Ещё при жизни Андрея Тарковского считали классиком мирового кино. Его называли гением, философом, пророком, мистиком. Больше чем карьера, интерес и поклонников, и ненавистников режиссёра, вызывал его второй брак. Лариса Кизилова стала для Тарковского той, к которой всегда хотелось возвращаться. Правда, окружение гения её не принимало. Как столь разные люди смогли стать единым и неделимым целым? Как дух Бориса Пастернака предсказал режиссёру его будущее и почему он всё же уехал за границу?
Советское детство
Маленький Андрей Тарковский с отцом. / Фото: vm.ru
Будущий великий советский кинорежиссёр появился на свет 4 апреля 1932 года, на родине своего деда, в селе Завражье Ивановской (ныне Костромской) области. Мать работала корректором, а отец был известным поэтом и переводчиком. Он ушёл из семьи, когда сыну было всего 3 года, а младшая сестрёнка Марина вообще была младенцем. Будучи уже взрослым, Андрей Арсеньевич признавался, что ему всегда очень не хватало отца. Мать стала для него и тем, и другим. Она отдала сыну всё. Тарковский говорил часто, что всем обязан ей. Для детей она делала всё возможное. Они получили прекрасное образование. Андрей посещал музыкальную школу, художественное училище.
Андрей Тарковский с сестрой Мариной. / Фото: levelvan.ru
Любимым композитором Андрея был Иоганн Себастьян Бах. Музыка имела для него огромное значение. Она придавала смысл там, где режиссёрское мастерство было бессильно, чтобы передать все эмоции. Также Тарковский восхищался картинами великого художника Питера Брейгеля и часто цитировал их в своих фильмах. Нарочитая отстранённость и холодность, контрасты красок, фантазия и гротеск, тщательная прорисовка каждой детали — это то, что отличает творчество Брейгеля и очень свойственно киноязыку Андрея Тарковского. Своим детством, наполненным музыкой и живописью, режиссёр питался всю свою творческую жизнь. Кинокритики находят в картинах режиссёра переклички с шедеврами Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Пьеро делла Франчески, Яна ван Эйка, говорят об уникальном чувстве кадра.
Как родители влияли на творчество сына
Мать Андрея Тарковского, Мария Ивановна Вишнякова. / Фото: museikino.ru
Своей матери режиссёр отдал дань уважения во всех своих кинолентах. Её имя, Мария, носили героини почти всех его фильмов. С отцом Андрей тоже не терял связь. Он общался с ним. Всегда любил его поэзию и уважал взгляды на жизнь.
В бревенчатом доме, в местечке Юрьевец, Мария с детьми переживала военное лихолетье. Благодаря столичному образованию смогла устроиться в местную школу учителем. Выменивала скромные довоенные предметы роскоши на еду. Так, за ведро картошки, пришлось отдать бирюзовые серьги. Этот эпизод из своего детства Тарковский процитировал в «Зеркале».
Мария Ивановна Вишнякова с сыном Андреем Тарковским. / Фото: museikino.ru
Правда, в кино Андрей пришёл не сразу. Отец желал, чтобы сын получил серьёзное образование. По его настоянию он после школы поступил в Институт востоковедения. Отучился там полгода и просто пришёл в ужас. Занятие арабским языком было невероятно мучительным, в нём не было никакой искры творчества. Нерадивого студента отчислили. Родители очень переживали, что сын пойдёт по кривой дорожке. Они отправили его в геологическую экспедицию в Сибирь. После возвращения оттуда Тарковский уже твёрдо знал, чего он хочет от жизни. Он сразу отнёс свои документы во ВГИК на режиссёрский факультет.
Юный Андрей Тарковский. / Фото: museikino.ru
Судьбоносный случай на даче и гениальное творчество
Друзья Андрея Арсеньевича рассказали одну мистическую историю. Однажды все они были на даче у Тарковских и дурачились, «вызывая духов». Они решили побеспокоить дух Бориса Пастернака. Режиссёр спросил его о том, сколько фильмов он снимет. Ответом было число 7. Тарковский удивился, что так мало. Все посмеялись и забыли об этом. Но за свою жизнь гениальный режиссёр действительно успел снять всего 7 полнометражных картин. Зато каких: «Иваново детство», «Солярис», «Андрей Рублёв», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение».
При этом он сумел создать на экране целый мир, его фильмы узнаёшь с первого кадра. Удивительный мир Такрковского словно соткан из снов, которые он считал вещими. Ночные грёзы и кошмары гения складывались в замыслы кинолент, которые и сейчас вызывают у каждого вдумчивого зрителя неизменный восторг. Тарковский завораживает зрителя, словно гипнотизёр. Медленная камера, долгие планы, сквозные образы. Такого ещё не видел никто!
Андрей Тарковский в молодости. / Фото: ros-pres.com
Например, в ленте «Иваново детство», которая руководством предполагалась как патриотическая картина, Тарковский немного сместил акценты. Никаких батальных сцен, никаких танков, всё внимание на внутренний мир мальчика, чью душу смертельно ранила война. На контрасте снов героя с реальностью выстроен весь фильм. Глубоко в подсознании тяга несчастного, духовно искалеченного ребёнка, к гармонии, свету, миру и добру. В реальности - страх и ненависть. «Иваново детство» принесло Тарковскому мгновенный, ошеломляющий успех. В 1962 году картина получила Золотого льва на Международном фестивале в Венеции.
В следующем своём фильме «Андрей Рублёв» режиссёр выступал за всеобъемлющее братство. Опять стал призёром престижного кинофестиваля — на этот раз в Каннах. Тарковский был глубоко убеждён, что миссией художника является борьба с несовершенством мира. Фигура Андрея Рублёва — символ этой идеи. Человечество может спастись только через духовные ценности — другого пути нет.
Потом был «Солярис». Это, пожалуй самый известный фильм Тарковского на родине. Фантастика тогда была весьма популярна в СССР. Фильм был снят по роману известного фантаста Станислава Лема, но режиссёра больше манил космос человеческой души. К фантастике он относился весьма прохладно. Экранизация стала очередным фильмом-притчей, чем писатель остался чрезвычайно недоволен.
Цель жизни — любить
Андрей Тарковский в своих фильмах очень часто в разных интерпретациях повторял фразу о том, что цель жизни — это любовь. Это же он повторял и в своей жизни.
Андрей Тарковский считал, что цель жизни - это любить. / Фото: arzamas.academy
С Ирмой Рауш Тарковский познакомился во ВГИКе. Андрей сразу влюбился в однокурсницу, внешне очень похожую на его мать. На третьем курсе они поженились, потом у них родился сын, которого назвали Арсением, в честь отца Тарковского. Ирма была не только любимой женой, но и музой режиссёра, а также очень талантливой актрисой. Но Тарковскому чего-то не хватало в их отношениях. Он был буквально одержим искусством и нуждался в женщине, которая бы в нём целиком и полностью растворилась, создала бы ему уют и оградила от бытовых проблем.
Такой оказалась вторая жена - Лариса Кизилова. Их роман начался на съёмках «Андрея Рублёва», где Лариса была ассистентом режиссёра. Ещё целых пять лет Андрей метался между двух женщин, но в конце концов, всё же остался с Кизиловой. Этот выбор, казалось, за него сделала сама судьба и он был окончательным. С этой женщиной он прожил до конца своих дней.
Лариса Кизилова. / Фото: andrei-tarkovsky.com
Они были абсолютно разными во всём. В окружении режиссёра не только считали Ларису разлучницей, но и бесконечно презирали за то, что она простушка, деревенщина. При этом именно она смогла сделать Тарковского по-настоящему счастливым. Она обеспечивала мужу надёжный тыл, терпела его интрижки и безропотно хранила домашний очаг. Кизилова решала абсолютно все организационные и бытовые вопросы. Везде, где только не жили Тарковские, женщина создавала уют, поддерживала идеальную чистоту, а о её пирогах просто слагали легенды.
Лариса преданно и жертвенно служила своему гению, а он с восхищением и благодарностью принимал её жертву. Без супруги он жить не мог. Конечно, это не мешало режиссёру заводить интрижки, но он всегда неизменно возвращался к своей фее домашнего очага. Она была идеальной женой гения. Брак их, вопреки всем прогнозам, оказался невероятно прочным. Их разлучила только смерть.
Андрей Тарковский с женой Ларисой и сыном Андреем, 1972 год. Возвращение с Каннского кинофестиваля. / Фото: mk.ru
В новом браке родился сын Андрей. Тарковского терзали муки совести за то, что он бросил Ирму и оставил старшего сына, повторив судьбу своих родителей. Ведь он так и не смог простить своего отца за расставание с мамой. Рассуждения о том, что дети — это зеркало своих родителей и они обречены повторить их судьбу, легло в основу фильма «Зеркало». Вся боль Тарковского вылилась в кадрах этой философской картины. Биографическая лента по праву считается мировым киношедевром. Многие кинокритики считают её вершиной творчества режиссёра.
Следующей картиной был «Сталкер». Первый вариант ленты был испорчен в лаборатории, потому всё пришлось переснимать заново. Тарковский считал, что фильм от этого только выиграл, так как он исправил все недочёты первой версии. После выхода фильма, Александр Кайдановский стал культовым актёром, а Тарковский получил звание Народного артиста СССР.
Андрей Тарковский за работой. / Фото: museikino.ru
Вскоре он эмигрировал. Причиной многие считают то, что режиссёра якобы притесняли советские чиновники, не давали снимать, не утверждали сценарии. Это не совсем так. Сам Тарковский говорил, что просто чувствовал себя никому не нужным на родине, совершенно чуждым своей культуре. На Западе режиссёр успел снять всего две картины: «Ностальгия» и «Жертвоприношение». Над последним фильмом он работал уже будучи смертельно больным. В детстве он переболел туберкулёзом и это аукнулось ему раком лёгких. Андрей Тарковский умер 29 декабря 1986 года. Он не дожил до своего 55-летия всего несколько месяцев. Андрей Арсеньевич успел смонтировать свой последний фильм, который стал его творческим завещанием.
Воздействие, которое искусство Тарковского оказало на мировой кинематограф, трудно переоценить. Самого известного русского режиссёра считают одним из самых влиятельных авторов мирового кино.
Советское кино богато картинами, которые стали нетленными шедеврами классики. Прочтите в другой нашей статье о том, какие некрасивые истории стоят за красивыми фильмами советского кинематографа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: