C середины XX века в мире начался настоящий бум молодежных субкультур. Хиппи, панки, рокеры, готы и эмо: все они отличались только способами самовыражения, внутренней философией и мировоззрением. И все же всех их объединяло одно желание – выделиться из общей человеческой массы. Однако назвать молодежные субкультуры порождением современной цивилизации вряд ли будет правильно. Ведь еще в античной Греции и Древнем Риме существовали увлечения, объединяющие тогдашнюю молодежь.
Античные театралы
По мнению многих историков театр являлся едва ли не культурной визитной карточкой античной Греции. Без театральных представлений в ту пору не обходилось ни одно значительное событие: фестиваль, ярмарка или любой другой городской праздник. Ведь амфитеатры были абсолютно во всех крупных древнегреческих городах.
Древнегреческий амфитеатр / Фото: greekboston.com
Главной же сценой Древней Греции по праву считался афинский театр Диониса. Он мог вместить на своих трибунах более 2 тысяч зрителей. И довольно часто попасть на представление сюда было весьма проблематично – греки обожали театр и истории про грозных богов Олимпа, непобедимых героев Эллады, которые ставились античными театралами.
Спектакли в древнегреческих театрах всегда отличались красочностью и живизной сюжета. Для большего эффекта представления в нем использовались яркие наряды, маски, множество декораций, песенные хоры и актерские массовки. А вот главных актеров в каждом спектакле было всегда одно и то же количество – три. Причем это обязательно были мужчины (даже если предстояло играть откровенно женские роли).
Представление в древнегреческом театре / Фото: greektheatreactors.weebly.com
После спектакля под чествование восторженной публики античные актеры направлялись в храм, чтобы принести жертву богам искусства. Этими жертвами были театральные маски, использовавшиеся в прошедшей перед этим удачной постановке. Делали эти аксессуары сами театралы из глины, ткани и даже настоящих волос. Таким образом ученые и археологи предполагают, что сотни театральных масок, найденных во время раскопок в разных древнегреческих городах, скорее всего были «задействованы» в постановках не очень удачных пьес.
Естественно, успех театра не мог оставаться незамеченным среди греческой молодежи, которая, как и современные тинейджеры, тянулась ко всему популярному. Так в городах Эллады при местных театрах начали появляться античные молодежные объединения театралов. Организовывались они чаще всего молодыми людьми, которые постоянно принимали участие в театральной массовке, пели в хоре или помогали в изготовлении декораций. Самые активные участники такой античной молодежной «театральной тусовки» со временем пробивались на большую сцену, становясь известными актерами.
Активные участники молодежной театральной тусовки со временем становились звездами сцены / Фото: nosiarch.com
В отличие от древнегреческих театров, где в первую очередь ценились драматизм и сюжет спектакля, в Древнем Риме на первом месте были развлечения. Римляне разыгрывали целые комедии с привлечением большого количества актеров и массовки. И с каждым годом римский театр все больше становился похожим на вульгарный и даже пошлый балаган.
Так же менялось и отношение к актерам: если в античной Греции их почитали, то в Древнем Риме к ним относились, как к уличным паяцам. Если представление не нравилось толпе – актеров могли забросать помоями, унизить, избить и даже лишить жизни. Добавляло пренебрежительного отношения к древнеримским театралам и то обстоятельство, что они были освобождены от службы в армии. Следовательно, считалось, что выбирали себе такой способ зарабатывания на жизнь лишь те, кто тряcся над ней: трусы и слабаки.
Спектакль в античном театре. Фреска II века до н. э. / Фото: pinterest.com
Однако в римский театр стремились рабы империи. На это была веская причина – раб-актер, хорошо играющий в театре, запросто мог обрести свободу и стать полноправным римским гражданином. Таким образом даже в Риме при всей непрестижности профессии театрального актера находились настоящие профессионалы этого дела. А если есть кто-то, кто вызывает симпатию – обязательно найдутся и те, кто будет стараться подражать своему кумиру.
Древнегреческие бойскауты
В Древней Греции для подготовки молодежи к спортивным состязаниям (борьбе, гимнастике, гонках на колесницах) существовали специальные тренировочные лагеря – гимнасии. Для юношей было престижной обязанностью пройти обучение в них. Из истории известно, что 3 самых крупных гимнасии античного мира были расположены в окрестностях Афин, и носили названия «Академия», «Лицей» и «Циносардж».
Греческие гимнасии / Фото: brown.edu
Кроме спортивных тренировок греческие юноши изучали в гимнасиях дипломатию, риторику, философию, красноречие и правила этикета. С ними занимались самые известные преподаватели того времени: Аристотель, Платон, Перикл и Сократ. Обучение в гимнасиях было платное, но это не означало, что способным детям бедняков дорога сюда была заказана. «Чада» простолюдинов, которые не могли оплатить учебу, обязаны были после ее окончания несколько лет отработать по заключенному ранее контракту.
Сам процесс обучения в гимнасиях был весьма разноплановым и выстроенным на основе тесного взаимодействия между всеми учащимися. На ряду со спортивными состязаниями постоянно устраивались различные интеллектуальные соревнования и игры. По своей структуре древнегреческие гимнасии очень сильно похожи на современные скаутские лагеря, которые пользуются популярностью как в Америке, так и на европейском континенте.
Спортивные состязания юношей в Древней Греции / Фото: britannica.com
Совсем не удивительно, что многие исследователи античности проводят видимые параллели между древнегреческими гимнасиями и скаутскими организациями во многих аспектах. Следовательно, юношей-гимназистов Древней Греции вполне можно назвать своего рода первыми античными бойскаутами.
Спортивные фанатские группировки
Несмотря на то, что самым «фанатским» видам спорта – футболу, хоккею, бейсболу, не так уж много лет от роду, само современное понятие спортивных фанатов появилось еще несколько тысячелетий тому назад, в эпоху Древнего Рима. Первыми ярыми болельщиками стали завсегдатаи одного из самых популярных зрелищ римской эпохи – гонок на колесницах.
Гонки на колесницах в Древнем Риме / Фото: historyanswers.co.uk
Ради такого события люди часто бросали все домашние дела и ехали «за тридевять земель» на центральную арену империи – римский ипподром Circus Maximus. Вход на арену был свободен абсолютно для всех, даже для бесправных рабов. Естественно, такие масштабные события не могли не вызывать интереса у молодежи. Именно древнеримские «тинейджеры» и организовали первые в истории фанатские группировки, получившие названия «партизаны».
Со временем партизаны начали объединяться в «партии ипподрома» и толпой приходили на стадионы, чтобы поддержать своих любимцев-возничих. И если две партии случайно оказывались рядом на трибуне – они старались перекричать друг друга. Очень часто такие «перекрички» заканчивались потасовками, и даже кровавыми драками. Но и на этом противостояние группировок не заканчивалось.
Древнеримские болельщики на трибунах ипподрома / Фото: bbc.com
Многие фанаты имели при себе своеобразные «проклинающие амулеты» – свинцовые или каменные таблички с написанными на них всевозможными проклятиями в адрес соперников и их возничих, а также болельщиков из других партий. Археологи во время раскопок находят тысячи таких амулетов. Это означало, что древнеримские «ультрас» вели борьбу с соперниками на всех возможных фронтах.
Лихорадка спортивного фанатского азарта, как зараза, распространилась по всему античному миру. Достигла она и восточной столицы Священной Римской империи – Константинополя. И здесь противостояние фанатских «партий» стало особо яростным и жестоким. Сначала «ультрас» принялись убивать представителей других болельщицких группировок, потом жертвами начали ставать простые граждане. При этом многие преступления совершались сред бела дня на глазах у прохожих.
В кровавых стычках римских «партий ипподрома» страдали обычные люди / Фото: thecollector.com
Росла безнаказанность и наглость спортивных фанатов. В Константинополе, где жителям было позволено вслух высказывать свое мнение и принимать участие в управлении городом, фанатские партии стали реальной политической силой. Они организовывали митинги и протестные акции против неугодных им политических деятелей. Особенно пьянила такая «свобода» и вседозволенность молодых людей.
Самыми ярыми противниками в Византии были 2 партии иподромов – «Зеленые» и «Синие». К 30-м годам VI века противостояние этих группировок достигло такого пика, что римский император Юстиниан уже не мог не замечать этого. В 530-м году он издает приказ арестовать лидеров обеих партий. Чем развязывает настоящую фанатскую войну: восставшие партизаны (и «Синие», и «Зеленые») едва ли не сожгли и не разрушили весь Константинополь.
Реакция императора была жестокой и незамедлительной. Фанаты-бунтовщики, собравшиеся на городском ипподроме для провозглашения и коронации собственного правителя, оказались в западне. Ворвавшиеся на стадион легионеры устроили настоящую кровавую резню, в результате которой более 30 тысяч фанатов было убито. После этого события влияние «партий ипподрома» стало ослабевать. А с началом осуждения христианской церковью кровавых игрищ, спортивные фанатские группировки полностью исчезли.
Император Юстиниан жестоко расправился с распоясавшимися «партиями ипподромов» / Фото: sciencephoto.com
Таким образом можно смело сказать, что старания тинейджеров проявить собственную индивидуальность и самоутвердиться в обществе появилось еще в древние античные времена. Задолго до «золотого» для молодежных субкультур XX века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: