По воспоминаниям самого ювелира, оставившего записки-мемуары о жизни в Российской империи, его родители были очень бедными людьми. Родился он в 1716 году в семье французских гугенотов. Его отец Этьен Позье, видимо от безысходности, взяв своих двоих старших сыновей, отправился в Россию. Его родной брат Пьер уже находился в этой стране – работал хирургом в Санкт-Петербурге. Причем служил он при дворе и, вероятно, Этьен рассчитывал на помощь родственника. Учитывая, что шли они пешком, то по времени это заняло полтора года.
Конечно за это время они пересекли множество стран. Со временем, когда у них закончились припасенные средства, глава семейства оставил старшего сына, устроив его в подмастерье к ножовщику. Так, судьбы братьев навсегда разошлись и Позье больше никогда не видел своего старшего брате Филиберта.
Однако других представителей семейства в России тоже не ждали положительные перемены. Сначала они, обустроившись у родственника, жили в его крошечной комнате, а затем, в поисках лучшей жизни, двинулись дальше по стране, однако попытав счастья, снова вернулись в Москву. К тому же, к этому времени стало стремительно ухудшаться здоровье старшего Позье. Практически сразу по приезду в Москву, его состояние ухудшилось настолько, что он находился на грани жизни и смерти. Однако отошёл они в мир иной с легким сердцем, узнав, что сына взяли учеником к петербургскому огранщику драгоценных камней, французу-ювелиру Бенуа Граверо. Именно с этого факта начинается история Жереми Позье, прославившегося в Российской империи как искусный ювелир.
Путь великого ювелира
Табакерка изготовления Позье. / Фото: www. ru.pinterest.com
У мастера Позье обучался семь лет и за это время достиг больших успехов, доказав, что имеет явный талант в этом направлении. Граверо, понимая, что у юноши настоящее дарование, постепенно поручает ему и важные заказы, а крупные и важные заказчики остаются весьма довольны уровнем исполнения работ.
В то время, когда императорствовала Анна Иоановна, шла активная торговля между Россией и Китаем. Раз в три года, когда приходил большой караван, начинался подбор товаров, подходивших для этих целей. Среди этих товаров были и драгоценные камни. Императрица, будучи дамой, падкой к украшениям, решила, в качестве развлечения посмотреть, как обрабатывают камни мастера. Практически рядом с ее покоями оборудовали мастерскую, в которой работал Граверо, а вместе с ним, конечно же и Позье.
Императрица, которая была весьма любопытной дамой, проснувшись поутру, заглядывала в мастерскую, где заставала не мастера, но его подмастерье Позье. Она сумела разглядеть в нем и личные качества, и безусловный талант, так что к следующему каравану юноша уже лично помогал ей отбирать драгоценные камни, достойные торговли.
Именно покровительство императрицы сделало начинающего ювелира весьма популярным, знать выстраивалась в очередь за его украшениями, его изделия было модно преподносить в качестве подарков, он создавал фамильные реликвии для многих аристократических семей, так постепенно и став придворным ювелиром. В этот период при дворе как раз разгорались активные подковерные игры. Анна Иоанновна завещала престол сыну племянницы, которому на тот момент было два месяца и престол достался Елизавете Петровне. Это обстоятельство зародило множество революционных течений, как и любой процесс смены престола.
Новая императрица
Елизавета Петровна. / Фото: www. artguide.com
Несмотря на смену власти, Позье, который обладал удивительной способностью ладить с людьми, смог не просто сохраниться на плаву, но даже укрепить свои позиции. К моменту вхождения на престол Елизаветы, Позье имел тесные дружеские взаимоотношения со многими ее поверенными подданными, которые замолвили за него словечко, порекомендовав его не только как первоклассного специалиста, но и как надежного человека. Новая же императрица имела явную слабость к ювелирным украшениям, что было лишь на руку нашему герою.
Именно в эту пору начинается та самая роскошная жизнь Позье-ювелира. У него была огромная мастерская, с большим штатом сотрудников, в числе которых были не только мастера огранки, но и те, кто занимался драгоценными металлами. У него был налажен экспорт украшений из-за границы, которыми он тоже торговал.
С императрицей Елизаветой ювелир был в прекрасных отношениях, создавал для нее индивидуальные украшения, которые стали культовыми в мире ювелирного искусства. Среди них золотая табакерка, инкрустированная бриллиантами и сапфирами, серия цветочных букетов их камней. Ордена, украшения, сувениры в качестве подарков иностранным дипломатам тоже были изготовлены ювелиром.
Именно в эту пору намечается расцвет этого ремесла, применяются различные техники и способы, развиваются новые направления. Именно Позье придумал как менять оттенок камней от холодного к теплому, подкладывая под них фольгу.
Ювелир в ту пору стал одним из самых влиятельных придворных, считавшихся одним из наиболее приближенных. Когда Елизавета находилась в тяжелом состоянии из-за болезни, он был одним из немногих, кто имел доступ в ее покои.
Императрица номер три
Екатерина Алексеевна. / Фото: www.pl.pinterest.com
востребованности еще не достиг своей вершины. К тому же, к похоронам императрицы, в обход своего учителя он смог сделать погребальный венец, который лучше подошел на голову усопшей, нежели тот, который сделал Георг. Секрет был прост: он сделал регулируемый размер.
Настоящее признание пришла к нему с Екатериной Алексеевной – супругой Петра Третьего. Именно после ее одобрения за ювелиром и закреплялся статус «трех императриц». Наивысшим его уровнем творений были вечные букеты из драгоценного металла и камней, которые имели широкую популярность среди дам высшего света. Чаще всего их использовали в качестве брошей.
Табакерки, столь популярные среди дам высшего общества, тоже были частью его творений. Он вставлял в них крупные камни, использовал чеканку, украшал орнаментом – в общем, делал все, чтобы табакерки стали не просто местом хранения табака, а модным аксессуаром.
Ему же было поручено выполнение венца для коронации императрицы он получил сразу после смерти Петра Третьего. Императрица торопилась, нужно было успеть всего за пару месяцев. Она предоставила ему все возможности и разрешила использовать детали драгоценностей, которые уже вышли из моды. Именно тогда Позье испробовал свой уникальный метод – создал восковый аналог и на нем определил угол расположения камней, при котором бы их достоинства заиграли в новом свете.
Букет от Позье. / Фото: www.Pinterest.ru
Главным камнем короны императрицы служил камень 1676 года, купленный в Пекине. Это благородная шпинель яркого красного цвета была похожа на рубин, на тот период оба вида камня назывались лалами и не различались между собой. Корона получилась довольно тяжелой, но будущая императрица осталась довольна и согласилась на то чтобы проносить ее всю церемонию.
Именно эта корона стала символом власти на многие десятилетия после. Впрочем, именно она стала его последней известной работой, по-крайней мере в России. Часто клиенты, даже после получения заказа, не спешили расплатиться с ювелиром, а учитывая уровень людей, с которыми он работал, он не смел настаивать.
Позже он неожиданно бежит в Европу вместе со своей семьей, вернувшись в родную Женеву. Жена и взрослые дочери последуют за ним. Свое бегство он аргументировал просто: за много лет, которые он провел, будучи приближенным ко двору, он очень устал от интриг, переворотов и прочих сплетен.
Реликвии Романовых были в числе тех, что попали в руки нацистов, которые, предчувствуя свой конец, под финал войны, стали вывозить золото и драгоценности из страны в виде сковородок, автомобилей и других неожиданных вещей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: