Долгие годы вечером 31 декабря советские граждане замирали перед телевизором в ожидании «Голубого огонька». Радушные ведущие, веселые песни, непринужденное общение, конфетти, серпантин и «Советское шампанское» … Все знали, что песенные премьеры, исполненные в программе, обязательно станут хитами на десятилетия вперед. За право появиться в телепередаче боролись даже самые популярные советские исполнители. И, надо сказать, везло далеко не всем! К примеру, одно время сняться в «Голубом огоньке» не удавалось Валерию Леонтьеву и Эдите Пьехе.
Первые замыслы и почему «Огонек» голубой?
После каждого выхода «Голубого огонька» модницы отправлялись к портнихам. /Фото: m24.ru
Официальная версия появления «Огонька» следующая. Летом 1962-го главный редактор музредакции получил от ЦК КПСС задание придумать главную в стране музыкально-развлекательную телепрограмму. На тот момент значимость телевидения для провластных интересов была огромной. Кто-то из верхушки приметил на Шаболовке молодого и перспективного сценариста Габриловича, который на ходу придумал для будущей передачи формат кабачка, куда актеры сходятся после вечерних спектаклей и расслабляются в непринужденной атмосфере под забавные истории и добрые песни. Вольная обстановка, по замыслу сценариста, легко достигалась серпантином, «Советским шампанским» и расставленными по столикам традиционными угощениями.
В стартовом году телепроект выпускался настолько активно, что материала хватало на еженедельные показы. Когда же задор создателей поиссяк, за ним закрепилась роль главной развлекательной программы Советского Союза в Новый год. Впервые «Огонек» вышел на новогодние экраны 31 декабря 1962-го. Первые десять лет его существования авторы придумали и реализовало все то, чем по сей день живет развлекательное телевидение. Единственная разница состоит в технологиях, а сами по себе идеи остались прежними. Да и трудно поспорить с этим фактом, даже бегло просмотрев современные новогодние передачи. В каждой из них исключительно то, что показывалось в «Огоньках» полвека назад.
Интересная история у самого названия. «Голубой» телепередача стала благодаря черно-белому телевизору. В начале 60-х годов массивный деревянный ящик с мелким экраном постепенно ушел в прошлое. А трендовый Александровский радиозавод стал выпускать «Рекорды». Их кинескоп значительно отличался от предшественников, от модели к модели увеличиваясь в размерах. Изображение хоть и оставалось черно-белым, но экран приобрел голубоватое свечение. Так любимая новогодняя передача и стала «голубой».
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как выглядели на экране и в реальной жизни 10 самых известных Снегурочек отечественного кинематографа.
Как снималась передача и настоящий алкоголь на столиках
Попасть на съемки не всегда удавалось даже звездам.
В «Голубом огоньке» все пели, танцевали и дискутировали на интересные темы. Телепрограмма сразу стала своеобразной отдушиной для советского человека, окном в красивый мир. Только там можно было увидеть знаменитостей вне официального образа в непринужденной, близкой к народной обстановке. К примеру, Валентину Терешкову за одним столиком с Юрием Гагариным, не спеша попивающих игристое и смеющихся над добрыми шутками юмористов.
До «Голубого огонька» советский зритель не знал, что такое фонограмма. После выхода первого выпуска возмущенные граждане завалили продюсеров жалобами: «Разве можно одновременно пить и петь? Может вовсе не Уразбаева исполнила песню, а кто-то вместо нее?» А все дело в том, что во время выступления в прямом эфире певица подошла к ближайшему столику и пригубила предложенный бокал шампанского. Но сделав неаккуратный глоток, закашлялась. А песня продолжала «петь». Так и состоялась первая встреча советского зрителя с фонограммой. А самым запоминающимся гостем «Голубого огонька», впрочем, как и космоса, стал Юрий Гагарин. Сегодня в сети можно легко ознакомиться с первой записью того новогоднего тоста. Впоследствии космонавт №1 выступил соавтором спецвыпуска телепередачи к Международному женскому дню.
Каждый отснятый выпуск новогоднего «Огонька» длился 2 часа, а подготовка к нему растягивалась на несколько месяцев – работа стартовала в августе. На первом этапе исполнители представляли номера, которые утверждались или же нет уполномоченными лицами. Непосредственно съемки программы должны начинались в сентябре. Но работы было много, технологии подразумевали длительные и кропотливые монтажные процессы. Поэтому пару раз случалось даже так, что монтаж завершался за несколько часов до наступления Нового года в дальневосточных регионах страны.
Заполучить право засветиться в конечном продукте было непросто. И в первую очередь играла роль здоровая конкуренция. До 20 претендентов соперничали за одно место. Интересно, что в первые годы во время съемок подавался настоящий алкоголь. Как рассказывал телеведущий Игорь Кириллов, шампанское на съемочной площадке уходило ящиками. И даже когда такую практику приостановили, гости все равно приносили алкоголь с собой, разогреваясь перед началом съемок. В 70-80-х алкоголь в кадре заменили на лимонад или цветную воду, а фрукты со сладостями – на аналоги из папье-маше.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:10 великолепных фильмов, которые подарят новогоднее настроение даже без оливье и ёлки.
Почему на «Огонек» не пускали Леонтьева?
Леонтьеву пришлось одеться поскромнее, чтобы попасть в кадр. /Фото: disco80.xyz
Конечно же, самая популярная в народе передача не могла не использоваться для продвижения нужных идей. Другое дело, что цели были далеко не самыми худшими. В «Голубом огоньке» дебютировал эстрадный номер фигуристов. Это резко повысило интерес граждан к фигурному катанию. Благодаря «Огоньку» обрастали популярностью и «правильные» юмористы. Мы и сегодня смотрим нарезки из новогодних выступлений той эпохи Аркадия Райкина, Штепселя и Тарапуньки, Романа Карцева, Александра Ширвиндта. Понятное дело, что их номера тщательно отбирались комиссией. Тематика непременно соответствовала линии партии и в нужном свете отражала «злободневные проблемы». Юмористы чаще всего высмеивали бюрократию, заводских «несунов», алкоголиков. Проходились и по неформальной молодежи, слепо подражающей западным хиппи и битникам.
Долгие годы за последней цензурной инстанцией «Голубых огоньков» стоял Сергей Лапин. Именно он решал, кому быть, а кому нет. Все знали, что Лапин точно не пропустит в кадр мужчин с бородой и женщин в брючном костюме. Много лет дорога на «Голубой огонек» была заказана Валерию Леонтьеву. Молодой и популярный певец выходил за форматные рамки из-за блестящих и обтягивающих костюмов, что выглядело, как копирование западных трендов. По все еще не выясненной причине не везло и Эдите Пьехе. Однажды выставили за ворота и завсегдатая передачи Мариса Лиепу. Позже оказалось, что балетмейстер отказал в нежных чувствах Галине Брежневой.
Святые часто бывали не совсем обычными людьми при жизни. Прочтите в другой нашей статье об одном из таких и узнайте, почему бросал камни в праведников и целовал углы домов грешников странный святой Василий Блаженный.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: