На Сенатской площади в Санкт-Петербурге находится, наверное, одна из самых легендарных достопримечательностей города. Это скульптура, изображающая Петра Великого верхом на коне. Памятник был установлен императрицей Екатериной Великой, как дань уважения её знаменитой предшественнице и из желания приобщиться к великой династии. Основателя города на Неве изваял специально нанятый французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Результат его трудов поражает великолепием по сей день. Мало кто знает какой огромный любопытный секрет скрывает под собой статуя Медного всадника.
Немного истории
Величественная статуя великого императора всероссийского Петра I принадлежит работе знаменитого скульптора Этьена Фальконе. Он был выписан специально для этой цели из самой Франции. Изначально памятник должен был выглядеть совсем не так. Место для скульптуры было определено самолично Екатериной II. Императрица решила, что Пётр будет стоять именно там, в центре великого города, который был им основан. Она же и решила, что он должен быть непременно верхом. У художника Николая Бельского, который сначала занимался этим проектом, было совсем другое видение. Екатерина обсуждала эту идею со знаменитым философом Дени Дидро, тот предлагал вариант с фонтаном. В конце концов, он и порекомендовал императрице Фальконе.
Медный всадник.
Скульптор приехал в Россию и сразу приступил к работе. Он сделал эскиз, где на высоком пьедестале из гранита величественно возвышается, сидя на коне, Пётр Великий. Он гордо взирает на основанный им город. Вместо седла у всадника шкура медведя — символ того, что государь очень близок к своему народу. Лошадь под Петром встала на дыбы, под её копытами затоптанная змея. Она должна была символизировать поверженных врагов императора. Голову правителя венчает лавровый венок, как ещё одна деталь, дополняющая образ победоносного военачальника и великого полководца.
Таков образ Петра Великого, воплощённый Фальконе.
Название величественной скульптуре подарил незабвенный Александр Сергеевич Пушкин в своей одноимённой поэме. На основе этого произведения создан балет, снято несколько фильмов.
Балет «Медный всадник».
Екатерина II до своего замужества за наследником великой династии Романовых была немецкой принцессой. Ей очень хотелось приобщиться к Петру Великому, как-то связать себя с его наследием. Поэтому проект должен был быть грандиозным и стал таковым.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какую угрозу несёт «Медный всадник», почему нельзя трогать сфинксов и другие 7 легенд Санкт-Петербурга
Громовой камень
Медный всадник стоит на огромном валуне. Как раз история этого пьедестала и является одной из самых любопытных деталей в эпопее создания статуи. Для постамента было решено использовать природный камень. Подходящую по масштабам гранитную глыбу нашёл некий крестьянин по имени Семён Вишняков. Камень оказался непростым, а с историей. Согласно легенде в него ударила молния и образовала трещину. В народе его стали именовать с тех пор «Гром-камень».
Находился валун далеко за пределами Санкт-Петербурга, по дороге в деревню Конная Лахта. Он был невероятно огромным и перевезти его на первый взгляд не представлялось возможным. Фальконе стал ломать голову над тем, как же доставить эту громадину в город. Камень сидел наполовину в земле. Местность вокруг была болотистой. Было решено вытащить его для начала. Для этой цели наняли греческого инженера Мариноса Карбуриса. Тот предложил такой план: дождаться зимы, чтобы земля замёрзла и потом перетащить валун до моря. Инженер сконструировал металлические сани, которые скользили по гусеницам.
В конструкции Карбурис использовал бронзовые сферы для уменьшения трения. Официально шарикоподшипник был изобретён лишь два десятилетия спустя Филипом Воаном. На деле же эта до горя простая вещица встречается во многих машинах, создававшихся в разные периоды истории ещё со времён Римской империи.
Транспортировка громового камня в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф.Шли.
Пока камень перевозили, Екатерина периодически приезжала к месту работ, чтобы посмотреть, как идёт дело. Чтобы обеспечить передвижение валуна, шпиль вращало больше трёх десятков человек. Камень двигался с черепашьей скоростью. По ровной местности в день удавалось пройти 150 метров. Когда же дорога была не очень ровной, то конструкцию приходилось периодически разбирать и собирать заново. После того как громовой камень был доставлен к морю, для него построили специальный причал и огромную баржу. Когда валун водрузили на судно, его поддерживали с обеих сторон по два полноразмерных боевых корабля.
К счастью, путешествие было коротким и гром-камень, наконец, доставили в Санкт-Петербург. В доках собралась огромная толпа, чтобы поглазеть на его разгрузку. Доставка груза таких размеров и веса стала настоящим подвигом.
Доставка такого гигантского постамента стала по тем временам настоящим подвигом.
Для этого грандиозного дела понадобились усилия четырёх сотен человек, в числе которых каменотёсы, трудившиеся над формированием пьедестала. Целых девять месяцев длилась эта эпопея с камнем. Вес полуторатонного валуна после обтёски составил 1,25 тонны. Наконец, работа по возведению монумента была окончена. К сожалению, создатель Медного всадника не смог присутствовать на церемонии открытия. К этому времени он уже успел поссориться с императрицей и не жил в России.
Открытие Медного всадника на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Гравюра А.К. Мельникова.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Мост для поцелуев, улица в честь Бармалея и другие заблуждения об архитектуре Санкт-Петербурга
Заповедный пруд
После себя громовой камень оставил в земле гигантских размеров яму. Она была в несколько раз больше самого валуна. По сей день на этом месте существует пруд размером в полгектара. Его окружает вал из земляных камней. Называют это место Петровский пруд. Он является заповедной зоной.
Петровский пруд.
С Медным всадником связано множество городских легенд. Об одной из них прочтите подробнее в другой нашей статье о том, как шутили российские правители, и чем эти шутки заканчивались.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: