Цаатаны — один из немногих кочевых народов оленеводов, оставшихся на нашей планете. С каждым годом их все меньше и меньше, и они вот-вот могут исчезнуть с лица Земли. Живут эти странные люди в Монголии, а между тем изначально веками селились на территории России. По какой причине им пришлось покинуть свои исторические земли и почему «оленьих людей» не любят монголы? Об этом – в нашем материале.
Почему не хотят возвращаться
Если еще в начале века в публикациях, посвященных этому народу, говорилось о том, что цаатанов осталось на Земле не более 500, то, по последним данным, указывается еще более печальная цифра – чуть больше или чуть меньше 200.Интересно, что повернись ход истории по другому – и цаатаны сейчас были бы российским народом, ведь испокон веков они жили на территории современной Тывы (Тувы). У этих оленеводов даже есть второе название – тувины. Однако бесконечные войны прошлых веков заставили цаатанов перебраться южнее и восточнее, в Монголию, в предгорья Хангая, навсегда покинув привычное место обитания.
Этот народ живет в окрестностях озера, расположенного в монгольских лесах. /Фото: Джоэль Сантос
Говорят, что до Второй мировой войны эти кочевники еще появлялись на территории России (РСФСР), но с ее началом окончательно осели в Монголии из-за боязни призыва в армию. Тем более что и граница охраняется очень серьезно – не то что в давние времена.
Озеро Хубсугул, вдоль побережья которого обосновался в итоге этот кочевой тюркоязычный народ, называют в Монголии «Малым Байкалом», ведь оно для страны – важная достопримечательность, кусочек чудом сохранившейся дикой природы.
«Олени – наше всё»
Цаатаны сохранили тот уклад, которым жили еще несколько веков назад. Они живут в передвижных чумах и занимаются оленеводством.«Цаатан» с монгольского переводится как «тот, кто владеет оленями». Эти кочевники не просто разводят их, заботясь о них. Для цаатанов это животное фактически член семьи, и они верят, что существуют лишь благодаря оленям, а если те исчезнут с лица Земли, исчезнет и их народ. Кстати, почти две трети цаатанов – язычники и исповедуют шаманизм, участвуя в обрядах.
Пожилых людей осталось достаточно, а вот молодежи всё меньше и меньше. /Фото: Джоэль Сантос
Едят эти странные кочевники всё, что производят из оленьего молока – сыр, сметану, творог и так далее. Пьют опять же оленье молоко. Возможно, если бы цаатанам было разрешено торговать олениной, их рацион стал бы более разнообразным и они отошли бы от своих вековых гастрономических привычек. Однако по закону они не имеют на это права.
Шкуры оленей используются кочевниками для постройки чумов, на шкурах они и спят, в них же одевались их предки (сейчас стала использоваться и современная одежда), а для изготовления украшений и обуви цаатаны используют оленьи сухожилия и кожу.
Они едят продукты из оленьего молока. /Фото: Pascal Mannaerts
Эти животные являются для них и транспортном, на котором они ездят из селения в селение, и помощниками при переправке грузов. А для туристов, посещающих поселения цаатанов, северный олень – экзотическое животное, на котором можно покататься.
А вот в пищу оленину цаатаны употребляют только в крайнем случае, предпочитая по возможности есть мясо других животных либо дичь.
Даже место для проживания цаатаны выбирают с учетом ореола обитания оленей. Так, поскольку рогатые питомцы тяжело переносят жару, летом кочевники перебираются повыше, где погода стоит прохладнее. Такие места обычно расположены на высоте более 2 тыс. м над уровнем моря. А вот зимой оленеводы живут в более низкой местности, в лесах, где нет сильных ветров.
Почему их не любят
Чтобы попасть в селение цаатанов, нужно проделать очень большой путь – ехать от ближайшего города несколько дней на автомобиле до национального парка Цагаан-Нуур и еще не менее суток – на лошади по тайге в сопровождении местных проводников. В одиночку по такой суровой местности не доберешься – можно погибнуть.В этих краях живут только кочевники-цаатаны да олени. /Фото: Pascal Mannaerts
Туристов цаатаны любят, ведь благодаря им у них есть деньги: гости покупают поделки и другие изделия народных промыслов, выполненные местными жителями, дают деньги за возможность сфотографироваться и посетить их чумы. Путешественники всегда воспринимают такое общение с восторгом.
А вот местные монголы и защитники природы не очень жалуют этих странноватых в их понимании кочевников. Дело в том, что цаатаны активно вырубают деревья для своих целей, причем используют для этого вовсе не ручные пилы, как можно подумать, зная их консервативный уклад, а электрические. Путешественники делились, что именно по звуку электропилы можно узнать, где расположено селение этих оленеводов. Власти признаются, что ничего не могут поделать с этим коренным народом – он живет по своим собственным правилам. А между тем природе наносится огромный урон.
Путешественники, побывавшие в поселениях этих кочевников, говорят, что и к оленеводам стали приходить блага цивилизации. У цааталов появились солнечные батареи, а кто-то даже якобы видел в одной юрте телевизор. Однако использовать современные технологии для обогрева этот народ принципиально отказывается, отапливая свои жилище по старинке – дровами.
Печку все равно топят дровами. /Фото: Джоэль Сантос
Еще одна причина, по которой цаатаны вызывают возмущение и у защитников природы, и у властей, заключается в их неконтролируемой охоте. Местные жители уверяют, что кочевники убивают не только разрешенных для охоты волков, лисиц и зайцев, но и редких животных – например, снежного барса. Сами цаатаны отрицают эти обвинения.
Вот-вот вымрут
Кроме разведения оленей, охоты и вырубки лесов, цаатаны больше ничем не занимаются. Как истинные кочевники они не сажают ни полей, ни огородов, то и дело передвигаясь с места на место и каждый раз при этом расчищая для себя пространство путем вырубки деревьев.Кочевник рубит дрова. /Фото: Pascal Mannaerts
Поскольку численность цаатанов неуклонно снижается, власти Монголии пытаются поддерживать этот вымирающий народ, но в то же время накладывают а него и множество ограничений – в том числе на их традиционный вид деятельности – охоту. Цаатанам как нацменьшинству платят пособие, но оно слишком маленькое и на него не проживёшь. В общем, стимулов рожать детей и продолжать род у них становится все меньше.
Некоторые представители этого кочевого племени уезжают в города, где женятся или выходят замуж, и из-за этого чистокровных цаатанов становится еще меньше.
На территории России тоже есть несколько народностей, которые до сих пор занимаются оленеводством. В продолжение этой темы читайте, какую одежду сегодня носят коренные народы Крайнего Севера, живущие вдали от больших городов.
Текст: Анна Белова, Фото на обложке: Джоэль Сантос, Pascal Mannaerts
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: