История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Барышни XIX века не так уж сильно отличались от современных: им так же были нужны внимание, признание, свидетельства симпатии со стороны подруг и, само собой, сердечная тайна, которая выражалась в иносказаниях и символах – часто поэтических. Сейчас для этого используются социальные сети, тогда – альбомы, достаточно интимные, но не закрытые от других рукописные книги.


История появления альбомов



В отличие от дневников, закрытых от чужих глаз, альбомы создавались, чтобы быть показанными – друзьям и близким, тем, кому тоже будет предложено оставить запись. Альбомы заполнялись «чужой рукой», но при этом несли на себе отпечаток личности владельца – ведь именно он определял, кого включить в свой ближний круг и чье творчество сохранить на память.

Немецкий штамбух

Немецкий штамбух


Само слово «альбом» имеет древнеримские корни, а пришло в русский язык оно из французского языка. Те вещицы, что мы называем альбомами, существовали и в других европейских странах – в Германии они носили название «штамбух», в Англии – «кипсек». Они стали набирать популярность с XVII века – сначала у путешественников, которые скрепляли в книгу отдельные иллюстрации и записи, сделанные в походе. Позже альбомы стали делать студенты университетов: разъезжаясь, они оставляли друг другу записи на память, рисунки и просто автографы. Традицию переняли аристократические семейства, каждому гостю предлагалось расписаться в специальной книге и оставить там пару слов хозяевам дома.

Альбомы поначалу принадлежали лишь мужчинам

Альбомы поначалу принадлежали лишь мужчинам


Тогда это были массивные рукописные книги в кожаном переплете, с позолотой и бронзовыми застежками. На первой странице изображали герб семьи владельца этой рукописной книги – довольно продолжительное время ведение альбома было мужской прерогативой. Альбомы, принадлежащие женщинам, стали появляться лишь в девяностых годах XVIII века.
Может быть, как раз по этой причине спустя пару десятков лет общество захлестнула популярность альбомов, они играли исключительно важную роль на любом светском мероприятии.

Поднос с визитными карточками в доме-музее В.Л. Пушкина. Светская жизнь сама диктовала новые правила игры: альбомы приятно разнообразили званые вечера

Поднос с визитными карточками в доме-музее В.Л. Пушкина. Светская жизнь сама диктовала новые правила игры: альбомы приятно разнообразили званые вечера


Расцвет популярности альбомов



Альбомная культура переживала своей расцвет в период золотого века русской поэзии – когда творили и печатались А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов и другие гении, расширившие возможности русского языка и отечественного искусства. Альбомы стали покидать стены гостиных, сопровождая своих владельцев и владелиц на балы, в поездки и в дальние путешествия. На страницах появлялись переписанные стихи модных поэтов – в том числе и иностранных – например, Байрона, а часто – не переписанные, а сочиненные специально для альбома и начертанные рукой самого автора. Страницы часто украшали рисунки, акварельные наброски – ведь и художники тоже входили в круг общения хозяев альбомов.

О. Кипренский. Деревенский дворик (рисунок в альбоме)

О. Кипренский. Деревенский дворик (рисунок в альбоме)


Альбомы высшего света поэтому часто представляли собой настоящий сборник произведений искусства того времени, они включали в себя оригинальные сочинения и иллюстрации мастеров кисти и пера. Позже со страниц таких альбомов они перебирались в печатные издания и становились достоянием общественности, как это произошло, например, со множеством коротких стихотворений, мадригалов и эпиграмм Пушкина. Автор книги «Записки москвича», вышедшей в свет в 1828 году, П. Л. Яковлев писал: «Теперь редко найдете в них выписки из печатного или дурные рисунки цветов и домиков. В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов».

Из альбома Елизаветы Нееловой, современницы Пушкина, жившей в Царском Селе

Из альбома Елизаветы Нееловой, современницы Пушкина, жившей в Царском Селе


Многие альбомы, содержавшие автографы Пушкина и других известных поэтов, были утрачены, как принадлежавший Анне Керн и тот, что вела Екатерина Ушакова, к которой сватался поэт незадолго до помолвки с Н.Н. Гончаровой. Екатерина уничтожила альбом после своего замужества – слишком уж ревнивым оказался супруг. А вот альбом ее сестры Елизаветы сохранился, вместе со знаменитым Донжуанским списком Пушкина.

Донжуанский список Пушкина - результат альбомного творчества

Донжуанский список Пушкина - результат альбомного творчества


А вот такое альбомное послание Пушкин оставил Анне Керн - совершенно в духе времени:
Мне изюм
Нейдет на ум,
Цуккерброд
Не лезет в рот,
Пастила не хороша
Без тебя, моя душа.


Сочинить что-либо в хозяйский альбом – желательно в поэтической форме – было светской обязанностью гостя; и молодые люди, вращавшиеся в обществе, оттачивали навык написания стихов-экспромтов или же готовили их заранее. Выпускались даже печатные сборники, в которых можно было найти готовый вариант альбомных стихов – следовало лишь подставить нужное имя – имя владелицы. Провинциальные же дворяне не могли похвастаться таким количеством знакомств со знаменитостями, как столичные, и большую часть альбома занимали списанные с печатных изданий произведений, цитаты, перемежающиеся мадригалами хозяину или хозяйке.

Написать что-нибудь в альбом - было частой просьбой к гостям от его хозяйки или хозяина

Написать что-нибудь в альбом - было частой просьбой к гостям от его хозяйки или хозяина


А вот стихотворение М.Ю. Лермонтова в альбом Д. Ф. Ивановой - разумеется, написанное экспромтом:
Когда судьба тебя захочет обмануть
И мир печалить сердце станет —
Ты не забудь на этот лист взглянуть
И думай: тот, чья ныне страждет грудь,
Не опечалит, не обманет.


К двадцатым годам XIX века альбомы стали небольшими, изящными книжицами, их внешний вид был призван подчеркнуть тонкий вкус хозяина или хозяйки. Сафьяновый переплет с золотым тиснением, позолоченные накладки, сухие цветы – к оформлению альбома подходили серьезно. Существовали и некоторые неписаные правила его ведения. Первую страницу оставляли пустой – считалось, что открыть ее – к несчастью. В начале альбома записи делали родители и старшие члены семьи, обычно это были пожелания и напутствия владельцу или владелице альбома. Дальше страницы заполняли друзья и члены семьи, знакомые, те, кто становился объектом нежных чувств владельца и те, в ком он их вызывал сам.

На память оставляли и небольшие рисунки

На память оставляли и небольшие рисунки


Последнюю страницу, по традиции, оставляли для самых нежных строк. В самом низу располагались слова:
Кто любит тебя больше меня,
То пусть напишет ниже меня.


Эта салонная мода была всеобщей – кстати, и Онегин, по задумке Пушкина, вел свой альбом, и первоначальным замыслом поэта было включение его в текст романа.
Но для девочек, что взрослели и познавали мир, готовясь занять свое место в обществе, эти книжицы становились едва ли не главным советчиком, утешителем и развлечением, они демонстрировали статус их обладательницы – то, что во все времена оценивалось чрезвычайно высоко. А вдали от блестящего Петербурга провинциальные девушки довольствовались многочисленными записями подруг и списанными с романов цитатами. «Уездной барышни альбому» посвящены строки из Евгения Онегина, точно передающие сущность этой популярной в те годы традиции.

Альбомы в конце XIX века


Мода на альбомы к середине XIX века начала угасать, и постепенно они перемещались из светских салонов в ученическую среду – в женские гимназии и пансионы. Девочки выражали таким образом свои переживания, еще только формирующиеся представления о любви, потере, добре и благородстве. Альбомная лирика была целым направлением если не искусства, то во всяком случае стихотворчества. Не случайно первый сборник стихов Марины Цветаевой, вышедший в 1910 году, носил название «Вечерний альбом».

Семен Надсон, самый цитируемый поэт конца XIX века - начала XX

Семен Надсон, самый цитируемый поэт конца XIX века - начала XX


Обычно альбом гимназистки начинался советом матери – подчас довольно строгим. Согласно моде конца XIX века, страницы альбомов не обходились без крестов и кладбищенских сцен, а самым модным цитируемым поэтом был Надсон. Очень часто переписывались слова из популярных романсов. Соблюдали и неписаные правила относительно формы – страницы украшали виньетками, в качестве символов веры, надежды, любви рисовали крест, якорь, сердце; и даже с изобретением металлических перьев для письма в альбом все равно писали гусиными. Заполнялся альбом по-прежнему главным образом выражением любви и восхищения в отношении хозяйки.

Символы веры, надежды, любви

Символы веры, надежды, любви


Переписывались и модные тогда сочинения, ставшие уже фольклорными – первоначальный автор был забыт, а текст многократно изменен при распространении по девичьим тетрадям.
В понедельник я влюбился.
Весь-то вторник прострадал.
В среду я в любви открылся.
А в четверг решенья ждал.
В пятницу пришло решенье,
А в субботу разрешенье,
В воскресенье под венец
И любви моей конец.


А описание А.О. Смирновой-Россет, сделанное Пушкиным, дошло до нас благодаря его записи, сделанной в альбоме, и, несмотря на объемное эпистолярное наследие этой светской дамы, стихотворение "В тревоге пестрой и бесплодной..." дает, возможно, лучшую ее характеристику.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








18983
26.06.2019 13:30
В закладки
Версия для печати




Смотрите также