Социальные движения, флэшмобы   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0



Истинный хипстер никогда не назовет себя хипстером – не только потому, что термин этот носит несколько уничижительный характер и используется скорее для того, чтобы навесить не самый лестный ярлык на не самых «удобных» представителей молодежи XXI века. Парадоксально, но сами хипстеры и ярлыков избегают, и стереотипов сторонятся, и вроде бы претендуют на свободу самовыражения, креативность и независимость, – а все-таки попадают в ловушки глобальных трендов и поневоле следуют им. Хипстеры сороковых меняли восприятие мира – а удается ли это хипстерам-миллениалам?


«Дедушки» современных хипстеров


Название было когда-то дано особенно увлеченным поклонникам джаза и блюза – в те времена, когда сама эта музыка была чем-то революционным, а следовательно, требовала создание и соответствующего антуража от своих последователей, тех, что связывали большую часть своей жизни с новыми культурными реалиями. Если джаз играли в первую очередь чернокожие исполнители, то подражателями стиля жизни музыкантов были скорее белые представители среднего класса, юноши и девушки из хороших семей, которые приобретали для себя необычные для той поры, смелые костюмы, носили объемные пальто и широкополые шляпы, употребляли много алкоголя и веществ посерьезней, а к дружеским и любовным связям относились легко.

Хипстеры сороковых ходили в джазовые клубы, имели собственный сленг и недолюбливали общепринятые стандарты

Хипстеры сороковых ходили в джазовые клубы, имели собственный сленг и недолюбливали общепринятые стандарты


Это был, конечно же, бунт против устоявшихся порядков, общепринятых стандартов, десятилетиями навязываемых правил поведения. Джаз с его идеологией нонконформизма не мог не увлечь такую молодежь, которая позже изобрела и другие способы отгородиться от обывателей. Не только мода хипстеров, или «хепкэтов», выделяла их, существовал и собственный словарь, жаргон, служивший той же цели, что и все жаргонизмы – выразить определенное настроение или идею, обозначить свою принадлежность к некой общности, «узнать» своих. Позднее появятся хиппи – но пока, в сороковые и позже, слово предоставлялось поклонникам джаза.

На фото, которое называли изображением «путешественника во времени», попал американский хипстер 40-х годов. Источник: mirror.co.uk

На фото, которое называли изображением «путешественника во времени», попал американский хипстер 40-х годов. Источник: mirror.co.uk


«Бунтовали» не только на западе, чуть позже субкультура нонконформизма и скрытого протеста набрала силу и в СССР. Там молодых людей в ярких нарядах, с «нелепыми» прическами и «странным» музыкальным вкусом называли битниками (в шестидесятых) и стилягами (в семидесятых), предрекали, что те скоро продадут родину и вообще смотрели на них, мягко говоря, скептически. С хипстерами 2000-х годов получилось не так.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как «дети любви и цветов» перевернули историю: Малоизвестные факты о контркультуре хиппи 1960 - 70-х годов.

Протест, не похожий на протест


Если воспринимать любую субкультуру как проявление молодежного бунта, бунта против устаревших, ставших давно привычными этических и эстетических норм, то главной идеологией хипстеров следовало бы считать отрицание мэйнстрима, отказ от общих трендов, полная индивидуальность и независимость, непохожесть на других. Многое традиционно сводилось к моде и одежде: по выражению одного из исследователей феномена хипстеров, выглядеть им «надо было так, как будто ты никогда не смотрел телевизор».

Главные идеи хипстеров - креативность, уникальность, свобода самовыражения

Главные идеи хипстеров - креативность, уникальность, свобода самовыражения


Парадоксальным образом для попадания в образ хипстера нужно было как раз следовать ряду шаблонов. Сама идея протеста потихоньку превращалась в мейнстрим, а все больше «хипстерского» становилось частью новых реалий, перерождалось в очередную норму. Если одежда и аксессуары – то от малоизвестных дизайнеров или из секонд-хэндов, если кафе – то для веганов, если пиво – то крафтовое, если транспорт – то велосипед. А еще очки в массивной оправе, объемная, густая борода и усы, длинные челки, вязаные шапки, клетчатые рубашки, подтяжки, одежда оверсайз, тату, новинки из мира девайсов и прочее.

Хипстеры в некотором смысле «научили» мир самореализации в небольших, но очень многообразных нишах, открывая бесчисленное количество самых разнообразных стартапов – лишь бы предмет деятельности новоиспеченного предпринимателя был интересен ему самому и указывал дорогу к «правильному» будущему – будущему вне жестких рамок, навязываемых обществом. Быть может, поэтому за пару десятков лет, что оказались в распоряжении хипстеров, мир успел привыкнуть к разнообразию в жизненных укладах, в отношениях, во внешности людей, к тому, что разные нездоровые искажения вроде расизма, сексизма, эйджизма постепенно, пусть и медленно, уступают место провозглашению разного рода свобод.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кто такие девушки-флэпперы из 1920-х, чем они удивляли современников и к чему стремились.

Идеи, превращенные в товар, или новое мировоззрение?


Никакой социальной программы субкультура, именуемая хипстерами, никогда не предлагала, и вообще, по признанию многих исследователей этого феномена, сводилась она в основном к моде, к озабоченности прежде всего своим внешним видом и видимым образом жизни, а философия непохожести, уникальности получила развитие в продвижении многочисленных идей малого бизнеса и сама стала товаром. Вряд ли в этом смысле хипстеров можно по-прежнему называть нонконформистами.

Эстетика хипстеров оказалась востребована шире, чем можно было предполагать еще два десятилетия назад

Эстетика хипстеров оказалась востребована шире, чем можно было предполагать еще два десятилетия назад


Но, возможно, роль, которую сыграла такая молодежь 2000-х и 2010-х в построении нынешней картины будущего, довольно высока. Задаться вопросом об этике потребления и экологии, о равенстве возможностей, о конформизме и страхе идти против течения, о том даже, насколько одежда должна отвечать внутренним потребностям человека в самовыражении, даже если это противоречит традициям, – все это никак не может повредить осмысленной организации жизни в ближайшие десятилетия.

Как положено любой субкультуре, хипстеры завели и свой сленг, во многом основанный на словах из английского языка. Вообще родиной всего этого явления считается Бруклин, некогда один из рабочих районов Нью-Йорка, куда более доступный, чем дорогой Манхэттен. Теперь же это - один из самых интересных культурных центров мира. Вот, например, леди из Бруклина: Эксцентричная женщина, которая одевается исключительно в зеленый цвет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








4355
22.03.2023 12:17
В закладки
Версия для печати




Смотрите также