История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Образ Петра I в массовом сознании – это образ реформатора, который вывел Россию из болота средневековья и поставил ее на путь европейского прогресса. Его имя ассоциируется с победами в Северной войне, строительством Санкт-Петербурга, реформами армии и флота. Но за блестящей фасадной частью реформ скрывается жестокая реальность, которая, как правило, остается в тени. Петр I был абсолютным монархом, чья власть была неограниченной. Он не терпел оппозиции и всячески подавлял любое проявление несогласия. Жестокие методы правления, которые он использовал, были не менее масштабными, чем его грандиозные реформы.


Стрелецкий бунт – трагический символ жестокости царя



Пётр I, безусловно, был выдающейся личностью, оставившей глубокий след в истории России. Его реформы имели важное значение для превращения страны в мощную европейскую державу. Но нельзя забывать и о темной стороне его правления. Жестокость и террор были неотъемлемой частью его политики. Пётр I был не только великим реформатором, но и бескомпромиссным и жестоким правителем. В оценке его деятельности важно учитывать обе стороны, чтобы иметь полную картину его правления.

Картина «Стрелецкий бунт», написанная в 1862 году художником Николаем Дмитриевичем Дмитриевым-Оренбургским.

Картина «Стрелецкий бунт», написанная в 1862 году художником Николаем Дмитриевичем Дмитриевым-Оренбургским.


Одним из самых ярких примеров жестокости Петра является стрелецкий бунт 1698 года. Стрельцы были элитным войском, верным царям, но к концу XVII века их положение в обществе ухудшилось. Они стали рядовым войском за ненадобностью царю в свете формирования регулярной армии. Пётр, желая избавиться от неугодного ему войска, отправил стрельцов на службу в отдаленные гарнизоны, в Азов и Великие Луки, где им выдавалась нищенская зарплата.

В марте 1698 года 150 стрельцов отправились в Москву к царю, просить его разрешить им вернуться домой. Но вместо того, чтобы быть услышанными, их бросили в тюрьму. Это стало катализатором восстания. Стрельцы, собравшиеся в Москве, попытались освободить своих товарищей, но были разоружены солдатами Семеновского полка. В итоге бунт был подавлен с невиданной жестокостью.

150 стрельцов были отправлены в ссылку в Малороссию, а тысячи других подверглись репрессиям, казням и пыткам. Пётр лично руководил пытками и казнями, и даже сам рубил головы бунтовщиков. По свидетельствам современников, на Болотной площади в Москве были установлены колья, на которых было казнено более тысячи стрельцов.

Трагическая судьба Евдокии Лопухиной и казнь майора Глебова



Погружаясь в запутанную историю царствования Петра I, невозможно обойти стороной трагическую судьбу его первой жены, Евдокии Лопухиной. Несмотря на то, что она была женщиной, воспитанной в традициях старой Руси, ее любовь к царю была искренней и глубокой. Однако судьба распорядилась иначе. Петр, страстно увлеченный идеями европейского просвещения, все больше времени проводил за границей, участвуя в военных походах, и вскоре его сердце покорила немецкая красавица Анна Монс.

В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась втянутой в Стрелецкий бунт, целью которого было возведение на престол ее сына, Алексея. Это событие стало переломным в ее жизни. Петр, видя в бунте угрозу своей власти, безжалостно сослал Евдокию в монастырь. Мать и сын были разделены, а содержание, которое царь выделял Евдокии в монастыре, было значительно меньше, чем он давал своей сводной сестре, царевне Софье. В 1718 году Петр совершил еще один жестокий поступок, казнив Степана Глебова, майора Преображенского полка, «сердечного друга» опальной царицы.

Царицу Евдокию Лопухину супруг, Петр I, заточил в монастырь.

Царицу Евдокию Лопухину супруг, Петр I, заточил в монастырь.


Отношения Степана и Евдокии, заключенной в монастыре, историк В. Н. Балязин описывает как «огромную любовь». Эта любовь, возможно, и стала причиной того, что Степан Глебов не оклеветал Евдокию во время допроса. Несмотря на то, что майор неоднократно подвергался жестоким пыткам, он ни словом не запятнал имя Евдокии. После трех суток мучений, когда он был уже на грани смерти, Петр приказал «учинить жестокую смертную казнь».

Казнь была проведена на Красной площади в лютый 30-градусный мороз. Чтобы наблюдать длительную казнь до конца, Пётр приехал в тёплой карете. Для казни Глебова царь выбрал посажение на кол. Этот вид казни зависел от выбора кола, который мог быть гладким, быстро пронзающим жертву, или же шершавым, с занозами, — для большего доставления боли и продолжительности казни.

Однако был еще и «персидский» кол, рядом с которым с двух сторон столбиками были сложены тонкие дощечки. Приговорённого к казни сажали на кол, который медленно входил в тело, по мере убирания палачами дощечек. С каждым разом тело жертвы опускалось все ниже. Таким образом Глебову сделали мучительнейшую и продолжительную казнь. Более того, чтобы казненный не скончался раньше времени от холода, на него надели шубу, шапку и сапоги, выданные лично царем, который наблюдал за казнью Глебова до конца.

Мучительная казнь Глебова, длившаяся целых 15 часов, демонстрирует жестокость и безжалостность Петра I. Он не только разрушил семейную жизнь Евдокии, но и отнял у нее возможность на любовь и поддержку. История Евдокии Лопухиной – это история о любви и предательстве, о власти и бессилии перед лицом тирании. Она напоминает нам о том, что даже в эпоху великих реформ человеческая жизнь может быть легко пожертвована во имя политических целей.

Казнь собственного сына



В браке с Евдокией у царя родился сын Алексей. Петр Алексеевич невзлюбил сына, как и свою первую супругу. Царь практически не принимал участия в воспитании своего отпрыска, а со временем и вовсе хотел от него избавиться. Петра не устраивала политическая позиция сына, и он сказал ему, что: либо он меняется, либо уходит в монастырь. Наследник царя был слабохарактерным и плохо разбирался в политике, но он понимал, что отец ему не даст спокойно жить.

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского художника Николая Ге.

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского художника Николая Ге.


Тогда царевич бежал в Австро-Венгрию при помощи союзников. Естественно, такой поворот событий не устраивал властного царя. Петр Алексеевич разыскал Алексея, пообещав, что оставит его с беременной супругой в покое, если он сдаст своих подельников и отречется от притязаний на трон, сняв с себя статус царевича. Боясь гнева отца, Алексей пошёл на уступки, но был обманут.

Его осудили за намерения свергнуть отца, подвергли пыткам и в 1718 году приговорили к казни, однако обвиненный не дожил до нее. Согласно одной из версий, царь, чтобы не обрекать сына на публичный позор, приказал убить его до исполнения приговора без шума и свидетелей.

Строительство столицы на болотах



Строительство Петербурга — это не просто история о возведении города, это история о радикальном преобразовании страны, о столкновении традиций с новациями, о власти и сопротивлении. Петр I, вдохновленный идеей создать «окно в Европу», замахнулся на масштабный проект, который требовал огромных жертв. Условия работы строителей Петербурга были ужасными. Болотистая местность, суровая погода, тяжелый труд — все это создавало крайне неблагоприятную атмосферу.

При строительстве Петербурга Петр I замахнулся на масштабный проект, который требовал огромных жертв.

При строительстве Петербурга Петр I замахнулся на масштабный проект, который требовал огромных жертв.


Крестьяне, привезенные в Петербург со всех уголков России, были лишены всякой свободы. За любую провинность — опоздание на работу, отказ выполнять приказ — следовали суровые наказания, часто публичные. Пётр, по свидетельствам современников, лично присутствовал на казнях, демонстрируя свою абсолютную власть. Строительство города, который должен был стать символом европейской цивилизации, было поручено французу Жан-Батисту Леблону.

Однако, несмотря на выбор французской архитектурной школы, Петр I отнюдь не был в восторге от изысканных французских решений. Между царем и архитектором постоянно возникали разногласия. Леблон, следуя указаниям Петра, поместил административную часть города на Васильевском острове, что фактически вытеснило Литейную часть и Выборгскую сторону за городскую черту. Но это решение не устранило всех проблем. Строительство на болотистой местности, которая не подходила для градостроительных амбиций Петра I, вызывало раздражение у царя.

С первых дней существования Петербурга народ жаловался на местный климат. «Небо над Петербургом вечно хмурится, а дожди льют без конца», — с горечью говорили жители города. Но Петру, казалось, нравились эти особенности, а неудобства его забавляли.

Радикальность и насильственность перемен



Пётр I пытался изменить не только город, но и самих людей, их менталитет и образы жизни. Перемены, которые проводил Петр I, были радикальными и насильственными. Он пытался навязать народу западные обычаи, не оставляя пространства для выбора. Эта политика порождала сопротивление и недовольство. Даже образованные люди, близкие ко двору, не поддерживали царя в его жестоких методах. Налог на бороду и обязательное ношение европейской одежды не смогли сломить русский нрав и обычаи.

И все же, как заметил Николай Костомаров в XIX веке, «стоило ему появиться у толпы с сановниками в европейских платьях, так через пару месяцев половина России станет ходить также». А в следующем материале предлагаем узнать, Какие блюда любили российские цари и императоры: Жареные лебеди, холодная ботвинья и не только.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2680
15.10.2024 13:46
В закладки
Версия для печати




Смотрите также