Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Что испытывает ценитель истории и культуры, когда узнает, что какой-либо артефакт был украден и находится неизвестно где, неизвестно в чьих руках и в непонятно каком состоянии? Досаду, гнев, тревогу – и еще множество других невеселых чувств. Возможно, в ближайшее время удастся перенести внимание с печального факта хищения объекта культуры на изучение самого такого объекта. ЮНЕСКО планирует создать первый в истории виртуальный музей украденных культурных артефактов.


Десятки тысяч украденных артефактов


Далеко не секрет, что порой ценности из музеев, частных коллекций, с археологических объектов оказываются в фокусе внимания преступников и пропадают из поля зрения мирового сообщества. Какими мотивами – корыстными или более высокими – руководствуются при этом похитители, в данном случае не так важно. Печальная правда состоит в том, что часть человеческой истории, культуры оказывается как будто вырвана из общего наследия.

Хищение культурных ценностей - проблема масштабная и довольно серьезная. Источник: google.com

Хищение культурных ценностей - проблема масштабная и довольно серьезная. Источник: google.com


Пусть физически эти объекты где-то продолжают существовать, но в отношении такого рода предметов не может быть эксклюзивного права собственности – ими так или иначе нужно делиться, это одно из отражений человеческого общества. Вряд ли люди хотят разместить в своем доме древнеегипетский памятник, но возможность его увидеть уже как будто приобщает каждого к кругу владельцев этих драгоценных предметов.

По данным Интерпола, в списке украденных культурных ценностей числится более 52000 наименований на общую сумму около 2,5 миллиона долларов. Фрэнсис Керн, специалист, который сейчас занимается строительством нового музея, сравнивает эти предметы с деревьями, вырванными из почвы. Виртуальный музей призван пусть не окончательно, но возвратить часть этих артефактов в культурную среду.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: В чем секрет красной горы Улуру, посещение которой недоступно даже виртуальным образом.

Музей, которому нужно исчезнуть


Организаторы проекта по созданию музея называют несколько самых значимых из украденных культурных ценностей: это, например, надпись на алебастровом камне, извлеченном из храма Аввам в Йемене. Датируется артефакт III веком н.э. Похищен он был с 2009 по 2011 . Или – рельеф из слоновой кости, на котором изображён «лев, нападающий на нубийца», который сделан в VII веке до н.э., а украден из музея в Багдаде в 2003 году.

Храм Аввам в Йемене. Источник: commons.wikimedia.org

Храм Аввам в Йемене. Источник: commons.wikimedia.org


Маска со стоянки майя, статуэтка из индийского храма и прочие свидетели прошлого человечества, неизвестно где находящиеся или даже совсем переставшие существовать, теперь получат статус экспоната музея и будут выставлены для обозрения широкой публикой. И, возможно, спустя некоторое время будут лишены статуса экспоната виртуального музея, поскольку станут частью коллекции музея реального.

ЮНЕСКО считает, что подобный проект не только вернет обществу потерянные было артефакты, но и будет способствовать их возвращению. В некотором смысле у будущего музея парадоксальная цель: поскорее исчезнуть, лишившись всех своих экспонатов. А пока осуществляется грандиозная работа по оцифровке воспоминаний, извлечению максимального количества информации об утраченных предметах, чтобы посетители смогли любоваться экспозициями музея как если бы те состояли из реальных, существующих в действительности экспонатов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как голландские физики создали идеальный шоколад на 3D-принтере: Фантастическое будущее на пороге.

Как это будет


По задумке создателей музея, можно будет осмотреть каждый артефакт в формате 3D, прочитать об их истории, значении. Что именно войдет в состав коллекции музея, будет озвучено незадолго до открытия. Пока же известно, что Интерпол привлечен к работе – используются его базы данных. Вообще, с переносом экспонатов в виртуальное пространство есть ряд сложностей, которые разработчикам приходится так или иначе решать.

Виртуальные музеи пользуются у посетителей не меньшим успехом, чем музеи реальные. Источник: pinterest.com

Виртуальные музеи пользуются у посетителей не меньшим успехом, чем музеи реальные. Источник: pinterest.com


Самая трудоемкая задача – создание 3D-изображений объектов, многие из которых пропали, не оставив после себя никакой фото- или видеоинформации, кроме нескольких черно-белых фотографий. А по задумке создателей музея, посетители будут прогуливаться по виртуальным пространствам, рассматривая экспонаты, читая сопроводительные материалы к каждому, узнавая об их происхождении, возрасте, истории.

Идея виртуальных музеев получила широкое развитие во времена ковида, когда посещение настоящих было невозможно. При этом использовались разные платформы – одни позволяли просматривать туры или слайд-шоу с описаниями экспонатов, другие представляли собой интерактивную экскурсию, с возможностью осмотреть экспонаты со всех сторон, по желанию увеличивая их или поворачивая.

А вот рассказ о скрипке, которую похищали 5 раз, и другие странные истории пропаж и находок старинных скрипок великих мастеров.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1887
20.07.2024 23:54
В закладки
Версия для печати




Смотрите также