История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Простое увольнение – это еще полбеды, но когда вручают «волчий билет», то жизнь, можно сказать, дала сильный крен. Что же это за документ, лишающий возможности вести ту жизнь, которая нравится? Такое название можно услышать только из уст людей, на самом деле это документ с особой пометкой. Его выдавали преступникам и неблагонадежным, а студенты умудрились использовать это значение в свою пользу, избавляясь таким способом от надоедливого преподавателя. Черная метка в трудовой книжке закрывала перспективу на хорошую должность. Волчий билет в 15 лет получил и Евгений Евтушенко, не отличаясь в молодые годы прилежным поведением.


Билеты вместо паспортов: клеймо преступников и неблагонадежных


Хитровская площадь, ночлежка. / Фото: ru.wikipedia.org

Хитровская площадь, ночлежка. / Фото: ru.wikipedia.org

Еще при царском режиме МВД старалось разработать методы, которые бы смогли уменьшить преступную деятельность. С 80-х годов XIX века был рекомендован жандармерией метод наблюдения, который оказался малоэффективным. Простого надзора было недостаточно, потому что всякие неблагонадежные политические ухитрялись все равно встречаться и организовывать кружки. Про преступников и говорить нечего – у них было достаточно разных способов, чтобы совершить какое-то злодеяние.
Паспорта в начале XX века. / Фото: pikabu.ru

Паспорта в начале XX века. / Фото: pikabu.ru

Неблагонадежных стали «метить» особыми записями в трудовых или паспортах. Некоторые вообще лишались документа, подтверждающего личность, и получали взамен листок – это и был «волчий билет», которым были снабжены практически все жители ночлежки «Сухого оврага» в Москве. Он располагался неподалеку от Хитровской площади, куда прилежные граждане старались не ходить, если только не хотели получить неприятности. Это место обходили даже полицейские, а обитателями был весь сброд – от попрошаек до уголовников и беглых. За свое поведение у них вместо паспортов были бумажки, обозначающие их личность и не более, а за образ жизни они были прозваны «волками». Так и закрепилось понятие «волчий билет» благодаря проживающим в неблагонадежных местах с таким же поведением.

«Волчий билет» для преступников


Неблагонадежные и преступники в России, кому выдавался волчий билет. / Фото: dzen.ru

Неблагонадежные и преступники в России, кому выдавался волчий билет. / Фото: dzen.ru

Преступникам, которым в качестве наказания предписывалась ссылка в отдаленные места, выдавался временный документ на полгода. Далее он должен был выехать. Это было связано с тем, что паспорта должны были иметь только жители больших городов, а в деревнях они не требовались. Паспортный режим помогал контролировать численность населения городов. По этой причине наказуемые лишались паспорта, получая взамен документ временного проживания.

Неблагонадежные и преступники могли быть высланы за пределы городов на 100 км, в основном это касалось Москвы, Санкт-Петербурга. Далее им запрещалось возвращаться в города, а в селах и деревнях особо документы и не спрашивали. Таким образом жандармерия удаляла из городов тех, кто мог нарушать спокойствие жизни других граждан, потому что в деревнях криминалитет не мог разгуляться. Во-первых, там каждый знал друг друга, и затеряться чужому трудно, а во-вторых – для преступника было мало людей и места. В СССР выселение в основном получали политические неблагонадежные личности. К ним применяли статью 58 и статус «враг народа». Этого было достаточно, чтобы везде к нему относились с подозрением. Так он и становился одиночкой, подобно волку, с «волчьим билетом» в кармане.

«Волчий билет» для рабочих: дисциплинарное наказание в СССР


Запись в трудовой - увольнение по статье. / Фото: vikingirest.ru

Запись в трудовой - увольнение по статье. / Фото: vikingirest.ru

«Волчий билет» - это популярное название наказания, которое лишает многих прав. Человек не только может потерять место проживания, но и возможность устроиться на приличную работу, занимать высокую должность, учиться.

На работе применялось наказание для нарушителей дисциплины, занося соответствующую запись в трудовую книжку. Кроме выговора, который можно было считать не таким болезненным, запись в документе была клеймом. Ее уже нельзя стереть, а всяк ее видящий не хотел брать к себе подобного работника. Так перед тружеником закрывалась перспектива получить хорошо оплачиваемую работу, и оставались только подработки или места, где нужно было горбатиться с утра до вечера.

Иногда дисциплинарное наказание руководители предприятий использовали нечестно, прикрывая свои цели. С его помощью они лишались того человека, который им чем-то не угодил, не нравился поведением, характером или что-то узнал, порочащее начальство. Без суда и следствия ему записывали в трудовую книжку увольнение по статье 33 Трудового кодекса, и на этом светлое будущее человека было закрытым. Она была как черная метка, увидев которую многие отворачивались.

Гимназисты использовали «волчий билет», чтобы избавиться от преподавателя


Гимназисты XIX века. / Фото: dzen.ru

Гимназисты XIX века. / Фото: dzen.ru

За участие в антиправительственных митингах, за плохую дисциплину в учебном заведении, за хулиганское поведение студенты часто получали строжайшее наказание – они лишались права продолжать учиться. Но их выгоняли не только из данного учебного заведения, а лишали права поступать в другие. Поэтому среди студентов существовало такое понятие – получить «волчий билет», хотя его никто не выдавал в действительности. Последствия были такими, как и у преступников. Учащийся мог получить только справку о том, что он прослушал курс лекций.

Гимназисты использовали правила получения «волчьего билета» в своих интересах. Они изживали из учебного заведения не понравившегося преподавателя. Делали это таким образом. В каждом классе были свои тунеядцы, прогульщики и двоечники, которым это обучение ничего не приносило, и они могли быть изгнаны в любой момент за плохое поведение. Из таких общим советом класса выбирался один, кто станет своего рода «козлом отпущения», потому что после «представления» его сразу выгонят из гимназии. Оставалось только дождаться момента, когда «жертву» вызовет отвечать тот педагог, на которого гимназисты поставили черную метку.

Вызванный ученик вел себя очень нагло, всячески доводя учителя до бешенства, и в итоге получал пощечину. Класс в это время бездействовал, наблюдая за происходившим, и не становился на защиту преподавателя, поэтому ему только и оставалось, что покинуть кабинет. Он уходил к руководителю гимназии, чтобы доложить о случившимся. Ученик сразу получал справку об окончании учебного заведения, но и учителя после этого инцидента гимназисты больше не видели. Руководители учреждения догадывались о сговоре, но доказательств не было, и обвинить класс было не в чем. Александр Давыдов описал такой способ, основываясь на своих пережитых моментах в книге «Воспоминания 1881 – 1955».

Как Евгений Евтушенко в 7 классе получил «волчий билет» и за что


Евгений Евтушенко в молодости. / Фото: biography.wikireading.ru

Евгений Евтушенко в молодости. / Фото: biography.wikireading.ru

Известный поэт Евгений Евтушенко не отличался покладистым характером, и в школе учился плохо. Он любил прогуливать уроки, отдавая предпочтение футболу. Но страсть к литературе у него оказалась наследственной, и с этим трудно было спорить. К тому же в его характере было большое неповиновение, противостояние, отстаивание правды, независимо от того, кто перед ним был. Он прослыл драчуном и задирой, и в итоге пришлось сидеть второгодником в 7 классе, потому что оценки по физике, математике и химии были неудовлетворительными. Но на отчисление из школы повлиял другой факт.

В СССР было модно проводить лекции на политические темы. В школе, где учился Евтушенко, организовали лекцию из райкома комсомола. Докладчик должен был красочно расписать доклад Жданова, но ничего не понимал в литературе. Евгений же тщательно подготовился к лекции – взял с собой распечатанный доклад Жданова и том «Литературной энциклопедии» 30-х годов. Во время выступления инспектора поднял руку и сказал без обиняков напрямую: «Нас учат не списывать, но если рассмотреть то, что написано об Ахматовой у Жданова, то же самое написано в энциклопедии, которая была напечатана 15 лет назад. Из этого становится ясно, кто у кого списал». Евтушенко в конце добавил, что предлагает послать товарищу Сталину письмо с просьбой, чтобы тот указал Жданову, что списывать нехорошо.

Обстановка в зале сильно накалилась, но спас положение комсомольский вожак школы, сказав, что Евгений болен, и у него, видимо, поднялась температура, а чего в бреду не скажешь. Евтушенко отправили домой, а потом перевели из этой школы в 607-ю, куда записывали самых неисправимых. Это была практически пропасть, край нормальной жизни, на которой Евгению не удалось удержаться. В школе кто-то спалил все классные журналы. В этом обвинили Евтушенко, посчитав, что единица, полученная им в этот день, могла стать причиной. Евгений признается, что это было бы в его духе, но, во-первых, он спалил бы только один журнал, а не все. Во-вторых, при этом пострадал сторож, которого кто-то стукнул по голове. Евтушенко сказал, что на такое не способен. Но директору, которого, кстати, обожали все ученики, и Евгений тоже, нужно было найти виноватого, и он указал на Евтушенко.
Поэт Евгений Евтушенко. / Фото: aleut.do.am

Поэт Евгений Евтушенко. / Фото: aleut.do.am

Мальчика выгнали с «волчьим билетом». Остаться в 15 лет в СССР с таким документом – это конец жизни, но нашлись небезразличные люди, которые поддержали Евгения. Потом он смог поступить в институт, хотя и там успел «отличиться». Как-то ему позвонил директор 607-й школы Исаак Борисович и пригласил на вечер выпускников. Он сказал, что рад тому, что Евгений не сломался. На вечере произошло неожиданное: один из выпускников, которого в школе звали Пряха, сказал, что хочет сделать заявление. Он признался, что это он сжег журналы. Все были в шоке, потому что на него никто не мог и подумать, ведь он был отличником. И тогда Пряха объяснил, что в тот день получил пятерку с минусом, а он не привык иметь низкие отметки.

Директор школы сильно расстроился из-за того, что несправедливо обвинил Евгения. По его состоянию было видно, что его душа плачет, он понимал, что мог сломать жизнь мальчика. Как-то, навещая могилу отца на Ваганьковском кладбище, Евтушенко увидел на рядом находящейся строчки своих стихов. Когда поднял глаза, чтобы прочитать, чье это надгробие, то увидел надпись – Исаак Борисович Пиратинский.
Надгробие директору 607-й школы Исааку Борисовичу Пиратинскому. / Фото: nec.m-necropol.ru

Надгробие директору 607-й школы Исааку Борисовичу Пиратинскому. / Фото: nec.m-necropol.ru

Иностранцы, приезжавшие в СССР для работы по найму, также получали временные документы, но проблема была в том, что их советские люди не воспринимали серьезно, а иногда и злобно. Они не понимали, почему приезжие живут лучше и хорошо питаются, а заграничные гости, наоборот, думали, что их недокармливают. Рабочая эмиграция в СССР спасала индустриализацию в стране.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








788
15.09.2024 12:09
В закладки
Версия для печати




Смотрите также