Готическая симфония
О неудовлетворенности результатами своей работы говорят сегодня все архитекторы, но только в творческом, а не в материальном плане. Можно только отдать должное принципиальности человека, который эту неудовлетворенность довел до логического конца, оставил реальную практику и обратился к жанру архитектурной утопии. Других таких примеров я на сегодняшний день не знаю. Мне бы хотелось сказать не о том, чем эти работы похожи на историю бумажной архитектуры, а о том, чем они от нее отличаются.
Волшебный город
Город Вавилонских Башен
Пиранези рисовал прошлое. Прошлое не было таким, каким он его рисовал, римские сооружения ни в какой момент своего существования не были такими, как он их увидел, но тем не менее мыслилось это как образ прошлого величия, которое когда-то было, а теперь утрачено. Булле и Леду рисовали «вечность». Их здания не были построены никогда и никогда не могли быть построены, но все, что реально строилось, должно было стремиться к этим идеальным образам. Чернихов рисовал будущее. Это будущее не было светлым; от авангарда, из которого он вырос, Чернихов отличается тем, что его будущее скорее пугает и подавляет, но его видения все равно мыслятся так, что вот к этому может прийти реальная архитектура. Не столько должна, сколько – может, но именно в реальности. Бумажники 80-х рисовали альтернативу современности. Их работы нельзя было выстроить буквально так, как они нарисованы, но все-таки они намечали некий альтернативный путь развития реальной архитектуры, который может быть уточнен, переработан, но, в той или иной степени, воплощен.
Пространства Идеального города
Возьмем, скажем, «Ритуальное здание – шар» Артура Скижали-Вейса. Что перед нами? Прошлое? Нет, такого никогда не было, и какие бы руины каких бы то ни было древних цивилизаций мы ни рассматривали, достроить из них такое невозможно. Идеальная архитектура? Нет, ни одно из направлений современной или исторической архитектуры не стремилось к такой форме. Образ будущего? Ни в малой степени, никакая из современных тенденций развития человечества не приводит к такому результату. Альтернатива сегодняшнему? Ну, в достаточно специфическом смысле. Это такая альтернатива, которая ни в какой степени не стремится стать реальностью.
Культовое здание – обелиск
Размышляя над смыслом этих работ, я поймал себя на следующей аналогии. Вот, скажем, «Пантеон-маяк». Город у океана, состоящий из небоскребов. Своего рода Манхэттен, выстроенный по похожей схеме. Но какой-то иной цивилизацией, у которой принципиально иные строительные технологии. Эта цивилизация сначала развивалась так же, как мы, у них была своя античность и своя готика, но где-то в XIV веке они изобрели новый соединительный материал вместо тривиального раствора, который позволил им склеивать каменные блоки намертво. С другой стороны, к промышленному производству металла, позволяющего использовать его в строительстве, они в XIX веке не пришли. Поэтому они стали создавать здания произвольных форм и оболочки произвольной кривизны на основе традиционной техники каменной кладки, развивая, естественно, традиции ордерной архитектуры. И вот в результате Нью-Йорк выглядит приблизительно таким образом.
Архитектурная фантазия с восточным колоритом
Эта идея возникла у меня достаточно случайно, просто перед знакомством с творчеством Артура Скижали-Вейса я прочел роман известного фантаста Сергея Лукьяненко «Близится утро», в котором действие как раз и происходит в цивилизации, не знающей промышленного производства металла. Эта цивилизация – не в прошлом относительно нашей, и не в будущем, она не является ни идеалом, ни предостережением – она просто параллельна нашей истории.
Все реки текут в храм
Мне показалось, что здесь есть структурное сходство в развитии жанра. Литературная фантастика долгое время развивалась, демонстрируя нам образ будущего, позитивный или негативный. Но сегодняшняя фантастика ушла от этого и постоянно отсылает нас в параллельный мир с неким другим принципом развития. Собственно, это отличие в русском языке получило терминологическое выражение, если старая литература называлась термином «фантастика», то новая называется «фэнтези».
Храм Рождества в лунном свете
Мне кажется, что работы Артура Скижали-Вейса – это именно архитектурная фэнтези, и этим они отличаются от всего предшествующего корпуса бумажной архитектуры. Но, помимо собственно жанрового открытия, которое он сделал, я нахожу в его идеях и другой интерес. Задача ордерной архитектуры – гармонизация пространства. Строгий классицист скажет, что это накладывает существенные ограничения на сам тип пространства, и, скажем, классическое здание не может быть выше пяти этажей. В этом есть свой резон. Но в работах Скижали-Вейса ордером гармонизуются принципиально иные типы пространств – стоэтажные небоскребы, спирали, оболочки произвольной кривизны. И я бы сказал, что ордер в них существует с парадоксальной степенью достоверности. Я понимаю, что Палладио бы пришел в ужас от того, что колонны изгибаются на шаре, как бигуди. Но я думаю, что Леонардо со своими идеями многоуровневого города отнесся бы к этому иначе.
ДОСЬЕ
Артур Скижали-Вейс
Родился 21.02.1963 в Москве
1986 – окончил МАрхИ
1986-1995 – Моспроект-1, мастерская 11
1995-2002 – «Товарищество театральных архитекторов»
1997 – член Союза московских архитекторов
С 1999 занимается жанром архитектурной фантазии
Выставки:
2002 – Принимал участие в выставке «Стройиндустрия и Архитектура 2002»
2004 – Персональная выставка в Союзе архитекторов (Белая гостиная)
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На своем веку мы точно не дождемся увидеть все эти шедевры, воплощенными в жизнь. А как хотелось бы побывать в таких местах!
Почему-то вспомнились слова А.Грина (только не могу дословно вспомнить!), его произведения можно отнести к "фэнтези" тоже.."Несбывшееся манит нас. Этот чудесный олень вечной охоты.."
Иногда даже уверенность возникаетв том, что кое-кто из наших талантливых современников и предков уже побывал в этих параллельных мирах.
Великолепием и красотой готической архитектуры можно любоваться без лишних слов.
Спасибо большое за знакомство с таким бумажным архитектором,как Скижали-Вейс.Мне единственное,что непонятно-почему первая картинка называется "Готическая симфония"(очень похоже на ренессанс).
Приятно, что архитекторы довольны материальным положением...
Но есть и другие архитекторы, им хватает удовольствия от творчества...
www.sfera-grifona.com
Жаль, трудно получать все удовольствия сразу...
А выложенные работы... С точки зрения архитектуры - формотворчество, а как декоративное оформление - приятны...
Классные рисунки,может в будущем именно так и будут строить в целях энергосбережений..
помнится на уроках, когда учитель рассказывал новую тему, я рисовала нечто похожее. Фантазия, конечно, безгранична. Доживем ли мы до такого времени,когда будут строить нечто похожее?
На мой взгляд вся "утопичность" заключается в размерах, это просто не рационально для нашего времени строить так...громоздко
Сразу на ум приходит имя одного архитектора-скульптора наломавшего немало дров в столице.
Однако даже если подогнать в удобный масштаб, это совсем не "русский стайл" )) Так много классических, готических и всяких ордеров перемешано.
Самым прекрасным мне показался Храм Рождества в лунном свете, даже несмотря на то что он огромен, удивительное сооружение.