Как могло статься, что немецкая принцесса с сильным английским «акцентом» могла вдруг быть канонизирована Русской православной церковью? Православие и любовь к России завладели сердцем принцессы Елизаветы Гессен. Она посвятила свою жизнь бедным и больным, а в итоге была арестована и умерла от ран, жажды и голода, в страшных мучениях.
Как Елизавета Гессен-Дармштадская оказалась при русском дворе и чем покорила сердце великого князя Сергея Александровича
Елизавета Александра Луиза Алиса, дочь герцога Людвига IV Гессен-Дармштадского./Фото: i.pinimg.com
Полное имя принцессы – Елизавета Александра Луиза Алиса. Её родителями были великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV и принцесса Алиса, происходившая из рода Виндзоров и являвшаяся дочерью английской королевы Виктории. Елизавета считалась одной из самых красивых женщин своего времени. Красота её была особенно одухотворённой. Художники, пытавшиеся писать портреты княгини, не раз отмечали, что не могут отобразить во всей полноте её прекрасный образ: было в нём что-то неуловимое, без чего невозможно добиться нужного сходства с оригиналом.
Елизавета покорила сердце великого князя Сергея Александровича (сын императора Александра II и Марии Александровны), когда он приезжал в Дармштадт и гостил там подолгу со своей матерью. Она отвечала ему взаимностью. Не только красота юной принцессы пленила князя – он сразу почувствовал в ней родственную душу. И как покажет жизнь, они действительно были предназначены друг другу.
В 1884 году в Петербурге состоялось великолепное торжество по случаю бракосочетания великого князя Сергея. А по сложившейся традиции все немецкие принцессы, становившееся невестами и супругами великих русских князей, получали отчество Фёдоровна (в честь иконы Божией Матери Фёдоровская).
Через семь лет их счастливого, органичного брака Елизавета Фёдоровна осознанно и вполне самостоятельно принимает решение перейти в православие. Великий князь никогда не подталкивал её к этому, а лишь отвечал на её пытливые вопросы о вере, много читал вместе с ней, они совершили множество паломнических поездок по России, в Иерусалим и Палестину.
Людвиг IV так и не смог принять этот шаг своей любимой дочери, так же, как и большинство её дармштадских родственников. Но сама Елизавета Фёдоровна не могла больше оставаться протестанткой – эта вера больше не отвечала её духовным запросам, когда она узнала православие и смогла постичь его своим чистым сердцем. Теперь они вместе с её горячо любимым супругом могли причащаться Христовых тайн, одинаково предстоять перед Богом.
Кем была для Елизаветы Романовой Жанна д’Арк и благодаря чему немецкая принцесса стала любимицей москвичей
Красивая и сердечная по отношению к людям, Елизавета Фёдоровна стала любимицей москвичей: ездила в больницы, богадельни, приюты, помогала многим, облегчала страдания, раздавала еду и деньги./Фото: храм-медгородок-тлт.рф
В критических обстоятельствах, в которых оказалась Россия между двумя революциями – 1905 и 1917 года, примером самопожертвования во имя долга для Елизаветы Фёдоровны стала Жанна д’Арк. Но как по-своему интерпретировала она этот образ в своей жизни, показав духовную неисчерпаемость, свойственную великим русским святым! За годы пребывания в Москве, пока супруг выполнял обязанности генерал-губернатора, Елизавета Фёдоровна успела понять и сродниться с жизнью народа своей новой родины. Соприкоснувшись с её вековыми святынями, она стала её преданной до смерти дочерью.
Великая княгиня блестяще справлялась с ролью первой дамы светского общества, её любили, ею восхищались, но её не мог удовлетворить такой образ жизни. Поэтому с большой самоотдачей она начала заниматься благотворительностью, являясь патронессой множества благотворительных организаций. А в начале русско-японской войны Елизавета Фёдоровна возглавляла патриотичное движение помощи русским воинам.
В Кремлёвском дворце по её инициативе были устроены мастерские по пошиву и изготовлению всего необходимого для солдат на фронте. Стараниями Елизаветы Фёдоровны солдатам отправлялись не только необходимые во фронтовом быту вещи и подарки, но и походные церкви, чтобы у них была возможность помолиться и получить благословение священника на их ратный подвиг.
С большим воодушевлением к этой деятельности отнеслись москвичи, всё общество сплотилось в общем деле, стараясь помочь солдатам на фронте и в госпиталях. Повсюду успевала бывать великая княгиня, её присутствие вдохновляло других. А самое ценное было в том, что словно стёрлась грань между разными слоями общества в порыве единодушного желания помочь, принять участие. Москвичи обожали великую княгиню и безоговорочно откликались на её призывы о помощи.
Как Елизавета Фёдоровна смогла пережить смерть любимого мужа и почему простила убийцу
Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович Романовы./Фото: 1.bp.blogspot.com
Великий князь Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы. Революционные террористы давно приговорили его к смерти. Ведь для них он был олицетворением чуждого самодержавного строя, который им так хотелось поскорее разрушить. Вскоре после страшной трагедии Елизавета Фёдоровна пришла навестить в тюрьме террориста Каляева, убившего её любимого мужа. При его жизни великая княгиня старалась никогда не расставаться с ним. По признанию самого убийцы, пока она сопровождала своего супруга, он не мог решиться его уничтожить. Даже террорист, не давая себе в этом отчёта, испытывал благоговение перед чистой душой Елизаветы Фёдоровны, перед непонятной для него её духовной силой. Сама же великая княгиня пришла к нему, чтобы попытаться спасти его душу, чтобы он успел покаяться перед предстоящей ему казнью. Но этого так и не случилось, он не раскаялся.
Смерть дорого мужа стала рубежом, навсегда отделившим прошлую жизнь: Елизавета Фёдоровна больше не считала нужным оставаться частью придворного мира. Часть своего имущества она сдаёт казне, большую же его часть она направляет на дела благотворения, выделяя для себя лишь самый минимум.
Открытие Марфо-Мариинской обители и принятие пострига княгиней Елизаветой Фёдоровной
Марфо-Мариинская обитель, г. Москва./Фото: okoguide.com
Духовное служение, соединённое с деятельным служением ближним во имя Христа – вот что должно было по замыслу Елизаветы Фёдоровны лежать в основе общины, устройством которой она занялась. Учреждение подобного рода было новым словом в практике церковной благотворительности. Великая княгиня почувствовала, что обществу, теряющему веру, остывающему духовно, необходима благотворительность, одушевлённая евангельским духом, поставленная под церковный покров. Учреждённая ею Марфо-Мариинская обитель объединила под своей сенью сестёр милосердия из аристократического общества и из простого народа. По своей сути внутренне устроение обители было почти монастырским.
Сфера её деятельности: уход за больными, помощь бедным, призрение сирот. Здесь выхаживали даже самых безнадёжных больных, а в приют собирали самых отверженных детей, которых считали потерянными для всякого исправления. Многих подростков с Хитрова рынка спасли от повторения судьбы их много согрешивших и преступивших закон родителей. Любовь и христианское воспитание преображали юных бродяг в исполнительных, надёжных и честных тружеников артели посыльных, также организованной усилиями Елизаветы Фёдоровны. Ею же было инициировано открытие работного дома для молодых девушек, где они получали дешёвую (а иногда и бесплатную) квартиру, и бесплатные больница, амбулатория, столовая, курсы медсестёр, а в войну ещё и лазарет для солдат, тяжело раненных. Сёстры обители повсюду несли своими трудами и заботами мир и радость.
За что была арестована Великая матушка и как сложилась её судьба
Великая матушка, настоятельница Марфо-Мариинской обители./Фото: menswork.ru
Для России наступили такие времена, когда поднялась вся сила беззакония. За чудовищными брожениями пришла революция, опрокинувшая государственное устройство и весь многовековой уклад жизни страны. Конечно же, революционеры не могли не заметить такого явления, как Марфо-Мариинская обитель. Первые рейды комиссаров прошли благополучно для матушки и монахинь, как и в случае с террористом Каляевым, личность Елизаветы Фёдоровны оказала благотворное влияние на посетителей. Но это была лишь временная отсрочка.
Летом 1917 г. Шведским министром, приехавшим в Москву по особому поручению императора Вильгельма Кайзера (он всю жизнь был влюблён в Елизавету Фёдоровну) великой княгине было предложено покинуть Россию и получить защиту и помощь от немецкого правительства. На это она ответила, что принять такое предложение не может и хочет разделить судьбу русского народа.
В 1918 году на третий день Пасхи матушка была арестована и отправлена вместе с преданной ей сестрой милосердия Варварой и несколькими членами семьи Романовых в ссылку на Урал, в город Алапаевск.
18 июля заключённых отвели на заброшенную шахту, избили и сбросили их в неё. Затем забросали шахту гранатами. Но узники не погибли сразу. Проходившие рядом с рудником люди слышали херувимскую песнь, которую пели оставшиеся в живых.
Позднее Елизавета Фёдоровна была канонизирована русским духовенством (Соборами Русской Православной Церкви За Рубежом и Русской Православной Церкви). День поминовения преподобной мученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны Алапаевской – 5 июля. В молитвах, обращённых к ней, православные называют её «Красотой Церкви Российской».
Вместе с ней было причислено к лику святых ещё 5 священников, пострадавших от советской власти.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: