Чашечка горячего чая – это то, чего так не хватает холодной осенью! Как гласит известный мем, у слова «чаепитие» такое уютное звучание, что никакие вечеринки и рядом не стояли. Стоит сказать «чаепитие», и в памяти возникает столик под раскидистой яблоней, теплый свет, запах меда, или же – кухня в бабушкином доме, кружевные салфетки и свежая выпечка… А как насчет чаепития с известными художниками?
Исидор Верхайден, «Вечерний чай»
Вечерний чай.
Как хорошо иногда уделить себе минутку, отдохнуть от повседневной суеты и выпить чашечку чая в тишине и покое! Так и сделала юная героиня полотна Исидора Верхайдена «Вечерний чай». Исидор Верхайден – бельгийский художник-модернист, писавший преимущественно пейзажи, однако работал и в жанре портрета, и в жанре натюрморта. Характерная для раннего периода модернизма сдержанная цветовая гамма придает сцене особую атмосферу уюта. На столе, покрытом белоснежной скатертью, перед ней – чудесно прописанный сервиз, блестящий кофейник, выпечка, но важнейшая часть композиции – пышный букет цветов. Девочка, делающая глоток чая, теряется рядом с ним, будто бы прячется, чтобы побыть наедине со своими мыслями.
Николай Фешин, «Чай в Санта-Монике (Портрет миссис Краг)»
Чай в Санта-Монике.
Картина написана в 1923 году – именно тогда русский импрессионист Николай Фешин переехал с семьей в США, где прожил всю оставшуюся жизнь. Американский период Фешина был довольно успешным. Не зная языка (переводчицей выступала его жена, освоившая английский за пять месяцев), он быстро интегрировался в художественную среду Нью-Йорка, проводил мастер-классы, рассказывал о собственном философском понимании искусства, участвовал в выставках – его работы хорошо продавались. Там он, уже известный портретист, продолжил экспериментировать в жанре портрета. Его портреты всегда отличала экспрессия и смелость живописной манеры, соответствовавшая взрывному характеру самого художника.
Далеко не все портреты американского периода были созданы на заказ. Например, миссис Краг, запечатленная на полотне «Чай в Санта-Монике», энергичная женщина в насыщенно-синей блузе и строгой черной шляпе - гувернантка девятилетней Ии, дочери Николая Ивановича. Она нарочито позирует художнику, но в то же время смотрит на него живо и заинтересованно. В дальнейшем, перебравшись в небольшой городок Таос, Фешин писал портреты местных жителей – представителей коренного населения США.
Жан Батист Симеон Шарден, «Женщина, пьющая чай»
Женщина, пьющая чай.
Шарден, представитель рококо и сентиментализма в живописи, писал камерные натюрморты и сцены скромного домашнего быта. Его герои сосредоточены на своих повседневных занятиях – пьют чай, рисуют, возвращаются с рынка с покупками… Шарден часто обращается к сюжетам из жизни третьего сословия и прислуги, демонстрируя тяготы и радости «честной бедности», но и не становится «певцом простого народа». Зато по его работам, представителей каких классов они бы ни изображали, можно судить о нарядах его современниц и утвари в их домах. Героиня картины «Женщина, пьющая чай», одетая просто, но элегантно, сидит у красивого столика в стиле шинуазри и задумчиво держит в руках фарфоровую чашку. Мы можем разглядеть узор на посуде, ощутить гладкость ткани платья, красный лак столика – Шарден выступает документалистом эпохи.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Едоки картофеля и короли Испании: Такие разные семьи на картинах известных художников.
Винченцо Иролли, «У окна»
У окна.
Совсем другая обстановка – в картине Иролли «У окна». Итальянский живописец Винченцо Иролли был близок стилю группы маккьяйоли – бывших участников национально-освободительного движения Гарибальди, которые и в живопись привнесли идею свободы, протеста, борьбы с закосневшим академизмом. Группа маккьяйоли – это, по сути, итальянские импрессионисты, их полотна полны солнечного света, скорости, движения, ярких всполохов цвета. Иролли работал уже позднее и писал сдержаннее, но в той же живой, быстрой манере. Картина словно разделена на две части – слева героиня в черном, задумавшись, держит чашечку чая, а справа, за распахнутым окном, мир, полный воздуха и свежести. В углу картина в позолоченной раме, скрытая тенью – быть может, исполненный печали символ.
Константин Коровин, «За чайным столом»
За чайным столом.
Однако далеко не все любят пить чай в одиночестве. Что может быть прекраснее, чем встретиться с близкими людьми за чашечкой чая? «За чайным столом» Коровина – зарисовка из загородной жизни в деревне Жуковка. Все портретируемые домашние Василия Поленова, который был учителем и другом художника. Полотно пронизано солнечным светом и теплом летнего полдня – и, конечно, может согреть в холодные ноябрьские деньки.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как писали золотую осень художники прошлого: Принцессы среди листвы, виды Оки и не только.
Мэри Кассат, «Чаепитие»
Чаепитие.
И еще немного модернистской живописи. Среди импрессионистов было немного женщин (обычно искусствоведы выделяют четырех – Кассат, Бракемон, Гонсалес и Моризо), но именно они затрагивали темы, которые не особенно волновали мужчин. Тихий домашний быт, повседневность во всей ее простоте и интимности, теплые отношения между близкими женщинами, материнство… Женщинам того времени – «приличным» женщинам – не рекомендовалось посещать кафе, так что поболтать за чашечкой чая они могли лишь в собственных гостиных. Картина Мэри Кассат «Чаепитие» и переносит нас в такую гостиную с яркой, броской обстановкой. Блестящий сервиз – семейная реликвия Кассат. Именно эта буржуазная обстановка и при этом живая, несколько грубоватая манера письма вызвала шквал негодования – картину называли неоконченной и плохо прописанной, но ее приобрел друг Эдгара Дега, коллекционер Анри Руар.
Лукиан Попов, «Чаепитие в саду»
Чаепитие в саду.
Лукиан Попов — российский жанровый живописец конца XIX века, поздний передвижник, ученик Маковского, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, уроженец Оренбурга. В его сцене чаепития среди зеленых деревьев, в саду, залитом солнцем, женщины предаются спокойной увлеченной беседе. В динамично прописанном фоне и бликах солнечных лучей на белоснежных блузах героинь чувствуется влияние импрессионизма.
Впрочем, далеко не всегда чашка чая способна удоветворить нашу тягу к теплу. Как насчет поездки в теплые края - или, по крайней мере, нескольких картин на эту тему?
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: