Избранные работы пионера дадаизма в нью-йоркской галерее Gagosian Gallery
В нью-йоркской галерее Gagosian Gallery c 26 июня по 8 августа пройдёт выставка пионера дадаизма, авангардного художника Марселя Дюшана (Marcel Duchamp). Дюшан по праву считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. О нём говорят как об изобретательном провокаторе и гениальном выдумщике своего времени.
Дюшан является автором занятного метода «реди-мейд» (от англ. ready-made, «готовый»). Именно он впервые представил зрителю предметы абсолютно утилитарного назначения в качестве галерейных экспонатов. Так, например, писсуар – объект, мало ассоциирующийся с искусством, стал по воле автора скульптурой «Фонтан» (1917). Для волшебного превращения потребовалась лишь поставить дату и подписать «скульптуру». На выставке Общества независимых художников писсуар демонстрировать отказались, сославшись на слишком уж вызывающий характер работы. Другими подобными арт-объектами с «невыразительным прошлым» стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914).
Именно Дюшан впервые представил зрителю предметы абсолютно утилитарного назначения в качестве галерейных экспонатов
За последние пятьдесят лет многие реди-мейды Дюшана были утрачены, однако стараниями кураторов выставки удалось собрать и отреставрировать то немногое, что осталось. Впрочем, и в период творческого расцвета идеолог дадаизма был не так уж продуктивен, а потом и вовсе практически полностью посвятил себя шахматам.
Несмотря на небогатое творческое наследие, Дюшана продолжают считать отцом искусства и крупной фигурой в мировом авангарде.
На выставке в Нью-Йорке можно будет увидеть знаменитую «Обнажённую, спускающуюся по лестнице» (Nude Descending a Staircase), «Велосипедное колесо» (Bicycle Wheel) на табурете и другие работы мэтра.
«Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (Nude Descending a Staircase)
Художник родился в 1887 году в Бленвиль-Кревоне (Франция). С детства Марселя окружала живопись – дед Дюшана, Эмиль Николя, был художником и гравёром. Интерес к рисованию проснулся у мальчика довольно рано – уже к четырнадцати годам Марсель мог похвастаться целой «галереей» рисунков, до нашего времени сохранились, правда, только несколько портретов его младшей сестры.
Знаменитый писсуар Марселя Дюшана
Первые серьёзные работы художника подражательны – заметно влияние импрессионистов. Однако, начиная с 1910 года, Дюшан пробует себя в авангарде. Работы этого периода искусствоведы относят к дадаизму и сюрреализму.
Велосипедное колесо. Марсель Дюшан
Работы культового фотографа и новатора фотоискусства Греты Штерн (Grete Stern), уникальны для своего времени. Её авангардные и немного психоделичные коллажи выглядят актуально даже сегодня, хотя с момента их создания прошло более семидесяти лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фонтан — идеальный пример концептуального искусства, получившего развитие в последующие годы. Не менее скандальной акцией, нежели экспонирование Фонтана, стала и другая работа Дюшана под интригующим названием . :)