранная колония. Их поселили в новые дома Нижнего поселка и в Доме Коммуны Верхнего поселка Сталинграда.
Условия жизни и быта иностранных специалистов
Бытовые условия в СССР в 30-х годах. / Фото: diabetis.ru
Для иностранцев пытались создать комфортные условия жизни, но они оказывались ниже ожидаемого ими уровня, что приводило к огромному разочарованию. Поэтому при малейшей возможности многие старались покинуть СССР и вернуться домой. Они жаловались на плохое снабжение продовольствием, хотя для них открывали специальные магазины (Инснаба). В них было то, что не мог купить обычный советский гражданин. Жаловались на задержки оплаты, обсчеты, не понимали грубость и хамство обслуживающего персонала. Но если советский человек это терпел, то иностранцам казалось дикостью.
В домах, которые выделяли специалистам, было печное отопление. Они возмущались, что плохо подвозятся дрова или в малом количестве, поэтому приходится собирать во дворе щепки, чтобы растопить печь и не замерзнуть. В отдельных помещениях были установлены титаны для горячей воды, которая подавалась в определенный отрезок времени. Полагалась даже уборщица. Правда, одна на две квартиры.
Жалобы от иностранцев поступали регулярно к местным чиновникам, и тем ничего не оставалось, как реагировать на них, чтобы, вернувшись домой, они рассказали о процветающем СССР. Но как только не пытались наладить быт, иностранцы оставались недовольны условиями. К тому же чем больше приезжало иностранцев в СССР, тем теснее их приходилось селить, и порой в одной комнате жило 7 человек. Это расценивали как нарушение договора. За соблюдением условий жизни иностранцев следили также санитарные врачи, которые отмечали, что гости сами не хотят поддерживать чистоту и опрятность комнат. Когда нет уборщиц, то на полу валяются окурки, крошки и другой мусор.
Проблемы с поставками продуктов, спекуляция и очереди в столовых
Столовая в СССР. / Фото: gotps3.ru
Американцы считали, что живут просто в «нечеловеческих условиях». Они жаловались на обеды, считая их безвкусными и однообразными: «кормят постоянно рисом, а картофель есть, но его некому чистить». Немецкий инженер писал, что за всю жизнь не видел такого обилия мух и нечистых скатертей в том месте, где подают еду. Поэтому на работу приходится идти голодными. Столовая для иностранцев с СТЗ была отдельная, при входе раковина, в зале буфетная стойка, но система подачи блюд удивляла. Нужно было взять поднос, стать в очередь, а потом получить подготовленный обед. Со стола посуду уборщицы убирали уже сами.
На «Баррикаде» обстановка с продуктами была хуже, и это на себе ощущали иностранцы. Были сильные перебои с поставками: овощи поступали редко, масло могло не быть по две недели, яйца и молоко тоже были не всегда. Иностранцы жаловались, что трудно купить рабочее платье, зато в достатке была губная помада и прочие ненужные вещи. Дошло до того, что они брали в своих ларьках продукты и шли их обменивать на рынок. Но некоторые поняли, что на этом можно заработать, и спекулировали дефицитным товаром, продавая его на рынках. Таким образом в ларьках не оказывалось нужного продукта. Так за неким Рендлей значилось, что он взял 16 пар обуви, 26 кг сахара, 18 шт. готового платья, 18 кг масла, 22 куска хоз. мыла, много разной материи. Это указывает на прямую спекуляцию товаром.
Возмущение советских тружеников о снабжении иностранцев
Советские рабочие тракторного завода. / Фото: kvaksiuk.com
Американский рабочий с удивлением смотрел, как советский человек, работающий рядом, выживает на минимальном пайке. Они видели, как семьи рабочих голодают, но их моральный дух высок, и они верят в будущее своей страны. Иностранцы с лучшим снабжением этого не могли понять.
Советских рабочих возмущало, что иностранцев лучше обеспечивают и в медицине. Когда один рабочий подхватил брюшной тиф, то его бесплатно вылечили, а потом отправили на курорт в Крым в Ливадию оздоровляться. Американцы обвинили чиновников в некачественном обеспечении, а советские медики ответили, что они сами безответственно относятся к своему здоровью, если пьют некипяченую воду. После инцидента иностранцам даже воду кипяченую стали завозить, а в больнице «Ильича» было выделено несколько палат для больных тифом.
Работа на тракторном заводе в СССР. / Фото: 100.iz.ru
Справедливо описал ситуацию иностранных эмигрантов писатель Олег Дель – условия в СССР сложные, но преувеличены. Он указал, что они находятся намного в лучших условиях, чем советские рабочие, которые получают буханку хлеба в день, немного сахара и масла, в то время как иностранцам выдавали сыр, мясо, конфеты, осетров. Возмущение прекратилось, когда условия сравнялись для всех рабочих в 1934 году. С этого времени иностранцы потеряли интерес к работе в СССР.
Как иностранные рабочие решали проблему «беспросветной тоски»: развлечения и кутежи
Кафе в 20-е годы СССР. / Фото: shnyagi.net
Скопление иностранцев в колонии позволило им образовать свое сообщество, в котором преобладали привычные им традиции. Поэтому внутри нее жизнь для них была привычнее, они больше понимали друг друга. Но все остальное за ее пределами казалось беспросветным мраком. Чтобы развеять тоску, немцы отправлялись в столовую СТЗ или американскую, где спускали заработанные деньги и сидели там часами до самого закрытия. Некоторые коротали время с советскими рабочими за рюмкой спиртного, а другие просто закрывались дома и никуда не выходили.
Холостые иностранцы играли в карты и снимали девушек легкого поведения, которые добавили проблем. В колонии участились грабежи, и это происходило по наводке все тех же девушек, которые иногда становились временными женами. Иностранец представлялся советскому человеку магнатом с набитым кошельком, и воры использовали удобный случай, чтобы поправить свое материальное положение. Милиция на это реагировала слабо, и преступники оставались безнаказанными.
На заводе иностранцев пытались политически просветить и провести культурное развитие. Для них устраивались экскурсии, соцсоревнования, «красные уголки», культпоходы. За организацию отвечали инспекторы завкома и активисты (инорги). Но несмотря на все усилия, как отметили в постановлении ЦК – значительных целей не было достигнуто. Сильно тормозило их внедрение в соцсистему незнание русского языка. Он им трудно давался, и даже прожив несколько лет, они не могли его выучить. Переводчики были единственным связующим звеном, а их не хватало.
Для иностранцев Россия всегда оставалась «кашей из нелепостей и противоречий». Так думали еще задолго до создания СССР те заграничные гости, которым удавалось побывать в стране. Они не понимали русских обычаев, традиций и норм поведения, считая их варварскими. Но эти выводы не соответствовали действительности, просто они не совпадали с их привычным образом жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: