История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Куклы всегда были неотъемлемой частью детей, но в послереволюционный период Советы решили, что нужно отходить от буржуазных привычек, и начали их запрещать. В них увидели тягу к мещанству, поэтому исчезли красивые и нарядные, а на их месте появились бесформенные, не олицетворяющие никакой образ игрушки.


Детей воспитывали в духе новой эпохи, где не было место рюшикам, фарфору, красивым нарядам. Стали изготавливаться карикатурные образы попов, буржуа, чтобы вызвать негативное отношение. Но порой усердие раскритиковать образы приводили к обратному – куклы получались краше, чем розовые пупсы с непомерно большими головами и выпяченными животами.

Хорошая игрушка – идеологическая игрушка


Куклы послереволюционного периода. / Фото: imghub.ru

Куклы послереволюционного периода. / Фото: imghub.ru

Педагоги после Октябрьской революции 1917 года решили изменить метод воспитания подрастающего поколения. Традиционная кукла казалась буржуазной игрушкой капиталистов и мещан, поэтому ей была объявлена война. Требовалось новое поколение, которое не будет взращено на дворянских замашках с чаепитием из фарфоровой посуды, с роскошной мебелью, одеждой с рюшами, зонтами и прочим, что могло напоминать тех, кого только скинули.
Бумажные куклы для идеологического воспитания.

Бумажные куклы для идеологического воспитания.

Нужны были рабочие и крестьяне с обычным бытом. Детям пытались привить гендерное равенство, поэтому отказались от швейных машинок, пеленания, культуры этикета в играх.
Куклы советские. / Фото: imghub.ru

Куклы советские. / Фото: imghub.ru

До 30-х годов XX века игрушка должна была нести идеологический смысл. Появились куклы колхозницы и красноармейца, но с такими дети не знали, что делать, поэтому их стали усовершенствовать, чтобы они двигались. А дети тайком заматывали палочки в платочки и нянчили их как детей. Особо яростным противником кукол была педагог М. Е. Махлина, которая благодаря своей линии и смогла продвинуться в педагогической карьере.

Спрос на игрушки Быковских: не соответствовали идеологии, но закупались магазинами


Производство кукол после революции. / Фото: novosti-n.org

Производство кукол после революции. / Фото: novosti-n.org

Кукла как игрушка практически исчезла с прилавков в послереволюционный период, но она все же требовалась детям. Оставшиеся мелкие производители, несмотря на политику страны, по привычке продолжали делать кукол. Они были не столь хороши, потому что использовался оставшийся подручный материал. В ход шли лоскуты материй или старая одежда, чтобы набивать туловище и голову, и даже жестяные консервные банки использовались для изготовления обуви.

Москвичей спасала продукция сестер Быковских, которые продолжали изготавливать кучеров, купцов, Арлекина, что не очень-то соответствовало необходимой идеологии, да и внешний их вид оставлял желать лучшего. Волосы делали из полосок материи, головы из ваты, пропитанные столярным клеем, туловища – из ткани. Но даже они с удовольствием закупались оптовиками, потому что купить куклу было просто невозможно.

Игра с куклами как воспитание подрастающего поколения: как возвышали одних и унижали других


Кукла в образе октябрят. / Фото: fi.pinterest.com

Кукла в образе октябрят. / Фото: fi.pinterest.com

Понятие, что кукла все же необходима, изменилось после 1935 года. Все чаще стали появляться в журналах статьи, что девочкам нужны для игры красивые и нарядные куклы. С этого времени начался прогресс – появились артели, расширилось производство, кукла стала приобретать другой вид, но не тот образ, что был до революции. Слова Луначарского, сказанные в 1918 году, что детям нужны куклы, и необходимо делать для них самые красивые игрушки, дошли до умов и начали воплощаться в жизнь. Но при этом делалось ударение, что куклы должны воспитывать детей в духе социализма.

Детям давались игрушки попов, сделанные в уродливой форме, чтобы вызвать у них чувство брезгливости к религии. И тут же подавались яркие красногвардейцы и колхозницы. Теоретиков в этом плане не смущало, что дети все равно убаюкивали тех же попов, потому что им еще не важен сам образ куклы. Осознали ошибку только в 1933 году. Педагог Е. Флерина написала, что детям игрушки-карикатуры нужно подавать только после 7 лет, когда они могут выделять приятное и отвратительное.
Фарфоровые куклы, которые напоминали мещанство. / Фото: otveri.info

Фарфоровые куклы, которые напоминали мещанство. / Фото: otveri.info

Не признавались фарфоровые куклы, которые напоминали о мещанстве, ведь они имели эстетически привлекательный вид. В основе образ барышень в красивых и пышных нарядах, а чаепитие из чашек – признак зажиточности. Не приветствовалась даже детская мебель для кукол, раковины, считая, что они вызывают желание накопительства и индивидуализма. Для воспитания коллективизма придумывались игрушки в множественном числе на одной платформе. Так был создан отряд рабочих на платформе, которая двигалась, и фигурки «шли» во время движения.

Из клоуна, который находился на двух палочках, и при их сжимании кувыркался, был сделан спортсмен, а Дед Мороз превратился в лесоруба. Пупсы получили новую одежду, после чего стали простым рабочим классом или пионерами. Так преобразовывали старые куклы, давая им новый образ. Это продвигалось даже в литературе, где описывали в художественном виде, как девочка Нина играла куклами. В сказке А. Неверова «Как жили куклы и что сделал оловянный солдатик» тряпичная Марфа находится в услужении двух фарфоровых кукол Зиночки и Кларочки. Марфа, бедно одетая, им прислуживает, чтобы девочка не выбросила ее. Но тут появляется оловянный солдатик и они вместе с Марфой избивают Зиночку и Кларочку, а к Нине обращаются с речью, что не будут больше терпеть унижения и ютиться по углам. Если фарфоровые куклы хотят играть вместе, то должны стать такими, как они, потому что все должны быть равными. В итоге все дружно маршируют и поют песню «Смело, товарищи, в ногу». Это еще один метод воспитания и отношение к богатой и простой игрушке.
Игра с куклами в детском саду в СССР. / Фото: knizhnaya-lavka-listva.timepad.ru

Игра с куклами в детском саду в СССР. / Фото: knizhnaya-lavka-listva.timepad.ru

В качестве воспитания отрицания буржуазных элементов были созданы куклы мещан, но с этим изготовители немного перестарались. Желая вложить в них больше негатива, их от души разрисовали, поэтому они получились красочнее, чем невзрачные пупсы и тряпичные куклы.

Девочка должна играть в куклы: подготовка к материнству


Педагог Антонов призвал вернуть куклы девочкам. / Фото: www.vounb.ru

Педагог Антонов призвал вернуть куклы девочкам. / Фото: www.vounb.ru

Долгое время под запретом была кукла, с которой могли бы нянчиться девочки. Было решено, что женщина может заниматься и другими обязанности, а долг материнства делает ее гендерно ущемленной. Поэтому исчезло все, что с этим было связано – коляски, пеленки, пупсы.

О том, что девочка все же должна вырасти и стать матерью, вспомнил педагог А. Н. Антонов и написал статью, где призывал вернуть куклы девочкам, чтобы они знали свое природное предназначение. Научить их играть с пупсами так, чтобы это было начальной подготовкой к материнству. Он посчитал, что приобретая навыки пеленания и ухаживания в дошкольном возрасте, это остается на всю жизнь. Воспитатели в садах, предлагая детям поиграть в куклы, следили, чтобы действия соответствовали поведению хорошей матери. Когда девочка бросала куклу и шла заниматься другим делом, ей указывали, поступает ли ее мама таким образом, или могло бы ей понравиться, когда ее оставляют одну. Пристыженная девочка возвращалась к своему пупсу.

Под конец 20-х уже и Рыбников стал рекомендовать родителям, чтобы они покупали детям мини кухонные наборы, утюги, кастрюльки, детский ткацкий станок и другое. Но это не совсем отвечало воспитанию будущего строителя социализма. Появилась критика, что таким образом трудно вырастить борца за новое светлое будущее.

Внешний вид кукол 30-х годов: ужасный образ


Куклы, производимые в СССР. / Фото: boxbat.ru

Куклы, производимые в СССР. / Фото: boxbat.ru

Междуведомственный научно-художественный совет по игрушкам был основан в 1930 году, и он отвечал за то, что появлялось на полках магазинов. Отмечалось, что советская игрушка еще имеет мещанские характеристики и религиозный душок, а также плохое художественное оформление. Была поставлена задача перед производителем: создать большевистской рукой новую игрушку с идеологическим и интернациональным смыслом.

Члены совета были возмущены, что в магазинах до сих пор продаются мещанские куклы, а новые не имеют эстетической и моральной привлекательности. Так, матрос мог быть в образе пьяного, красноармеец в виде копилки, а крестьянка – с сильно разукрашенным лицом. Зайчик в платье был признан как не соответствующий реальному типажу, пупса назвали уродцем, изображающего ребенка, у которого косые глаза и раздутый живот. Но и красивую куклу-модницу Евгения Флерина назвала «барышней-белоручкой» с убогим одеянием.

Как менялось отношение и налаживалось производство кукол в СССР


Фабрика кукол в СССР. / Фото: ru.pinterest.com

Фабрика кукол в СССР. / Фото: ru.pinterest.com

С годами жизнь советского человека улучшалась, и уже перестали остро реагировать на комфортные условия, хорошую меблировку дома и другие составные элементы уюта в доме и в быту. Поэтому куклам тоже разрешили иметь несколько одеяний. Но понятие фарфоровая кукла больше не вернулось, оно было заменено на «нарядную куклу». То же самое было и с гардеробом. Вместо старого «приданого куклы» оно стало называться сухо «набор кукольной одежды».
Приданое кукол до революции 1917 года. / Фото: babiki.ru

Приданое кукол до революции 1917 года. / Фото: babiki.ru

Качество советской куклы оставалось еще плохим – голова из папье-маше, руки на шарнирах, что требовало осторожного с ней обращения. Самыми дорогими и качественными куклами были те, у которых могли закрываться глаза, двигались руки и ноги, снималась обувь. Но они стоили дорого – 50 рублей. Для сравнения – обычная кукла, с пришитой одеждой к туловищу, неподвижными конечностями, с нарисованными на ногах обувью и носочками стоила 4 рубля. Но при этом лица разрисовывались чересчур ярко.
Магазин игрушек в СССР. / Фото: smolbattle.ru

Магазин игрушек в СССР. / Фото: smolbattle.ru

С 1935 года было расширено производство игрушек. Куклам отводилась прежняя роль в играх, поэтому их вид значительно улучшился. Они уже имели несколько нарядов, съемную одежду, двигающиеся конечности. Они даже стали разделяться по возрасту – у пупсов была одежда младенцев, у дошкольников – фасон платья с кокеткой, а у более старших – соединение деталей одежды на талии. Таким образом подчеркивался возраст. Создавались бумажные нарисованные куклы, которых можно было вырезать, и к ним полагался набор одежды. Проявляя фантазию, школьники могли даже сами рисовать своим куклам красивые наряды.

Для воспитания интернационализма изготавливать стали наборы кукол, в которые входили фигурки разной национальности, причем каждый был одет в свою традиционную одежду. Также были наборы солдатиков, милиционеров, парашютистов и другие, представляющие разные специальности.

Куклы в СССР возрождались снова, но долго имели примитивный вид и были сделаны из простого материла. Для мальчиков производили машинки, хотя и их приучали играть в куклы в детских садах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








838
23.06.2024 15:11
В закладки
Версия для печати




Смотрите также