Легенде Голливуда, патриарху кинематографического клана и единственному режиссеру в мире, удостоенному двух «Золотых пальмовых ветвей» и шести персональных «Оскаров» Фрэнсису Форду Копполе в апреле исполнилось 84 года. Своей судьбой кинематографиста он обязан фильму Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир», который тронул молодого начинающего театрального режиссера до самых глубин души, заставив увидеть все возможности и перспективы искусства кино. Это открытие кардинально изменило все планы Копполы и сделало его величайшим мастером кинематографа, а миру подарило - культовые киношедевры.
Вся жизнь Фрэнсиса Форда Копполы прошла в бесконечных взлетах и падениях. "Он был и вечным банкротом в попытках уйти от уголовного преследования — и вечным миллионером в окружении сотни нахлебников. Баловнем кредиторов, легко пускающим чужие деньги на ветер — и своенравным бизнесменом, считающим каждый цент. Философом, создателем изысканных кинопритч, и крупным виноделом, поставляющим свою продукцию в самые фешенебельные рестораны. Кроме того Коппола — сценарист, оператор, монтажер, прокатчик, музыкант, филолог-славист, отец и Крестный отец",- и это ещё не всё, чем можно охарактеризовать седобородого мэтра с печальными глазами мудреца-мученика, а вместе с тем вечно юного и жизнерадостного авантюриста, который в свои 84 может дать фору ещё многим.
Фрэнсис Форд Коппола - культовый режиссёр, сценарист, оператор, монтажер, музыкант.
Это он был среди тех молодых и дерзких режиссеров, почуявших вначале 60-х ветер перемен, которые совершили в Голливуде настоящую революцию, которые привнесли в американский кинематограф свои новые идеи, правила и порядки. В 23 года Коппола снял свой первый фильм, а через 10 лет на мировые экраны вышел его культовый «Крестный отец 1». И это было только началом длинного пути на вершину славы.
Фрэнсис Форд Коппола обладатель шести персональных «Оскаров» и двух «Золотых пальмовых ветвей».
За свою режиссерскую карьеру автор культовой мафиозной саги шесть раз поднимался на сцену Американской киноакадемии, чтобы получить очередную статуэтку Оскар. Помимо этого Коппола был удостоен двух «Золотых пальмовых ветвей» и множества других самых престижных наград в сфере кино.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Из-за чего передумали номинировать на «Оскар» фильмы Чаплина, Копполы и других культовых режиссёров.
Как всё начиналось
Потомок итальянских иммигрантов в третьем поколении родился 7 апреля 1939 года в Америке. Бабушки, дедушки и родители Копполы – были людьми яркими и творческими. Его отец — Кармайн Коппола – профессиональный музыкант, мама – Италия Пеннино – играла на флейте в симфоническом оркестре; дед по матери – неапольский композитор Франческо Пеннино, старший брат – Аугуст Флойд – ученый-литературовед, писатель, профессор Калифорнийского Университета и музыкант, а младшая сестра Талия Роуз (Шайр) – известная киноактриса.
Семья Фрэнсиса жила в крупнейшем городе штата Мичиган – Детройте, а затем перебралась в Нью-Йорк, когда главе семейства предложили место флейтиста в оркестре основателя радиокомпании «Эн-Би-Си». Здесь, в боро Куинс прошли детство и юность будущей знаменитости. Правда, время это было не совсем радужное, поскольку ранние годы Копполы были омрачены болезнью, заточившей мальчика в четырёх стенах его комнаты. Он страдал осложнениями после полиомиелита.
Фрэнсис Форд Коппола в детстве и в молодые годы.
Оставаясь один на один со своими грустными мыслями, Фрэнсис часто организовывал театральные представления, чтобы хоть как-нибудь разнообразить свое существование. Главными действующими лицами спектаклей были куклы, а зрителями - брат с сестрой, а иногда и вся родня, которая восторженно принимала творчество юного дарования. И это придавало мальчику уверенности в собственных силах. Таким образом, будущий режиссер не только развлекался, но и развивал творческое воображение и фантазию, что поспособствовало непреодолимой тяге к театральному искусству в будущем.
Вскоре болезнь отступила, и Фрэнсис смог, наконец, пойти в школу. Однако учеником он был весьма посредственным. Его куда больше влекли кино, музыка, литература и техника. Влечение к последней объяснялось желанием досконально изучить любительскую кинокамеру, которую подарили ему родители. На неё парень снимал «домашнее кино», монтируя кадры на 8-миллиметровую пленку. В 1949 году десятилетний Фрэнсис Форд Коппола снял по собственному сценарию игровой фильм с участием родственников и соседей.
Юношеские увлечения Копполы дополняла музыка. Он одновременно посещал престижную частную школу и занятия музыкального отделения Военной Академии в Нью-Йорке, где играл на тубе и даже получал музыкальную стипендию. Была у парня и страсть к чтению. Сильнейшее впечатление оказала на него пьеса Теннесси Уильямса "Трамвай «Желание»", которую он "зачитал" до дыр.
От театра к кинематографу
Фрэнсис Форд Коппола в молодые годы.
После окончания школы, уже по-взрослому заинтересовавшись театром, Фрэнсис, несмотря на протест своего отца, который хотел, чтобы сын изучал инженерное дело, стал студентом драматического факультета колледжа Хофстра, где начал изучать театральную режиссуру. Однако в ущерб теоретическим курсам, он круглые сутки проводил в студенческом театре, где был одновременно драматургом, режиссером, актером и художником многочисленных постановок, которые пользовались большим успехом в студенческой среде. А ещё параллельно молодой Коппола возглавил студенческую газету «Слово», где был не только редактором, но и репортёром. В каждом номере можно было прочесть его статьи под звучным псевдонимом «Франсуа-Мари Аруэде Коппола».
Фрэнсис Форд Коппола.
Однако незадолго до выпуска свершилось то, что кардинально изменило жизнь будущей знаменитости. Коппола на большом экране посмотрел фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир» (1927) и был настолько глубоко поражён увиденным, что тут-же решил: его будущее в кинематографе. В особенности его потрясло качество монтажа киноленты.
Теперь театр ему казался слишком скучным, Нью-Йорк слишком провинциальным, а предметом грёз и центром вселенной на его горизонте нарисовался Голливуд. Так, в 1960 году, получив диплом бакалавра, Коппола поступил в Киношколу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Но справедливости ради, нужно сказать, что вскоре и эти стены для него оказались слишком тесными: теорию наш герой по-прежнему игнорировал, посещал лишь занятия руководителя курса Дороти Арцнера. А как только Коппола отснял свою первую самостоятельную короткометражную работу — «Аямонн Грозный» — так и вовсе решил покончить со скучными занятиями.
Первые шаги и первые триумфы
Назревавшая в Голливуде сексреволюция втянула Копполу ещё в одну авантюру - порно-индустрию. В то время максимум, что было разрешено на экране — изредка мелькающая обнаженная женская грудь. Но наш герой снял короткометражку с совершенно «голыми девочками», и цензура, безусловно, отнеся её к разряду «секспродукции», запретила к показу на большом экране. Тем не менее, на этом эксперимент в сфере секскино не закончился. Коппола разными хитростями протаскивал на экраны свои детища, вызывавшие у публики неподдельный интерес, а у критиков - порицания.
Фрэнсис Форд Коппола на съемочной площадке.
Однако вначале 1960-х Фрэнсис, выйдя на новый виток карьеры, уже ассистировал известному режиссёру Роджеру Корману, с которым снял несколько картин. Триллеры, вестерны и драмы стали прекрасной профессиональной школой для начинающего режиссера. На съемочных площадках кормановской студии Коппола испробовал все профессии, связанные с индустрией кино за исключением разве что актерской. Но в один прекрасный день наш герой понял, что и здесь ему тесно...
В 1963 году Коппола самостоятельно снял полнометражный фильм — «Безумие-13», который стал его первым хитом, а также поистине легендарной лентой в своем жанре. Первый же его настоящий триумф случился в 1969-м, когда картина «Люди дождя» получила главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне.
Однако в историю Голливуда Коппола впишет свое имя золотыми буквами как создатель «Крестного отца», снятого по одноимённому роману Марио Пьюзо, с Марлон Брандо и Аль Пачино в главных ролях. Картина взяла в 1973 году два «Оскара» - за лучший фильм и сценарий. В дальнейшем история «Крестного отца» получила ещё два продолжения. К слову сказать, первого в своей карьере «Оскара» Фрэнсис Форд Коппола получил в 1970 году за сценарий грандиозной военной драмы «Паттон».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 15 малоизвестных фактов об эпичной криминальной драме «Крёстный отец».
Личная жизнь Фрэнсиса Форда Копполы
Это просто удивительно, что непостоянный во всём Фрэнсис Форд Коппола всю жизнь женат на одной женщине. И живет он со своей супругой, связанный крепкими узами брака, более 60 лет.
Семья Фрэнсиса Копполы. С Элеонор и тремя детьми.
С Элеонор Фрэнсис познакомился в 1962 году на съемочной площадке. Свадьба влюбленных состоялась 2 февраля 1963 года в Лас-Вегасе, к тому времени невеста ждала первенца. Элеонор до знакомства с начинающим режиссером окончила университет в Калифорнии и со временем стала известна как режиссер документальных фильмов, а также как писатель и художник.
Фрэнсис и Элеонор за многие годы совместной жизни стали родителями троих талантливых детей. Старший сын Жан-Карло стал актером, он с раннего возраста снимался в фильмах своего отца. Именно с ним и произошла в конце мая 1986-го страшная непоправимая трагедия. В тот роковой день Жан-Карло со своим приятелем катались на скоростном катере и решили пройти между двумя лодками, не зная, что те соединены буксировочным тросом. Приятель в последний момент успел пригнуться, а младшего Копполу задело тросом, и он погиб. Дочь сына, родившаяся после его смерти, пошла по стопам деда, она сценарист и кинорежиссер.
Второй сын Фрэнсиса и Элеонор - Роман Франсуа известный в Америке режиссер видеоклипов. Он женат на певице Дженнифер Фурчес и вместе с супругой воспитывает 3 детей. Любимая дочь пары - София, также актриса.
Семья Фрэнсиса Форда Копполы.
Стоит также отметить, что Фрэнсис Форд Коппола приходится родным дядей известному американскому актеру Николасу Кейджу. С детства Николас носил известную фамилию своих предков, но в какой-то момент решил, что будет пробиваться по жизни самостоятельно. Он сменил фамилию и не прогадал.
5 самых известных зарубежных актёрских династий, которых обожают поклонники хорошего кино.
Жизнь сейчас
Сейчас Фрэнсис Форд Коппола и его жена Элеонор живут в своей усадьбе с виноградниками в округе Напа в штате Калифорния, которую режиссер приобрел для своей семьи полвека тому назад. Коппола еще в молодости мечтал создавать шедевры не только киноискусства, но и виноделия. И ему это удалось. Сегодня в его винодельнях производится более десяти сортов вин. Игристое вино Sofia он назвал в честь своей дочери Софии.
Френсис Форд Коппола - культовый режиссёр, сценарист, оператор, монтажер, музыкант.
Легенда кинематографа последнее 10-летие практически отошёл от кинематографических дел. В 2011-2012 вышли, казалось, последние его проекты - фильм ужасов "Между" и приключенческая драма "На пороге". Однако в ноябре 2022 года Коппола выступил в качестве сценариста, режиссера и продюсера в эпическом научно-фантастическом проекте "Мегалополис". Работу над фильмом планирует закончить к концу этого года. И как знать, может эта картина станет не только номинантом на высокую награду киноакадемии.
Из года в год режиссеры и сценаристы, операторы и художники, актеры и актрисы продолжают свой марафон на Олимп Голливуда, вынося новые проекты не только на суд зрителей, но и киноакадемиков, которые вершат их судьбы. А вот кто из них стал обладателем премии «Оскар -2023» на 95-й церемонии, в нашей публикации.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: