10.10.2021 10:52
Арт-объекты, в которые можно зайти, — явление, которое уже много лет не отпускает внимание людей по всему миру и уже успело оформиться в целое культурное направление. Владимир Мельничук, эксперт в сфере создания арт-пространств, креативный директор архитектурного бюро «Культ-строй» рассказал о том, почему в мире так мало необычных художественных пространств и в чем состоит сложность их создания.
Как зародилась культура художественных пространств?
Думаю, это связано с религиозными постройками. Если углубиться в историю и выявить первые подобные объекты в любой культуре, можно заметить, что это были храмы, в которые люди входили, чтобы обратиться к своим богам. Сама архитектурная конструкция, стены и изображения на них вызывали те или иные чувства и ощущения, и эта функция была явно запланирована теми, кто создавал эти объекты.
Я считаю, что исток этой культуры нужно искать именно в религиозном дискурсе, в первых храмах, в первых построениях, в которые человек мог зайти и погрузиться в определенное состояние.
В чем состоит их сложность для создателей?
Главная сложность — это сам объект. Разумеется, разработка концепции может быть тяжелой задачей сама по себе, но объект нужно ещё и построить, установить, обслуживать — это большие затраты. Художнику нужно помнить о своём времени и ресурсах, ведь соорудить что-то, что было бы гармоничным, работало как отдельный объект и снаружи, и внутри иногда и вовсе не представляется возможным. В своё время Жан-Франсуа представил свой маленький дом на фестивале искусств в Лилле — он, конечно, вызвал колоссальный интерес у гостей, но вместе с тем я знаю, как сложно было его реализовать.
Художнику стоит задаться вопросом: на какие жертвы он готов пойти, чтобы выразить то, что ему хочется? Я встречаю много талантливых людей, у которых есть интересные мысли и идеи, но нет средств на их реализацию. Я убежден, что в ближайшем будущем
мы сможем создать фонд, который поможет таким художникам реализоваться. Если вы когда-то были на моих объектах, то, наверное, обратили внимание на то, что там представлены интересные художественные произведения, я уделяю этому особое внимание. У нас гости могут посмотреть на работы Галиграфа, Shotsart, Юрия Шачнева. В петербуржском проекте присутствуют витражные работы Светланы Мурашкевич.
Насколько хорошо арт-пространства представлены в России?
Пожалуй, хорошо представлены только в Москве и Санкт-Петербурге. Опять же, это во многом вопрос финансирования. Если взять иностранные города развитых стран, большую часть их проектов финансируют частные лица. В России такие случаи единичны. Есть яркий музей «Эрарта». Или парк «Никола-Ленивец» — самый крупный арт-парк в Европе. Этот парк создала команда из 25 человек. Команда с очень глубоким культурным кодом. То, что они создали и создают — это шедевр в истории мировой культуры, парк, который сосредотачивает арт-объекты в Калужской области. Ещё есть замечательный липецкий парк «Кудыкина гора», который реализовала Юлия Уваркина. Это прекрасные примеры. Их мало, но о них можно говорить часами. К сожалению, у нас мало частного капитала, готового развивать это в своих регионах.
Моя миссия — доказать, что можно делать новую культуру, которая будет приносить плоды и становиться успешной.
Что нужно учитывать, когда планируешь создать свой объект?
Самое главное — это учитывать внешний контекст. Важно учитывать и цели, ради которых он создается. Если это мы развиваем ту или иную инфраструктуру, то первое, что необходимо — найти художника, который готов быть частью этой истории. В Нью-Йорке есть район Сохо, который был построен на основании одного арт-объекта, и он очень хорошо сработал. Вообще в Нью-Йорке это хорошо прослеживается: здесь и кавсовские фигуры, и огромный шар стоимостью около 1 миллиона долларов под домом лежит.
У создателей таких объектов есть свои цели: привлечь сюда больше туристов, сделать объект более дорогим и создать ассоциации с этим объектом в связке с тем или иным художником — у художника есть шлейф, при виде художника и его искусства у человека возникают определенные воспоминания и ощущения, связанные с этим художником. Когда искусство представляется как тот или иной объект, то уже и этот объект определяет контекст художника. Этот фактор очень сильно влияет на коммерческую часть. Это большой риск, на который идёт мало девелоперов, но те, кто идут и делаю это грамотно, в итоге запоминаются сильнее всего.
На что будет влиять выбор локации размещения?
На выбор локации размещения влияет несколько факторов. Безусловно, в первую очередь, это туристические потоки людей, проходящие мимо. Второе — экстерьер, он должен соответствовать нашему видению. Большие окна, большая входная дверь — все должно быть выдержано в стиле культурного объекта и создавать такое ощущение для человека, который проходит мимо.
Есть множество технических характеристик, которые необходимо учитывать. Например, для меня критически важна высота потолков, они должны быть высокими, это влияет на восприятие человеком искусства.
О каких трендах в этой сфере можно сейчас говорить?
По моему мнению, сейчас зарождается тренд на такие, если можно сказать, «объёмные» арт-галереи: пространства, в которых значение имеет абсолютно всё — свет, цвет, звук, определённое произведение искусства в том месте, где оно стоит, отделочные материалы — единое крещендо этих факторов доносит смысл идеи максимально ясно.
Каковы её перспективы?
Я считаю, для крупных городов подобные проекты имеют большие перспективы, они формируют новый культурный виток в обществе.
Но даже в некоторых маленьких городах открываются большие музеи современного искусства. Это говорит о том, что отдельно стоящий многофункциональный арт-проект имеет право быть в любом населённом пункте, исходя из конкретных расчётов и экономического обоснования.
Какой совет вы можете дать тем, кто планирует создать свой «перевёрнутый дом»?
Сделать его исключительно новым и не похожим на другие объекты.
Записал Юрий Збруев.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Интервью Ирины Кагран, выпускника курса "Современная керамика" БВШД 10.02.2022
- На Марсовом поле в Санкт-Петербурге появился арт-объект в виде 5-метровой фекалии 17.01.2022
- В Мультимедиа Арт Музее открылось первое биеннале «Искусство будущего» 30.12.2021
- В Москве прошла Лаборатория современного искусства 25.11.2021
- В Москве открылся фестиваль «Музейный гид» 16.09.2012