Некоторые люди мечтают жить по-старинке, чтобы все в семье румяные, в белых рубашечках и каждое утро пили бы парное молоко. А некоторые до сих пор примерно так и живут — по старинке. Строгие заповеди и максимальная изоляция от грешного большого мира… Правда, всё ли так безоблачно в их жизни?
Старообрядцы
Староверы, они же старообрядцы, они же раскольники появились во время церковной реформы патриарха Никона — это те православные, которые новые положения реформы отказались принимать. Для них принципиально креститься двумя пальцами, а не тремя, потому что это выражение того, что они верят в двуединую, а не триединую природу бога. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак покорности; печатных икон не признают — икона должна нести в себе печать духовного усердия, а значит — от и до сделана быть человеческой рукой.
Современные старообрядцы.
Хотя существует стереотип, что старообрядцы живут только в Сибири и Поморье, на самом деле они раскиданы по всей России, а после революции — и не только по России. Старообрядцев можно встретить, например, в Новом Свете. Не всегда старообрядцы соблюдают старые заветы. Например, им запрещено «скоблить бороду», но поскольку борода сама по себе не искупает грехов — а нагрешишь, хочешь или не хочешь, пока молод, с три короба в одном или в другом, многие находят, что тогда уж и бороду можно не носить. Всё одно каяться.
Самые суровые староверы чураются города, живут в деревне, на земле. Женщины не носят украшений, не красят и не стригут волос. Мужчины свято соблюдают запретные для интимных отношений дни, не трогая жену (а таких дней в году большинство). Все избегают табака, телевидения и интернета, а вот картошку и электричество могут признавать и в самых суровых общинах — только не допускать их в храмы и часовни. (Картошка и табак плохи тем, что их привезли из противоземель, с той стороны земли, то есть). Надо сказать, что, хотя старообрядцы кажутся равнодушными к суете мира, именно из их среды вышло некогда немало крупных купцов.
Старообрядцы в двадцатом веке.
Нельзя сказать, чтобы одевались старообрядцы в деревнях точно так же, как до никоновской реформы, но на мало знакомого с историей костюма человека их наряды производят впечатление: сарафаны, платки, подпоясанные рубахи. Держаться принято строго, без лишней живости, и эта манера держаться на многих производит чуть ли не большее впечатление, чем парное молоко по утрам: словно люди перед тобой узнали нечто особенное. Оттого в последнее время немало желающих креститься в старообрядчество.
Теоретически это возможно, но на практике старообрядцы строго охраняют свою веру от свойственных неофитам искажений, чрезмерных порывов и так далее. Каждый, кто хочет перейти в «старую веру», должен как следует изучить теоретическую часть, читая книги и разговаривая с наставниками. Кстати, венчаться старообрядцам можно только внутри своих общин. Даже с православными, но послереформенного толка они венчания не признают.
Боярыня Морозова для старообрядцев — мученица веры, одна из важных исторических фигур.
Мормоны
Название этой большой американской общины (четвёртой по величие последователей в США) происходит от пророка, в которого они верят — Мормона. По легенде, Мормон жил в Америке в четвёртом веке и Бог связался с ним, чтобы передать своё слово точно так же, как он это делал в Старом Свете. Однако европейцы почти уничтожили коренное население, и Богу пришлось послать ещё разочек ангела уже белому человеку, Джозефу Смиту-младшему. Он и стал основателем мормонской церкви.
Хотя мормоны ассоциируются с общинами в сельской местности, но их точно так же, как старообрядцев, можно обнаружить и в городах. Сельские мормоны порой принципиально одеваются в одежды фасонов девятнадцатого века, а городские могут отличаться обычной скромностью покроя и расцветок. Как и старообрядцы, мормоны не признают табака и кофе, но из других соображений — то и другой вызывает привыкание. Так что список запрещённого вполне логично дополняется алкоголем, чаем и некоторыми другими продуктами. Кроме того, мормоны обязательно платят десятину, то есть десятую часть своих доходов, церкви.
Семья мормонов, девятнадцатый век.
Мормоны (как и все представители консервативных общин) исключают из своей жизни контрацепцию. Но если количество «постных дней» у старообрядцев помогает ограничивать рождаемость, то у мормонов нет календаря, когда исполнение супружеского долга запрещено или разрешено, так что семьи у них многодетные. А у тех, кто откололся от родной церкви и продолжает придерживаться традиций многожёнства — особенно. Да, кстати, мормоны против внебрачных связей. Это нецеломудренно — не то, что одному мужчине жить с десятью женщинами.
Именно из среды «раскольников» вырываются те страшные истории о женщинах и детях, которые подолгу потом будоражат большой мир. Например, в 2011 году пастор-раскольник Джеффс получил мировую известность и пожизненный срок за то, что насиловал девочек своей общины — на глазах своих многочисленных жён, многие из которых прошли через то же самое. До сих пор многие из его паствы не отвернулись от него, а пытаются разделять с ним заточение в качестве послушания. Для этого они по несколько часов в день сидят в специальной деревянной клетке.
Уоррена Джеффса ведут в зал суда.
Почти все жители мормонских городков — родственники в той или иной степени. Поэтому рождение детей с теми или иными проблемами со здоровьем — обычное дело. В больших городах такой проблемы нет: в штате Юта мормоны очень многочисленны, легко найти себе супруга.
Меннониты и амиши
Многие считают амишей разновидностью мормонов из-за их похожей консервативности. На самом деле, амиши — разновидность меннонитов, выходцев из германоязычных земель, которые живут во многих странах мира. В том числе жили в российском Поволжье и основали большую фермерскую общину в Аргентине. Именно среди немцев-меннонитов, по легендам, прятались нацистские преступники, бежав из Европы. Сами меннониты, однако, очень не любят, когда к ним привязывают нацистов, так что не стоит спрашивать, правда ли это. Скорее всего, они скажут, что в городах Аргентины просто слишком вольно жилось кому угодно.
Семья меннонитов.
Фактически, и в России, и в Америке меннониты появились по одной и той же причине: они спасались от преследований в Европе. Кроме того, в новых землях они легко получали землю, а по представлениям меннонитов, по-настоящему праведен труд только на земле. Поэтому менонниты и амиши — это всегда фермеры.
В Америке амишей легко можно узнать по головным уборам. Девушки и женщины носят белые чепчики, мальчики и мужчины — круглые шляпы с широкими полями. Те и другие одеты очень закрыто и старомодно. Девушкам и женщинам полагаются также фартуки. По цвету и фасону чепчка и фартука всегда можно узнать, замужем ли уже девушка или нет. Мужчинам в одежде запретны ремни — вместо них брюки держат подтяжки. Женщины избегают использовать в одежде пуговицы, заменяя их крючками и булавками; в мужских брюках пуговиц тоже нет. Женатый мужчина у амишей отращивает бороду, но усы тщательно сбривает. И усы, и ремни напоминают им о гусарах, которые нападали на меннонитов в Европе.
Девочка-подросток из семьи амишей играет в бейсбол.
Меннониты по всему миру (и даже нередко в пределах одной страны) делятся на течения по уровню строгости. В целом, обычно не приветствуются приметы технического прогресса в доме. В хлеве, месте более поганом, пожалуйста. В поле, выращивая хлеб, тоже можно — там и навоз можно разбрасывать. Так что меннонит может разъезжать на тракторе или доить корову при свете электрических ламп, но дома зажигать свечи и стирать вручную. У многих меннонитов и всех амишей дома только вещи из натуральных материалов.
Отношение к женщине, как водится в подобных общинах, всегда свысока и с предубеждением, но девушкам, вопреки стереотипам, разрешается общаться с парнями. Они разговаривают, играют в народные игры по выходным, могут просто гулять. Девочки учатся точно так же, как мальчики.
Семья амишей.
Амиши отрицают автомобили, передвигаясь на лошадях или самокатах — независимо от пола. Другие меннониты не видят в использовании автомобилей ничего дурного, разве что кататься без дела у них запрещено. Амиши также не читают взрослых книг, кроме Библии; книжки — развлечение для детей. Очень часто их дома вызывают удивление у россиян: они бывают украшены огромной красной пятиконечной звездой, очень похожей на советскую. Это просто знак для удачи.
Поскольку амишам запрещено фотографироваться, специально для них в США введена особая форма удостоверения личности без фотографии. В отличие от большинства меннонитов, амиши также не строят церквей. Ещё одна особенность амишей: они дают возможность молодым людям посмотреть большой мир и подумать, хотят ли они остаться в общине, навсегда приняв для себя её суровые правила, или жить обычной современной жизнью. Вернувшегося наконец крестят — да, амиши крестятся не в детстве и исключительно по доброй воле и сознательно. Кстати, возвращается большинство. И только крещёным амишам разрешается создавать семьи.
Семья меннонитов.
Меннониты — убеждённые пацифисты. Кроме того, они считают одним из злейших врагов человечества гордыню и именно поэтому не любят искусства — ведь успех в музыке или живописи пробуждает гордыню. По той же причине амиши избегают фотографироваться и делают кукол без лиц: изображения людей служат гордыне. Все меннониты, включая амишей, избегают спиртного.
Меннониты Российское Империи в девятнадцатом веке удивляли наблюдателей тем, как, ведя преимущественно крестьянский образ жизни, высоко ценили грамотность. Читать и писать обучали обязательно не только мальчиков, но и девочек.Создавались не только меннонитские школы, но и ремесленные училища. Во время Первой мировой войны меннонитов Украины насильно переселяли к единоверцам в Поволжье, опасаясь с их стороны предательства.
Рассматривал меннонитов, как и всех немцев скопом, исключительно как союзников Германии и Сталин. Одним из мотивов перемещения немцев в Среднюю Азию стал факт, что ещё в 1880 там уже была основана меннонитская община — так сказать, меннонитов отправили по проторенной дорожке. На деле к началу войны общины уже не существовало — её членов депортировали в Германию в 1937 году.
Российские крестьяне чуть больше ста лет назад тоже были довольно консервативны в своём укладе. Ретро фотографии, рассказывающие о жизни крестьян в дореволюционной России начала XX века.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Боярыня Морозова - это что, шутка такая?!
Из каких источников брали картинку?
Лилит Мазикина, Вы картину Сурикова в оригинале видели? Это же не "Пикабу", а Культурология... постарайтесь повнимательнее выбирать репродукции...